Весной 2017 года наше российское законодательство в очередной раз претерпело ряд изменений, направленных на усиление полномочий контролирующих и проверяющих органов. В частности, чиновники не обошли стороной знаменитый в определенных кругах Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1-ФЗ. Его мартовская редакция предполагает некоторые коррективы, которые могут обеспокоить хозяйствующие субъекты, привыкшие к тому, что государственные обвинители являются в их офисах довольно частыми гостями. В рамках нашей статьи мы выпишем для вас шесть основных изменений в Законе, которые помогут всем нам вести более корректную политику во взаимодействии с сотрудниками прокуратуры как в текущем году, так и в последующих, если, конечно, нам опять не предложат какие-то новшества.
Нововведение №1 «Уведомлять о проверке будут по-новому»
Отныне прокуратура обязана уведомить организацию о прибытии своего сотрудника не позднее дня ее начала. Ранее имели место случаи, когда проверяющие могли нагрянуть в организацию без каких-либо предупреждений, что рождало множество споров компаний с государством. Текущее новшество едва ли добавляет какие-либо удобства. В том случае, если прокурор известит фирму в день его предполагаемого визита, то сотрудники фирмы, в любом случае, могут не успеть к этому событию подготовиться. На это данное новшество и направлено. Как и раньше могут возникнуть сложности с проходом на территорию предприятия, если речь идет, к примеру, о заводе. По правилам прокурорских проверок, ответственному сотруднику достаточно предоставить удостоверение государственного обвинителя на «проходной», тем самым беспрепятственно попасть на территорию организации. На практике же здесь возникает множество сложностей порой чинимых самим руководством организации. К примеру, охранника на КПП могут попросить «включить недоумение», мол, «Вам не назначено», тем самым сорвав встречу директора, бухгалтера или кадровика с прокурором. У него, кстати, нет полномочий «силой» проникать в организацию (это не ОМОН), что оказывается на руку тем, кто не любит лишний раз беседовать с проверяющими.
Нововведение №2 «Проверку ограничат в сроках»
На первый взгляд положительное, но на деле – достаточно спорное нововведение. По старым правилам, прокурорская проверка могла проходить по времени ровно столько, сколько потребуется проверяющему для выяснения всех деталей того или иного дела. Сейчас же прокуратура ограничена 30 днями проверки, что существенно «урезает» их время. Однако здесь есть свои нюансы. В частности, прокурор, скажем, на двадцать девятый день своей инспекции может ее приостановить, мотивировав это тем, например, что необходимо дождаться результатов некой экспертизы. Подобная отсрочка позволяет прокурору взять «тайм-аут», обойдя тем самым предписания новой редакции закона, а затем вновь продолжить «шерстить» компанию на протяжении последующих 30 дней. Данная схема может увеличить срок инспекции фактически в два раза, что однозначно создаст неудобства для дирекции компании. Вы представляете, какой это стресс? Более того, текущая редакция закона не исключает того, что по окончании одной проверки может начаться и другая. Собственно, поэтому рекомендуем нашим читателям вести свою деятельность таким образом, чтобы не попасть в конечном итоге в «прокурорскую кабалу».
Нововведение №3 «Сроки приостановления»
Прокуратура и раньше имела полномочия «поставить на паузу» проверку, единственное, сроки были несколько другими. Начиная с марта 2017 года, период отсрочки составляет не более 6 месяцев со дня ее приостановления, что следует из пункта 6 статьи 21 настоящего Закона. Причины для приостановки могут быть разными: это и указанные нами результаты экспертизы, которые во что бы то ни стало необходимо дождаться или же «саботаж на КПП», о котором мы также написали. Кстати, по поводу последнего хочется сказать, что с прокуратурой лучше не играть в такие игры. Даже если пришедшего сотрудника в первый раз не пустили на территорию предприятия и ничего «страшного» не произошло, не факт, что орган государственного обвинения станет «прощать» это в следующий раз. Поверьте, найдутся методы и средства для того, чтобы в конечном итоге попасть в кабинет генеральному директору, а как там дальше пойдет проверка, хорошо или плохо, догадаться несложно. В этом случае у прокурора найдется немало личных претензий к происходящему. Как бы там дело не дошло до его «личной заинтересованности» в том, чтобы найти какие-нибудь нарушения
Нововведение №4 «Документы нужно предоставить быстро»
По новым правилам, ответственные сотрудники компании обязаны в ходе прокурорской проверки предоставлять требуемые бумаги в более сжатые сроки. Сделано это для того, чтобы избежать фактов фальсификации документов, что является, по нашему мнению, положительной стороной данного вопроса. Если быть точнее, то отныне «обычные» бумаги должны предоставляться в течение 2 дней со дня их запроса прокурором. В отдельных случаях допускается отсрочка предоставления документов, если дирекция компании в силу каких-то объективных причин не укладывается в указанные сроки. Число дней в этом случае может быть увеличено до пяти. Правда, мотивировать отсрочку придется обстоятельно, что следует их пункта 2 статьи 6 указанного Закона. При этом при всем существует определенный перечень документов, который прокурор имеет право запросить и получить в течение суток. К таким бумагам относятся все те, которые в той или иной степени связаны с безопасностью и жизнью работников. В случае запроса документов из разряда «смертельно важных» отсрочка не предполагается ни в каком случае.
