Доступ в 1С
Написать директору

Когда сотрудник критикует компанию в СМИ: ответные меры руководства | Блог для бухгалтера

Узнайте важную информацию первыми! У нас самое важное, полезное и актуальное

Когда сотрудник критикует компанию в СМИ: ответные меры руководства

26.07.2017
937

Как-то завелось так в последнее время, что, ища новую работу, соискатели не только изучают сайт компании, ее вид деятельности и ключевых клиентов, но также ищут информацию о том, что ней пишут бывшие сотрудники. Выборочно пробежавшись глазами по их записям о фирмах, становится понятно, что бывший сотрудник едва ли захочет что-то писать положительное после своего увольнения. Попадаются откровенно «заказные» посты, не имеющие никакого отношения к реальности. Более того, их иногда оставляют люди, которые не имеют и не имели никакого отношения к комментируемой компании. Как бы то ни было, руководство таких организаций не может не относиться к ним болезненно, ибо они могут «отбить желание» действительно талантливых и заинтересованных специалистов откликаться на имеющиеся в компании вакансии. Сегодня мы поговорим о том, зачем и почему у бывших сослуживцев появляется желание сказать что-то «гадкое», а может, и компрометирующее о фирме, которая его кормила какое-то время. Более того, важно понимать, как дирекции бороться с этим, какие шаги для предотвращения этого допустимо предпринять, и что об этом сказано в нашем текущем законодательстве.

«Благородные» порывы

Из всех многочисленных отзывов, которые нам попались на глаза, большая часть из них пестрила словами: «Если хотите *** то не идите работать в эту компанию»… Возникает вопрос: «Что в момент написания подобного комментария движет человеком»? Пообщавшись со своими коллегами, автор этой статьи смог узнать о том, что под подобными словами скрывается, как оказалось, благородный порыв. Тот, кто их пишет, просто не желает кому бы то ни было быть обманутым, обиженным или оскорбленным негативным отношением со стороны руководства. Получается, что подобные отзывы несут благую миссию? Раз на раз не приходится. Если вчитываться в тексты таких комментариев, может сложиться впечатление, что бывший сотрудник компании себя просто плохо проявил на своей должности, ожидал за свое безделие стабильного дохода, а также уважения со стороны своего непосредственного руководства. У таких людей всегда кто-нибудь будет виноват. Посмотришь и думаешь: «Сколько же у нас в стране недооцененных специалистов, которых только и делают, что обижают»… Надо отдать должное, попадаются и такие записи, в подлинности которых сомневаться не приходится. Особенно интересны те из них, которые начинаются со слов: «Проработал в компании 6 лет» или «За долгое время работы»… А если под такой записью есть еще имя и фамилия автора, то им цены нет. Кстати говоря, в «реальных отзывах» в теории должны быть указаны объективные плюсы компании, которые бывший работник успел для себя подметить за период своей трудовой деятельности. Фразы на подобие: «Вообще никаких» не вызывают доверия.

Так или иначе, каким бы ни был оставленный о компании в СМИ отзыв, ей приходится перестраивать свою кадровую политику, больше работать над адаптацией «рукрутированного» персонала, уделять больше внимания тому, чем их сотрудники занимаются не только в рабочее, но и в свободное от работы время.

Что думает начальство?

Как это уже было сказано выше, даже самому безразличному, на первый взгляд, руководству будет немаловажно знать, что о его компании говорят бывшие и действующие сотрудники. Если не брать во внимание личный опыт, то в крупных организациях несложно столкнуться с тем, что отдел персонала или те сотрудники, кто занимается кадровым делопроизводством, активно отслеживают интернет-активность не только действующих, но даже бывших сотрудников. По поводу последних хочется задать несколько сакраментальных вопросов, но достаточно будет только одного: «Зачем вам это нужно»? В реальности задать этот вопрос получилось нескольким достаточно солидным организация федерального уровня. На доверительной основе нам пояснили, что они не только интересуются мнением «ничего не боящихся» бывших сослуживцев, но и, по возможности, стараются им «отомстить» (!!!) в случае, если те «поливают грязью» их организацию и уж тем более, если те выдают сведения, относящиеся к коммерческой тайне. Признаться, такой ответ нас порядком удивил, но прошло немного времени и стало все понятно.

