Соотношение цены и качества: устная или письменная консультация налогового эксперта?

994

Уже на протяжении долгих лет в России считается абсолютно нормальной практика, когда представитель компании (директор или бухгалтер) обращается к корифеям отечественного Права с целью разобраться, что же, собственно, подразумевает та или иная формулировка в кодексе, законе или приказе. Практика эта, разумеется, печальная, если говорить по большому счету, однако данный бизнес настолько успел разрастись к сегодняшнему дню, что конечному потребителю этой услуги уже становится сложно выбрать не только самого консультанта, но и ту форму, в которой он эти консультации может получать. Ситуация усугубляется тем, что не всегда удается быть уверенным наверняка, насколько его заявленная квалификация соответствует действительности. Ввиду этого мы постарались структурировать большинство предложений этого рынка и сопоставить их между собой. Давайте посмотрим, что из этого получилось.

Откуда берется потребность

Каждый бухгалтер прекрасно знает, каким языком пишется наше законодательство… В некоторой степени удивительно то, почему в таких поистине важных документах практически всегда невозможно уловить суть написанного. А ведь за нарушения того или иного предписания предполагается наложение административных штрафов и даже предусмотрена уголовная ответственность. Даже человеку, когда-то учившемуся на юриста, бывает сложно разобраться в том же Налоговом Кодексе, текст которого, уж простите, не имеет ничего общего с привычным нам русским языком. Двусмыслица, недосказанность, «бюрократические» обороты речи, «перегруженные» предложения – все это потворствует тому, чтобы авторы этих текстов из года в год переводили их в легкую для понимая речь, но нет… Давно ли вы видели депутата или министра, который писал аналитическую статью о том, в чем заключается суть его законодательной инициативы? Как правило, на роль «разъяснителей» претендуют журналисты, которые, в лучшем случае, берут у них интервью, далее по цепочке этим начинает заниматься ФНС после лавины вопросов со стороны бухгалтеров и, конечно же, замыкают цепочку наши консультанты, заработок которых и основывается именно на «разжевывании» неразумных текстов. Попробуйте ради интереса ввести запрос в поисковике «налоговые консультанты» и вы будете впечатлены, сколько фирм и «фирмочек» предоставляют эти услуги. Более того мы вам скажем, каждая из них пользуется большой популярностью на рынке, т.к. спрос на их услуги не падает даже в период экономического кризиса. Руководство компаний выделяет деньги на оплату этих услуг, руководствуясь логикой, что лучше заплатить и сделать все правильно, чем тратить деньги на штрафы, а потом все равно обращаться к консультантам. Можно ли сказать наверняка, что впервые обратившись в консалтинговую компанию, ее клиент получит именно ту консультацию, на которую рассчитывал? Это вряд ли.

Что есть на рынке?

Как это было сказано выше, предложений соответствующих услуг имеется большое множество, причем распределение фирм в регионах прямо пропорционально тому количеству фирм (по сути клиентов), которые в них представлены. В основном консалтинговые компании тесно «кучкуются» в Москве и Санкт-Петербурге – наиболее крупных городах Российской Федерации. Чем дальше смещаться в сторону Урала и далее за его пределы на Восток, тем их становится меньше. Можно ли судить здесь об их «удаляющем» качестве? Скорее, нет, чем да. Если брать за основу то, что предлагает нам к выбору интернет, то услуги компаний можно условно разделить на следующие категории:

  1. Разовые консультации юридических лиц по вопросам налогообложения, ведения сделок, кадрового делопроизводства, бухгалтерского учета. Эти услуги могут быть представлены как в письменной, так и в устной форме;

  2. Сопровождение юридических лиц по аналогичным вопросам на постоянной основе с определенным «лимитом» оказываемых услуг в рамках выбранного пакета;

  3. То же самое сопровождение, но в распоряжении клиента есть «полный безлимит». Такой вариант сотрудничества выбирают, как правило, имея дело с крупными поставками продукции за рубеж, где руководству организаций нужно быть постоянно на связи с юристами. Стоит, конечно, это недешево;

  4. Консультации экспертов в качестве «бонуса» к другому продукту. Например, к справочно-правовой системе. О них вы можете почитать по ссылке.

  5. Частные налоговые консультанты. К их помощи, как правило, обращаются по знакомству. Они в каждом отдельно взятом случае могут отвечать на вопросы как в письменной, так и в устной формах.

