Как учесть расходы на оплату бизнес-тренера?
237

Как учесть расходы на оплату бизнес-тренера?

Оглавление

    Ох уж наш отечественный бизнес… Каким бы его не называли: «стремительно развивающимся», «заторможенным», «усиленным» его все равно тяжело назвать «идеальным», а если быть точнее, то нельзя именно этим словом обозначить условия, при которых он ведется. Может быть поэтому, а, может, и по какой-то другой причине компании время от времени прибегают к помощи всевозможных коучинговых центров, дабы повысить профессиональные навыки своего персонала. Естественно, эти услуги стоят определенных денег и, порой, немаленьких. Ввиду этого у бухгалтеров стоит первостепенная задача – определить, как правильно учитывать эти расходы в бухгалтерском учете. Сегодня мы расскажем об этом, а также не забудем замолвить пару слов о том, зачем все это делается и как бухгалтерам быть готовыми ко всевозможным нюансам отражения потраченных денег.

    Учиться никогда не поздно

    Это действительно так, в особенности потому, что наш ритм жизни не позволяет нам сидеть на месте. Если еще 30-40 лет назад население нашей страны имело четкое разграничение между «учебной» частью жизни и «трудовой» то сейчас все смешалось воедино. Очень часто бывает такое, что люди, прогуливая уроки в школе, не посещая пары в институте, затем начинают скрупулезно изучать какой-то интересующий их предмет, т.к. испытывают в этом острую необходимость. Если такой необходимости нет то возвращаются за учебники (читай Youtube) просто потому, что в них живет не очень приятное и беспокоящее чувство – они чего-то в жизни не успели сделать. Собственно, отсюда и начинаются шаги к самообразованию. Корпоративное обучение – это немного другая стезя. Директора компаний, который обращаются за помощью, часто сталкиваются с низкой квалификацией своего персонала. Да, действительно, они пытаются ужесточить требования к кандидатам, претендующим на должность, предлагают им в ходе собеседования решить какие-то тестовые задания, назначают аттестации на испытательный срок. В общем, «извращаются», как только могут. Однако практически каждый их них сталкивается с одной очень распространенной проблемой – кадры-то нынче уж больно часто попадаются никудышные. Все больше и больше на рынок труда выходит тех, кто учился во времена развала системы образования. Еще 10 лет назад было абсолютно легко купить диплом высшего учебного заведения в пешеходном переходе, отражающим высокую квалификацию сотрудника. Юристы, бухгалтера, медики, менеджеры – кого только среди них нет. Но будь у тебя хоть пять таких «корочек» - все твое незнание выльется наружу при первой экстраординарной ситуации на работе. Зачем далеко ходить, на собеседовании, порой, все становится ясно. Поэтому и соглашаются директора выбирать из тех, кто есть. И не от большого желания, а от самой простой необходимости.

    На фоне всего этого, просто представьте, каким выдающимся специалистом начинает казаться бизнес-тренер! Он ведь не только может «научить продавать», но также подскажет, как нужно строить бизнес, какие выстраивать взаимоотношения в коллективе, какую создать в нем атмосферу, какой распорядок дня организовать. Почему-то принято считать, что раз бизнес-тренер таковым является, значит, он профессионал своего дела. Как бы ни так. Скажите, вы знаете на живых примерах тех коллег, которым вы бы не стали рекомендовать заниматься их работой, потому что они делают ее плохо? Нам почему-то кажется, что такие обязательно найдутся. Тоже самое и с бизнес-тренерами. Совсем не обязательно, что каждый из них сможет дать то, что вы от него ждете. Но это так, к слову. Просто буквально на днях один из клиентов по услуге «1С 8 через интернет» очень «теплыми» словами отзывался о тренере, который стал к ним приходить. Больше всего он сетовал на то, что услуги стоят дорого, а толку от них никакого нет. Наверное, это тот классический случай, когда низкая квалификация тренера напрямую соприкасается с низкой квалификацией его слушателей. Гремучая смесь, хотим вам сказать…

    Разница между семинаром и бизнес-тренером

    По своей сути, услуги бизнес-тренера могут сводиться или к простому консультированию должностных лиц или же к проведению одного или целой серии всевозможных семинаров и лекций. В зависимости от характера обучения будет и определяться методика отражения расходов в бухучете.

    Если это просто консультации, то с таким тренером легче заключить договор гражданско-правового на оказание консалтинговых услуг. На самом деле, многие именно так и поступают, выплачивая далее определенный гонорар лектору.

    Если это серия семинаров, то учитывать их можно и нужно достаточно стандартными проводками:

    • Д 60.02 К 51 - произведена оплата услуг (аванс) по обучению персонала.

