Финансовый блог

Законы регулярно обновляются. Руководителю и бухгалтеру необходимо быть в курсе всего.
Блог Scloud позволяет быть в курсе всех самых последних изменений.


Начать
работу
14 дней в подарок

Пуско-накладные работы: отражаем в бухгалтерском учете

07.04.2017
788

Когда мы беседуем с бухгалтерами более-менее крупных организаций и узнаем, что входит в их круг обязанностей, то все реже слышим реплики на подобие: «Я работаю только на первичке» или «Я сдаю только отчеты, а все остальное меня не касается. По другим вопросам обращайтесь к директору». Сегодня на вопрос о круге должностных обязанностей отвечают: «Я делаю все». Такой комментарий невольно вызывает улыбку, однако, говорит о многом.

Коммерция из года в год становится более сложной, появляются новые инструменты ведения бизнеса. Теперь мало знать, что такое бухгалтерский баланс и как его сдавать, т.к. должность бухгалтера начинает требовать большего – разбираться в самом виде деятельности компании. Да, именно так. Мы скажем вам более: если бухгалтер не разбирается, скажем, в монтаже оборудования, не может определить для себя, чем он отличается от пуско-наладочных работ, то он с большей долей вероятности не сможет эти процессы отразить в бухгалтерском учете. Кстати, почему бы нам не поговорить именно об этом?

Разница терминов

Дадим определения монтажу и пуско-наладке.

«Монтаж» – фактическая установка какого-либо оборудования на то место или участок, где оно в дальнейшем будет использоваться. Монтаж подразумевает под собой также сборку оборудования, подготовку к его дальнейшему использованию. Другими словами, этот тот процесс, который предшествует первому запуску агрегата и всегда происходит ДО него. «Пуско-наладка» – процедура настройки, калибровки оборудования, его первый запуск. 

Как правило, пуско-наладка всегда заложена в стоимость самой техники, если мы говорим о промышленной сфере, т.к. для ее осуществления в большинстве случаев требуется особая квалификация инженеров, в ведении которых она находится. В зависимости от специфики самой техники, монтаж и ПНР трудно разграничить, т.к. между ними едва ли прослеживается грань. Однако, бухгалтер, в некоторой степени, «обязан» отделять одно от другого и корректно отображать каждый вид работ в бухгалтерском учете. Отвлеченный пример: Вы купили телевизор, да не простой – чтобы его правильно подключить, компания-производитель в рамках сервиса предлагает покупателям на безвозмездной основе привезти его, установить и настроить. 

Далее после покупки к Вам приезжает специалист, распаковывает коробки, ставит телевизор на специальную тумбу и начинает подсоединять провода к WI-FI – роутеру, телевизионной приставке, к саунд-бару (это монтаж) и, наконец, подсоединяет штекер в розетку. Затем он включает телевизор, заходит в меню и начинает синхронизировать его работу с каждым из периферийных устройств (ПНР). Понятно? В связи с этим, кратко резюмируем: работы, производимые ДО первого запуска – монтаж, все остальное – ПНР.

Работа оборудования «вхолостую»

Отдельного внимания в нашем вопросе заслуживает непродуктивная или «холостая» работа оборудования. Опять-таки, на примере телевизора непродуктивной работой можно условно считаться «рябь» вместо телевизионной картинки. В этом случае Вы не платите абонентскую плату за услуги кабельного, цифрового или спутникового телевидения, но все же несете траты — расходуется электроэнергия. Протекает тот же самый процесс, если промышленное оборудование работает непродуктивно в рамках пуско-наладочных работ или позднее. Данные расходы следует относить на капитальные затраты организации, для целей налогообложения, и прибыли организации, а также для целей бухгалтерского учета, и для целей статистического учета.

В бухгалтерском учете

Когда дело доходит до практического отражения данных операций в бухгалтерском учете, как правило, встает вопрос о включении данных работ в стоимость самого оборудования, а далее — отражать операции для учета только товара. Или же будет вернее учитывать первоначальную стоимость оборудования в качестве ОС и включить их в состав текущих затрат? Ко всеобщему сожалению, ни ПБУ 6/01 «Учет основных средств», ни ПБУ 10/99 «Расходы организации» не дают ответов на поставленные вопросы. Для того, чтобы решить эту проблему, потребуется обратиться к международному опыту.

Документ, именуемый «Международным стандартом финансовой отчетности» рекомендует включать затраты на проверку надлежащего функционирования актива в его первоначальную стоимость, и исключать их в том случае, если актив доставлен, смонтирован, но его пуско-наладочные работы производятся отдельно, т. к. они «находятся» вне согласованных с заказчиком работ.

