Доступ в 1С
Написать директору

Робот Вера – хороший помощник HR-специалиста? | Блог для бухгалтера

Узнайте важную информацию первыми! У нас самое важное, полезное и актуальное

Робот Вера – хороший помощник HR-специалиста?

14.08.2017
1749

Буквально в прошлом месяце глава Сбербанка России Герман Греф выступил с лекцией перед студентами Балтийского Федерального Университета имени Канта, расположенного в Калининграде. Это, казалось бы, «формальное» мероприятие на деле получило достаточно широкий резонанс не только в деловых кругах, но и среди простых жителей. Греф, обращаясь к воспитанникам ВУЗа, успел раскритиковать их за то, что те ничего не знают о нейронных сетях. В частности, он обращался к будущим юристам: «Не знаете, двоечники! Хочу вам сказать, что это недопустимо. Вы — студенты вчерашнего дня. Товарищи юристы, забудьте свою профессию. В прошлом году 450 юристов, которые у нас готовят иски, ушли в прошлое, были сокращены. У нас нейронная сетка готовит исковые заявления лучше, чем юристы, подготовленные Балтийским федеральным университетом. Их мы на работу точно не возьмем» - заключил глава Сбербанка.

Также лектор не преминул напомнить о том, что в скором времени наши личности будут иметь куда меньшее значение, чем аккаунты в облачных технологиях, ибо общество будет судить о нас по ним больше, чем сейчас. Первые посылы об этом мы описали в статье: «Содержание страницы в социальной сети как основание для увольнения бухгалтера».

От осознания этого становится немного грустно и печально. Пропадает понимание того, к чему стремится человечество и к чему оно в конечном итоге придет. Но не будем заглядывать слишком далеко, а поговорим о том, как роботы и эти самые «облачные технологии» помогают бизнесу в решении повседневных задач. В качестве примера мы выбрали набирающего бешеную популярность Робота Веру – виртуального рекрутера. Что это такое, что он умеет, чем он полезен, сколько он стоит и как его работа выглядит в условиях нашей реальной жизни. Об этом поговорим далее в нашей статье.

Ключевой функционал

Исходя из информации, указанной на сайте разработника, Роботу Вере не дано никакое официальное определение, поэтому попробуем сделать это сами. Фактически – это облачная технология, работающая по принципу голосового меню. Он обладает следующими ключевыми опциями:

  1. Самостоятельно находит на 5 работных сайтах походящие резюме и самостоятельно звонит кандидатам;

  2. Далее он проводит краткое собеседование с соискателем на открытую вакансию, задавая простые вопросы. На них нужно отвечать или утвердительно, или отрицательно. Система распознает голос, но понимает только односложные ответы «Да» или «Нет»;

  3. Затем по результатам такого опроса он фиксирует в своей базе информацию о каждом прозвоненном кандидате.

Помимо всего прочего у Робота Веры есть любопытная особенность – он может проводить виртуальные интервью по принципу Skype, где соискателя видно через вебкамеру. С записью видео-интервью затем может ознакомиться руководство компании и принять решение о приеме или отказе в приеме на работу.

Согласно статистике, Вера уже успела проанализировать около 1 миллиона анкет, совершить 440 тысяч звонков и провести примерно 2300 собеседований. Конверсия – менее одного процента. Здесь можно предположить несколько вещей:

  1. Робот очень тщательно отбирает кандидатов;

  2. Алгоритм поиска и звонков отработан не в достаточной степени и он, скорее всего, «пропускает» интересные для работодателя резюме.

Очень неоднозначно получается… Разработчики данной технологии предполагают, что Вера сможет освободить живых людей от рутинной, «механической» работы, что позволит сотрудникам использовать свое рабочее время более эффективно.

Позиция бизнеса

Заинтересовавшись данной темой, мы решили узнать, как крупный бизнес относится к нововведениям. Несколько пробных звонков в «Билайн», «Сбербанк» и «Мегафон» дали вполне ожидаемые результаты. На условиях анонимности рекрутеры компаний сошлись во мнении, что облачная технология существенно облегчает их труд. Во-первых, им не нужно заниматься «тупым прозвоном» множества кандидатур и вещать им вполне стандартную информацию о компании, а также общих условий работы на конкретной позиции. Также из плюсов работы они отмечают относительную «надежность» Робота, т.к. кандидатуры подбираются «неплохие», хотя бы исходя из первичного осмотра резюме. Что касается минусов, то здесь мнения разошлись. В «Билайне» рекрутер регионально подразделения пожаловался на то, что из многих «обзвоненных» анкет согласились принять участие в «живом» собеседовании меньшее количество кандидатов, чем ожидалось. В свою очередь, в Сбербанке посетовали на то, что повсеместное внедрение информационных технологий вскоре может оставить их без работы. В «Мегафоне» нам на вопрос о минусах ничего говорить не стали. Может, побоялись…

Очевидно, что Робот Вера применим там, где подбор персонала носит массовый характер. Для малого и среднего бизнеса потребности в нем практически нет, т.к. искать людей на открытые позиции в таких организациях нет необходимости каждый день. Вполне возможно, что разработчики этой системы вскоре задумаются о том, что предложить рынку для привлечения большего числа клиентов, но, уверены, это произойдет еще не скоро.