Нововведение №5 «Запрет на запрос документов, не относящихся к предмету проверки»
Если раньше прокурор посещал компанию и мог запросить любые документы, которые посчитает нужным, то теперь делать это он не имеет права, ибо новая редакция Закона дает ему полномочия запрашивать только те документы, которые напрямую относятся к инспектируемой сфере деятельности компании. Например, поводом для проверки стало заявление работника, который 2 месяца не получает заработную плату. Сотрудник прокуратуры, встретившись с главным бухгалтером, может запросить исключительно те бумаги, которые непосредственно касаются деятельности данного сотрудника. Ранее были нередки прецеденты, когда прокурор, разбирая какой-то вопрос, по своей собственной инициативе «переключался» на другие проблемы, найдя в них очевидные нарушения. Кстати, если они будут «нечаянно» обнаружены, то это может стать поводом для новой, но уже отдельной проверки, которая, в теории, может начаться по окончанию первой.
Нововведение №6 «Нарушения потребуется устранить»
До вступления в силу изменений в наш Закон прокурорская проверка могла закончиться только тем, что инспектирующий сотрудник вынесет решение об устранении найденных им недочетов, а далее о деле могут забыть. Конечно, это распространялось только на незначительные провинности со стороны компании. Сейчас же прокурор имеет полное право проверить, насколько качественно руководство компании выполнило те или иные указания, которые он дал. Как правило, на устранение недочетов отводится не более месяца – вполне достаточный срок для того, чтобы решить обнаруженные проблемы. Здесь следует отметить, что позднее прокурор может посредством собственных источников удостовериться в добросовестности лиц, которые занимались или не занимались выполнением указаний. В том случае, если на лицо обнаружатся факты попустительства, то это может стать очередным поводом «заглянуть на огонек» во второй, а то и третий раз. Как бы так дело не дошло до чего-то серьезного.
Выводы
Как мы видим, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1-ФЗ претерпел ряд существенных изменений. Общее впечатление от них остается примерно таким же, как и от любых других изменений в законодательстве – государство заинтересовано в том, чтобы систематизировать деятельность компаний, устранить существование мошеннических схем работы, оптимизировать и поставить на еще больший контроль выполнение требований государства. За такую «дисциплину» наше правительство гарантирует лояльное отношение к тем хозяйствующим субъектам, которые работают открыто, честно и добропорядочно. Здесь стоит отметить, что как бы мы ни ругали наше текущее законодательство, чиновников, которые нет-нет выступают с фантастическими инициативами, оторванными от реальности, обязательно найдутся те нововведения, которые в действительности преследуют достойную цель – наведение определенного порядка в бизнесе. Однако наша общая проблема заключается в другом, а именно, в практическом исполнении требований того или иного закона. Скажите, кто станет спорить с тем суждением, что даже представители власти нарушают законы, а, порой, их даже не знают? Нам пока не встречались такие случаи, но мы совершенно не удивимся, что в каком-нибудь регионе нашей страны уже были проведены прокурорские проверки после марта 2017 года все-таки по старым правилам. Происходит это в основном то ли действительно от незнания, то ли от элементарного нежелания знать. В любом случае, здесь есть, над чем работать и к чему стремиться.
Желаем нашим клиентам по услуге «аренда 1С сервера» успешного прохождения прокурорских проверок, а еще лучше, чтобы их вообще не было!