Снова приведем пример с телевизором: В стоимость его покупки уже заложены расходы продавца на работы по доставке и его настройке. Предположим, Вы договорились, что телевизор Вам будет только доставлен, а его настройка потребуется временем позже. Вы поставили подпись в товарной накладной, и с этого момента сделка считается закрытой. Следовательно, последующие работы будут отделены от стоимости товара. То же самое правило может быть применимо и в других ситуациях, когда установка оборудования выходит за сроки, обговоренные с поставщиком, являясь уже отдельной услугой.

Соответственно, применяем следующие проводки на примере оборудования, предназначенного для производства готовой продукции:

Пример №1

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражено установленное оборудование

08

07, 60

Оплачены оборудование и работы по монтажу

60

51

Приобретены материалы для наладки оборудования

10

60

Отпущены материалы для наладки оборудования

08

10

Произведены пусконаладочные работы

08

60

Оплачены произведенные работы

60

51

Оприходованы товары в расчетной оценке

21

08

Отпущены товары в производство

20

21

Отражено в составе ОС запущенное оборудование

01

08

Пример №2

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражено установленное оборудование

08

07, 60

Оплачены оборудование и работы по монтажу

60

51

Приобретены материалы для наладки оборудования

10

60

Отпущены материалы для наладки оборудования

08

10

Произведены пусконаладочные работы

08

60

Оплачены произведенные работы

60

51

Оприходованы побочные продукты по цене продажи

10

08

Отражено в составе ОС запущенное оборудование

01

08

Отражены прочие доходы от продажи

62

91

Переданы побочные продукты на продажу

91

10

Получены денежные средства от покупателя

51

62

С точки зрения налогообложения

Монтаж и пуско-наладка разделены для бухгалтерского учета, т. к. они носят капитальный и некапитальный характер соответственно. Отталкиваясь от п.1 ст. 257 НК РФ, следует, что, если первоначальная стоимость основного средства не сформирована, расходы на осуществление пусконаладочных работ как затраты, связанные с доведением основного средства до состояния, в котором оно пригодно для использования, учитывается в первоначальной стоимости основного средства. Далее, вчитываемся в пп. 34 п. 1 ст. 264 НК РФ, на основе которого делаем вывод, что первоначальная стоимость основных средств учитывается в составе прочих расходов, сопряженных с производством и реализацией. Такое положение дел еще раз доказывает, что с точки зрения налогообложения оба вида работ являются разными составляющими налоговой базы.

На что еще стоит обратить внимание?

Мы с вами говорим о монтаже и пуско-наладке некоего оборудования, которое закупается российскими компаниями для производства продукции. Ни для кого не секрет, что существенная его часть все же остается иностранной, может быть, произведенной на территории РФ и все же не отечественной. Когда иностранное предприятие поставляет в страну промышленную технику с прилагающимся к нему сервисным обслуживанием, всегда встает вопрос об открытии этим предприятием российского представительства для удобства ведения бизнеса.

Здесь важно понимать, что с точки зрения НК РФ, в частности, его 25 главы, прибыль с такой коммерческой деятельности будет также облагаться налогами наравне с российскими компаниями. Если мы с вами говорим о некой разовой поставке оборудования из за рубежа, то у иностранного предприятия не возникает потребности открывать сервисный центр. Ему будет достаточно, при необходимости, направить на монтаж и пуско-наладку своих квалифицированных специалистов для соблюдения условий сделки. Такие правовые отношения между налоговыми резидентами и нерезидентами регулируются межгосударственными соглашениями. К примеру, существует Соглашение между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия от 29.05.1996. 

На его основании монтажный объект является постоянным представительством только в случае, если продолжительность его функционирования превышает 12 месяцев. Согласитесь, что львиная доля монтируемого в стране оборудования, пускай даже технически сложного, может быть запущена в гораздо меньший срок. Такого же мнения придерживается Минфин (Письмо от 12.02.2016 N 03-02-07/1/8843). В свою очередь, видение данного вопроса не разделяется в Налоговом Кодексе. Так, согласно п. 2 ст. 309 НК РФ, иностранное предприятие, получившее доход от коммерческой деятельности на территории Российской Федерации, облагается налогом на доходы. 

Более того, во избежание двойного налогообложения, именно одна из сторон контракта будет платить налог – нерезидент. На первый взгляд, это покажется просто, однако, не все фирмы по своей специфике могут обладать представительствами. Законодатель не видит в этом проблемы. По его мнению, иностранному контрагенту необходимо предоставить налоговые декларации в ИФНС и тогда вопрос должен быть решен. На лицо разночтения во взглядах между ведомствами и, как результат, путаница в налогообложении и бухгалтерском учете. 

Желаем нашим клиентам по услуге «1С Бухгалтерия онлайн» больше ясности и трезвого взгляда на нашу законодательную базу. Так, как вы сами знаете, год от года все «веселее»


Подписка на новости Узнайте важную информацию первыми!
Поле email не должно быть пустым

Написать директору