Доступ в 1С
Написать директору

«В одной упряжке»: как двум компаниям организовать совместную деятельность? | Блог для бухгалтера

«В одной упряжке»: как двум компаниям организовать совместную деятельность?

25.05.2017
580

Любой предприниматель рано или поздно приходит к мысли, что пора бы ему выходить на «новый уровень»: заключать крупные государственные контракты, искать более «жирных» контрагентов и не распылять свои драгоценные силы и время на всякую «шелуху». Желания, как это водится, далеко не всегда соответствуют возможностям и этот диссонанс свойственен деловым людям. Бывает так, что получить одному крупную финансовую выгоду хочется, но не получается – нужно с кем-нибудь объединиться (с таким же единомышленником) и за тем этот доход разделить. Тема сегодняшнего дня – рассказ о том, как фирмы объединяются для достижения совместной цели, не тесно ли им рядом, как их работу регламентирует наше Законодательство, каким образом они могут трудиться вместе, кроме того, пользователи услуги «1С Предприятие онлайн» узнают о том, как ведется их общий бухгалтерский учет. Должно быть познавательно.

О заголовке

Ведь неспроста название нашей статьи начинается с предложения «в одной упряжке». Знаменитый американский литератор Джек Лондон в период своего активного творчества написал целую серию работ о жизни, быте и нравах людей-авантюристов периода «Золотой лихорадки» на Аляске. В его повествованиях особую роль занимает то, как старатели, объединяясь в малые группы, искали свое «золотое» счастье на берегах Клондайка и Юкона. То, как и зачем они работали сообща применимо к реалиям сегодняшнего бизнеса. Как известно, в те времена люди передвигались по заснеженным лесам на собачьих упряжках, являвшихся наиболее востребованным средством передвижения, если не единственным. Для того, чтобы добыть золотой песок, «предпринимателям» приходилось складывать деньги, продовольствие и прочее имущество «в один мешок», меняться беговыми собаками и прочим образом работать сообща. А теперь представим себе наши повседневные будни. Крупное государственное учреждение открыло конкурс на подряд в строительстве нового здания. По правилам рыночной экономики в России, на такой крупный заказ могут рассчитывать только те организации, кто в полной мере сможет выполнить работы в соответствии с техническим заданием. Предприимчивые директора, понимая, что в одиночку им не справиться, по такому случаю могут договориться между собой, создать единое юридическое лицо, которое будет выступать в торгах. Его преимущество – объединенные финансовые, людские и материальные ресурсы. Плохо то, что в случае победы в тендере большим и вкусным пирогом придется поделиться со своим ближним, однако, это все равно может быть выгодно и финансово привлекательно.

Кто ведомый, а кто ведущий

И опять пример с собачьей упряжкой. В ней всегда есть вожак – собака, которая бежит впереди остальных и выбирает путь для остальных. Она должна быть самой умной, сильной и выносливой относительно ее соплеменников. У людей в объединенных формациях работает тот же механизм – кто-то должен взять на себя ответственность за ее деятельность, вести учет совместных хозяйственных операций и первым нести ответственность за происходящее. В рамках государственного заказа в своего рода «товарищества» могут объединяться далеко не равнозначные и равносильные компании. К примеру, инициатором временного слияния может стать строительная фирма, в штате которой числится более 1000 сотрудников, а ее компаньоном быть организация с сотней работников. Мотивы для таких неоднородных объединений могут быть совершенно разными:

  1. Крупная фирма «А» (крупная) испытывает острую необходимость в кадрах фирмы «Б» (малой), ведь они обладают специфическими навыками и опытом работы;

  2. Фирма «А» не может заключить с фирмой «Б» договор подряда, т.к. это противоречит условиям тендера;

  3. Фирма «Б», понимая, что ей одной даже близко не доверят работы с государственным заказом намеренно искала себе «крупного» игрока на рынке;

  4. Директоров обоих фирм связывают не только деловые, но и личные отношения (к примеру, дружат с детства). Основываясь на доверии и взаимовыручке, они решают неплохо подзаработать для общего блага;

  5. Фирма «Б», скажем так, «договорилась» с фирмой «А» за определенное вознаграждение. Для крупной организации – это еще один источник дохода и двойная выгода.

Другими словами, потребности у компаний могут быть разными. Важно то, что цель остается у них одной – организовать взаимовыгодное сотрудничество.

О формах объединений

В зависимости от того, какие конкретные цели преследуют фирмы, их материальных и финансовых возможностей объединения могут носить разный характер. По общепринятому классификатору их делят на две большие группы: на «жесткие» и «мягкие». К «жестким», как правило, относят концерны и тресты – они получили наибольшее распространение на Западе. В рамках такой формации крупная компания после объединения чуть ли не управляет деятельностью компании-сателлита, взамен предлагая ей пресловутый кусок от большого пирога. В России предпочтение отдается более «мягким» объединениям: консорциумам, ассоциациям, стратегическим альянсам и, наконец, товариществам – о них поговорим отдельно.