Разумеется, перечисленные нами категории поставщиков данной услуги устанавливают тот ценник, который будет для них приемлем. Конкуренция между ними, если не «жестокая», то, по крайней мере, жесткая. «Зоны влияния» каждой из них могут делиться не на города и районы, а даже на улицы. Откройте хотя бы 2 GISили Яндекс.Карты в произвольном городе (не обязательно крупном) и вы увидите, что офисы консалтинговых компаний достаточно тесно расположены друг к другу, а то и находятся по несколько штук в одном здании.

Если говорить о стоимости их консультаций, то корректно определить ее будет непросто – уж больно сильный «разлет» в рамках одноименных услуг:

  1. Налоговые и бухгалтерские консультации ООО и ИП (в офисе клиента, по телефону, по Skype – 1500 рублей – 4000 рублей;

  2. «Безлимитное» консультационное обслуживание ООО и ИП – 10000 рублей минимум. Максимум определить затруднительно, т.к. это может выходить за пределы стандартного прайса, а перейти в плоскость «личных договоренностей»;

  3. Анализ налогообложения Вашей деятельности с подбором оптимального – 5000 рублей – 15000 рублей.

  4. Налоговый аудит (проверка правильности уплаты налогов) – 5000 рублей – 20000 рублей;

  5. Оптимизация налогообложения, налоговое планирование, исковые заявления в суд по налоговым спорам – 3000 рублей до 30000 рублей в зависимости от потенциальной «сложности» дела.

При этом при всем первичные консультации, как правило, даются бесплатно. Дабы не позволить потенциальным клиентам «слезть с крючка», компании из разряда «бесплатных» переводят их в разряд «платных». Объясняют эксперты это тем, что обсуждаемый вопрос, как правило, «требует дополнительной квалификации» или же «выходит за рамки обычного консультирования» и т.д. Скорее всего, платить все равно придется, да это и правильно. Как там говорили про бесплатный сыр?..

И все же письменная или устная?

В зависимости от своих потребностей руководство организации может выбрать одну или несколько из перечисленных выше услуг. В большинстве случаев клиенты консалтинговых компаний едва ли доверяют тому, что им говорят консультанты, в особенности это правило действует тогда, когда услугам налоговых экспертов обращаются впервые. Именно в этот момент пользователям нужная некая «бумага», на которой будет изложен ответ на поставленный вопрос. Данный документ, желательно оформленный на фирменном бланке с подписью и печатью консультирующего лица, по мнению директора или бухгалтера, можно будет предоставить в профильное Ведомство в качестве алиби своим поступкам. Устную же консультацию, как говорится, «к делу не приложишь» и ответственность в случае возникновения какой-либо ошибки переложить на кого-то еще уже не получится. Отвечая на вопрос, какой вид консультаций гораздо лучше, говорим однозначно – письменный. Помимо всего прочего такую «бумагу» можно в любой момент перечитать заново, проанализировать те сноски на законодательство, которые указал консультант, более детально разобраться в вопросе. Однако тут тоже есть свой минус – цена и еще раз цена. Так, скажем, «классическая» консультация юридического лица по одному вопросу может стоить порядка 2000 рублей и около 5000 рублей за тот же самый ответ уже в написанном виде. Цены так сильно разнятся не только потому, что экспертам приходится вручную писать ответ – это, конечно, тоже «энергозатратное» мероприятие, но дело все же в другом. Речь вновь идет об ответственности. Среди множества сотрудников консалтинговых агентств найдется немало тех, кто предпочел бы «на словах» помочь своим клиентам. Слово не воробей – вылетит, не поймаешь, как говорится. А за текст придется отвечать и, возможно, даже в суде.

В итоге

Мы приходим к неоспоримому выводу, что у большинства российских компаний есть прямая необходимость в получении разъяснений в области перманентно меняющегося законодательства. Классической формой получения таких разъяснений остается юридический консалтинг, который во многом обходится в разы дешевле, чем содержание штатного юриста. Цены на услуги таких фирм разнятся в разы и здесь уж лучше иметь дело с проверенными агентствами. Письменная консультация гораздо лучше устной, следовательно, лучше ориентироваться на те компании, у которых такая услуга предусмотрена в принципе. При этом чрезвычайно важно знать, что отказ в письменной консультации может означать для клиента то, что вы имеете дело с низко квалифицированными экспертами, не имеющими достаточного опыта в решении практических задач. Так или иначе, они просто не хотят за что-то отвечать и даже за свой собственный труд. Это не есть хорошо.

Желаем нашим читателям, пользователям услуги «1С 8.3 онлайн», качественных консультаций. Всего доброго!

0
Начните работать в 1С прямо сейчас
*обязательные для заполнения поля