Конституция нашей страны дает каждому право на свободу слова и мысли. Однако эти права могут быть в некоторой степени ограничены локальными актами компании, в которой человек работает. Как только он выходит за порог офиса или завода с трудовой книжкой в руках, он вправе делать все, что ему заблагорассудится (мы сейчас не говорим о некоторых видах государственной службы, где нераспространение государственной или коммерческой тайны может быть продлено после ухода с должности). В этот момент его не стесняет боязнь того, что его разговоры могут быть прослушаны начальством, переписка с друзьями перехвачена, разговоры в кулуарах не услышаны. Юридическая сила договора с бывшим работодателям утрачивается, в связи с чем у него не остается инструментов эффективного воздействия на тех, кто создает в последующем «черный пиар». Наши контактные лица пояснили на этом этапе, что стоит за словом «месть». В частности, кадровая служба пытается ответить таким «недовольным» той же самой монетой – пишет порочащие отзывы о таких сотрудниках в социальных сетях и тиражирует эти посты среди его друзей. Возможно, его близким людям поистине наплевать, что о нем будет писать его бывший работодатель, однако… В последние годы страница в популярной социальной сети стала неким аналогом резюме, который сотрудник высылает при отклике на открытую вакансию. Порочащий отзыв будет крайне трудно удалить со своей стартовой страницы. Скорее всего, новый работодатель сможет их увидеть и подставить под сомнение данную кандидатуру, особенно, если речь о какой-то ответственной должности. Фактически, свобода слова, о которой было сказано выше, сохраняется у обеих сторон в равной степени. Никто не нарушает законодательство, но выбранная мера выглядит уж больно не солидно…

Меры влияния

Фактически, у компании остаются рычаги влияния на чересчур «говорливых» сотрудников до тех пор, пока они связаны трудовыми отношениями. Компании в этом случае никто не запрещает прописать в локальных актах запрет на размещение компрометирующей информации, а также ее коммерческих тайн. В теории это должно работать, но на практике есть великое множество обходных путей для этого. Разумеется, что под очередной порочащей надписью можно не поставить свое имя и фамилию. Таких «анонимов» в сети очень много. Также можно распространять информацию через третьих лиц, подписываться псевдонимами и т.д. И все же отследить «писательскую» деятельность своего персонала возможно в особенности, если речь идет о небольшой организации. Так или иначе, непосредственное руководство сотрудника в большинстве случаев знает его лексикон, его стиль письма и обороты речи. Если такой сотрудник продолжает осуществлять свою трудовую деятельность и при этом размещает неблаговидные комментарии, всегда можно вызвать такого сотрудника «на разговор». В помощь работодателю здесь также выступает история браузера, если тот пользовался для этого своим рабочим компьютером. Если на руках нет ни одного объективного доказательства вины работника, то здесь важно не остаться руководителю «в дураках» и не прослыть мнительным. Опять-таки в теории можно прибегнуть к детектору лжи – такую услугу активно предлагают частные детективные агентства, однако стоимость их услуг может показать несоразмерной с тем потенциальным ущербом, который оставляет отзыв.

Наиболее оптимальным вариантом решения проблемы для работодателя станет обращение в специализированные на удалении отзывов агентства. В сети их не так много, но среди них находятся те, кто за достаточно «скромную» плату (4500 рублей) готовы «юридическим» путем вынудить администрацию сайта, на котором оставлен негативный отзыв, его удалить. К примеру, этот.

Вот, что дословно они пишут про свои услуги (орфография сохранена): «Удаление отзывов навсегда - Без предоплаты! 100% юридическим путем. Долгосрочные договора со всеми сайтами-отзовиками. Гарантия непоявления негатива. Наши юристы подготовят всю необходимую документацию, чтобы убедить модераторов сайта незамедлительно убрать нежелательную информацию. Удаление отзывов с orabote.biz, orabote.xyz, antijob.net gmstar.ru, jams.ru, exrabota.com, spr.ru и многих других».

Признаться, мы еще не сталкивались напрямую ни с одним агентством по удалению негативных отзывов, т.к. в этом не было прямой необходимости. Сказать наверняка, насколько эффективно они работают, сказать тоже будет сложно. Почитать о них «отзывы» - тоже не самый лучший вариант, ибо они с легкостью могут писать о себе все самое хорошее, что только можно (все-таки у них есть услуга по написанию положительных отзывов)… В принципе, эта догадка подтверждается на все 100%, глядя на контент сайта.

В любом случае, если репутация вашей компании запятнана недовольными сотрудниками, попробовать обратиться в подобное агентство есть смысл, ибо стоимость услуг невелика, а их эффективность предполагается существенной. Более того, как мы видим, каких-то принципиально других способов решить проблему уже после увольнения работника у компании фактически нет.

Рекомендации

Сегодня нами поднята достаточно острая проблема, с которой сталкиваются многие организации. Сотрудники увольняются, а далее начинают «очернять» свои бывшие компании в СМИ. Очевидно, что гораздо дешевле и «человечнее», если хотите, не доводить отношения между работником и работодателем до такого состояния. Если он увольняется по собственному желанию даже после серьезного конфликта, лучше уделить немного времени, поговорить с ним и «расстаться по-людски». Во-первых, это все-таки вежливо (за вами не убудет), во-вторых, позитивно окрашенные проводы сотрудника нейтрализуют в некоторой степени его негативные впечатления о компании. В-третьих, вы можете даже рассчитывать на то, что в скором будущем о компании будет оставлен положительный отзыв. Уходят сотрудники обычно потому, что они ощущают на себе безразличное или предвзятое отношение. Над этим лучше работать тогда, когда сотрудник еще не ушел. А если уж не получилось, вы теперь знаете, что можно с этим сделать.

Спасибо за внимание и до новых встреч!

Подписка на новости Узнайте важную информацию первыми!
Поле email не должно быть пустым