Товарищество – объединение нескольких предприятий на принципе равноправия и объединения их материальных ресурсов в общее имущество (сноска на «Золотую лихорадку»). Товарищи на основании договоренности определяют, кто из них будет представлять фирму в государственных фискальных структурах, сдавать отчетность и вести бухгалтерский учет, что следует из статьи 29 НК РФ. Следует обратить внимание на то, что распоряжаться общими деньгами товарищи тоже обязаны сообща, т.к. объединенное имущество будет являться не столько их собственностью в классическом понимании этого слова, а «долей» в уставном капитале этой формации, если так можно выразиться. Следовательно, единственное, что может сделать фирма по своему усмотрению – вывести свои активы из товарищества, тем самым прекратив его существование, если запрет на принятие такого решения не прописан в договоре о совместной деятельности. Здесь следует отметить, что вступать в товарищество могут не только общества с ограниченной ответственностью (ООО), но также и индивидуальные предприниматели, что происходит гораздо чаще, чем это кажется на первый взгляд. В этом случае один из ИП может доверить другому ведение всей предпринимательской деятельности для достижения общей цели, пользоваться его имуществом на основании генеральной доверенности.

К слову: Крупные компании могут объединяться по множеству других причин, не представленных выше. К примеру, популярным в США мотивом для организации совместной деятельности является устранение «поднимающих голову» конкурентов на рынке. Если речь идет об акционерных обществах, то акции просто могут выкупаться, соответственно, более «скромная» компания остается в зависимости от крупной.

Пару юридических тонкостей

Российское законодательство предполагает, что организации, заключившие договор о совместной деятельности совершенно не обязаны создавать по такому случаю дополнительное юридическое лицо – достаточно определить представителя. Согласно ст. 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с обязательным приложением печати этой организации. При этом при всем важно подчеркнуть, что если «ведущая» компания пользуется некоторыми налоговыми льготами ввиду своего основного вида деятельности и режима налогообложения, то компания-компаньон не может в равной мере рассчитывать на схожую налоговую нагрузку, т.к. это не предусмотрено статьей 174.1 НК РФ. Относительно данных правил может случиться и такое, что ИП применяющему УСН, придется платить НДС, в случае, если тот объединится с компанией, работающей по ОСНО и доверившей ему ведение дел. Разумно предположить, что такой индивидуальной предприниматель на общих основаниях может рассчитывать на возмещение этого налога в случае такой необходимости.

Налог на прибыль

Вполне естественно считать, что раз уж несколько фирм решили работать «в складчину», то и налог на прибыль будет в равной мере распространяться на их общее имущество вместе. В частности, это суждение регламентируется пунктом 1 статьи 374 НК РФ. В отличие от других видов налоговой нагрузки каждый из участников простого товарищества должен платить данный налог самостоятельно (каждый сам за себя), при этом не исключается возможность поручить одному из участников формации на основании доверенности делать это «за двоих». В отношении имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, исчисление и уплата налога на имущество организаций производятся участниками договора простого товарищества пропорционально стоимости их вклада в общее дело.

Проводки

Для того, чтобы отразить в учете наиболее популярные операции совместной деятельности, бухгалтеру можно использовать следующие популярные проводки. Вот некоторые из них:

  • Дебет 90 «Продажи» субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж» (91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов»)   Кредит 99 «Прибыли и убытки» — отражена прибыль от совместной деятельности;

  • Дебет 99 «Прибыли и убытки»   Кредит 84 «Нераспределенная прибыль / непокрытый убыток» — по окончании отчетного периода списан финансовый результат;

  • Дебет 84   Кредит 75 «Расчеты с учредителями» субсчет 2 «Расчеты по выплате доходов» — отражена в составе кредиторской задолженности сумма прибыли, причитающаяся участнику согласно условиям договора;

  • Дебет 75 «Расчеты с учредителями» субсчет 2 «Расчеты по выплате доходов»   Кредит 51 (52, 50) — перечислены денежные средства, причитающиеся участнику.

На основании вышеизложенного рекомендуем нашим предпринимателям задуматься над тем, какую выгоду они могут возыметь в случае временно объединения. Если «прицениться», то она может оказать достаточно солидной для того, чтобы не пожалеть времени и сил для того, чтобы найти себе компаньона. Благо, в нашем законодательстве данная тема регламентирована на приемлемом уровне.

Желаем Вам удачи! 

Подписка на новости Узнайте важную информацию первыми!
Поле email не должно быть пустым