Мнение общественности и мнение автора

Наравне с опросом среди представителей бизнеса мы решили поинтересоваться мнением рядовых соискателей с открытым доступом к их резюме и узнать, звонил ли им уже робот, если да, то согласились ли они на собеседование и как в целом они оценивают его работу. Для чистоты эксперимента автор этой статьи создал «великолепное» открытое резюме на позицию продавца в сетевом магазине, разумеется, ненастоящее. Буквально через час после публикации позвонил Робот и предложил прослушать информацию о вакансии. Отвечая на все вопросы утвердительно, Вера сообщил, что полученные ответы он передаст HR-специалисту и тот обязательно перезвонит в течение дня. Далее никто не перезвонил, хоть резюме было создано по всем «канонам» анкет, претендующих на успех в трудоустройстве. Беседуя с людьми, мы столкнулись с похожими историями, правда, время от времени нам сообщали об успешных результатах беседы. В частности, из опрошенных 20 человек с Роботом успели столкнуться 14 кандидатов и 7 из них далее переговорили с «живыми» специалистами и даже 2 были благополучно трудоустроены. Касаемо впечатлений от общения с Верой мнения поделились на равнодушное отношение, а также на неприязненное. Комментарий о равнодушии звучал приблизительно следующим образом: «Да, какая разница, кто звонит. Главное, на работу устроиться». Те респонденты, кому звонок «из облака» показался неприятным, отмечают примерно следующее: «Когда тебе звонит робот, начинаешь понимать, что «они» ищут «массовку». Чувствуется безразличие – хороший ты человек, или нет, холерик или меланхолик, дурак или умник. Значит, и на работе будет тоже самое»…

Автор склонен отчасти разделять оба взгляда по данному вопросу. Действительно, какая разница, кто тебе позвонил, ведь у тебя первоочередная цель – попасть на собеседование, а далее – его удачно пройти. С другой стороны, звонки «девочек из call-центра» практически ничем не отличается от роботизированного процесса. Тексты со скриптами на столах, монотонный голос, отсутствие ухода «вправо» или «влево» при разговоре. Пожалуй, это большая беда всех крупных федеральных компаний, где найм персонала – ежедневная задача. Собственно, поэтому робот будет не лишним. Как-никак он позволяет высвобождать время для более ценной работы, если таковая предполагается.

О стоимости и смысле

Сразу оговорим, что стоимость услуг Робота Веры нельзя назвать дешевыми. Так, базовый тариф, указанный на сайте разработчика, предполагает 50 откликов на подходящие резюме и проведение видео-интервью со стольким же количеством кандидатов. За одну неделю работы придется отдать 9000 рублей. Месячный тариф предполагает оплату счета в 21000 рублей, но в этом пакете содержатся уже 125 откликов и некий «аккаунт-менеджер» (сайт не поясняет, что это означает). Тариф на 3 месяца обслуживания стоит 58000 рублей (400 откликов, видео-интервью, аккаунт-менеджер и «ваше лого»). Возникает вопрос, стоит ли обращаться за этими услугами по такой стоимости или же лучше нанять человека на данную позицию? На первый взгляд может показаться, что лучший вариант – это робот. Будет обходиться дешевле и никакого официального трудоустройства работницы с диагнозом «хроническая беременность». Однако это палка о двух концах. Если у вас большая текучка кадров, значит, к услугам облачного сервиса придется обращаться часто, значит, компании придется или платить работнику зарплату или постоянно продлевать подписку на услугу. Затраты и в том и в другом случае будут существенные. Единственное отличие – онлайн-рекрутер может совершать большое количество звонков по всей стране, а это гораздо выгоднее, чем нанимать работника для каждого региона присутствия компании. Пожалуй, это и является основным конкурентным преимуществом Робота Веры в сравнении с человеком в ценовой плоскости.

Выводы

На основании вышеизложенного, мы смеем предположить, что не только Робот Вера, но и другие облачные технологии такого же принципа работы требуют больших доработок в будущем. Если функционал Робота через 5-6 лет останется на том же уровне, то можно с уверенностью сказать, что он может выйти из моды. Ввиду этого, слова Германа Грефа выглядят достаточно пророчески, но они не имеют реальной ценности сегодня. В теории, мы можем без труда обойтись без таких роботов и продолжить работу в том же режиме, как и сейчас – нам в этом объективно никто не мешает. Обществу действительно нечем гордиться, когда мы говорим, что виртуальные технологии вытесняют нашу индивитуальность – это не обнадеживающий тренд. И все же, такие роботы как Вера могут ощутимо избавить «живых» сотрудников от рутинной и «отупляющей» работы, которой полнится корпоративная жизнь рядовых сотрудников. Главное, найти достойное применение этому свободному времени и тогда мы сможем извлечь из происходящего максимум пользы.

Благодарим за внимание.

Вам может быть интересно:
По следам трудовой инспекции: 15 кадровых ошибок
Пойдем по следам трудовой инспекции и расскажем, как не упасть в грязь лицом и пройти проверку госуд...
05.05.2017
897
Бухгалтерские помощники: выбираем справочно-правовую систему
Сегодня мы поговорим о том, какие бывают системы, и сделаем вывод, почему справочно-правовые системы...
02.05.2017
2208
«В одной упряжке»: как двум компаниям организовать совместную деятельность?
Любой предприниматель рано или поздно приходит к мысли, что пора бы ему выходить на «новый уровень»:...
25.05.2017
999
Что делать, если украли печать?
В жизни любой даже самой обычной компании случается множество событий, как радостных, так и весьма н...
14.07.2017
1342
Личные девайсы работника: какие риски несёт работодатель
Представляют ли опасность устройства сотрудников, работающих удалённо, с точки зрения законодательст...
28.03.2017
1539
Подписка на новости Узнайте важную информацию первыми!
Поле email не должно быть пустым