    • Д 68.02 К 76.ВА (аванс уплаченный) - принят к вычету НДС, уплаченный в составе аванса.

    • Д счета учета затрат К 60.01 - учтены расходы на обучение персонала.

    • Д 19.04 К 60.01 - выделена сумма НДС со стоимости услуг по обучению.

    • Д 60.01 К 60.02 - зачтен аванс.

    • Д 76.ВА (аванс уплаченный) К 68.02 - восстановлен к уплате НДС, принятый ранее к вычету.

    • Д 68.02 К 19.04 - принят к вычету НДС по полученной услуге.

    Как быть с налогом на прибыль?

    Опять-таки все зависит от характера проведения обучения. Плата за услуги тренеру, который заключил договор ГПХ будет учитываться в целях налога на прибыль точно также, как будь то обычный работник, с котором вы сотрудничаете именно по временному договору. Что касается проведения всевозможных семинаров, то, согласно подпункту 23 пункта 1 статьи 264 НК РФ, затраты на обучение персонала следует отнести к прочим расходам, при условии, что тренер представляет российскую компанию, а также то, что с ней заключен договор (а это и есть наш случай). Также отмечает тот факт, что проверяющие органы в последнее время стали более детально знакомиться с характером ведения учета в проверяемых ими организациях. Дело в том, что услуги бизнес-консультирования, как это было сказано выше, имеют достаточно востребованный характер среди компаний. Значит, в них же и предусмотрен учет. Логика государственной структуры очень проста – едем туда. где будет гораздо легче найти ошибку, нежели уехать ни с чем.

    В то же время образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании не подлежат лицензированию (пункт 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденные. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 № 174). Следовательно, данные услуги есть также смысл учитывать в качестве консультационных, что также не должно являться нарушением налогового законодательства.

    «Простые сложности»

    Наши молодые коллеги часто задают нам достаточно «удивительные» вопросы, когда впервые сталкиваются с какой-то сложной ситуации. Например, один из наших клиентов по аренде облачной 1С задался вопросом на предмет того, нужно ли склонить директора к тому, чтобы тот заключил официальный договор ГПХ с бизнес-тренером, или же проводил семинары тоже на основании какой-то бумаги? Этот вопрос нам показался странным еще и по той причине, что было не совсем понятно, почему бухгалтера заботит эта тема. Как выяснилось позже, она является женой владельца организации и у нее было вполне обычно желание все упорядочить и сделать так, чтобы бухгалтерия стала «чистой». Мы вошли в ее положение и порекомендовали оставить все, как есть, если предложения по легализации услуг бизнес-тренера не увенчиваются успехом. Дело в том, что, действительно, многие фирмы привлекают к проведению тренингов своих близких знакомых. Им, во-первых, они могут доверить обучение драгоценного персонала, а, во-вторых, могут заплатить меньше, на «дружеских началах». Насколько это хорошо и положительно? С точки зрения налогового законодательства, любая услуга, предоставляемая юридическому лицу, должна быть оплачена, если только не идет речь о неких волонтерских началах. С точки зрения обычных партнерских или человеческих отношений, то почему бы и нет? Если на этом все и строится то тогда переживать из-за неотраженных денег точно не стоит, т.к. в этом нет никакого смысла.

    Выводы

    На основании вышеизложенного мы приходим к выводу, что нет практически ничего сложного в отражении услуг бизнес-тренера в бухгалтерском учете. Проблемы могут возникнуть только тогда, когда нет четкого и ясного понимания, как директор планирует сотрудничать с тренером. Будет ли речь идти о семинарах или же обычных консультациях с глаза на глаз, может, он вообще не хочет составлять договора сотрудничества и тогда вообще ни о каком учете речи идти не может. Более того, вообще многие проблемы с отражением расходов, приобретают неприятный оттенок после того, как сотрудники ФНС «ткнут» пальцем на вашу ошибку, когда вы неверно отнесете данный расходы к определенному виду (прямым или косвенным). Кстати, мы писали об этом интересную статью: «Расходы организации. Делим на прямые и косвенные». – рекомендуем пробежаться глазами.

    В любом случае, дорогие коллеги, хочется пожелать вам в этом нелегком труде оставаться в профессиональной форме, а также ни в коем случае не унывать, если что-то пойдет не так, как это ожидалось. В любом случае, все обязательно получится, и вы станете гораздо опытнее. Как говорится, «если ты не становишься лучше – ты становишься хуже». Это правда…

    (Рейтинг: 0 ,  Голосов: 0 )

    Поделитесь статьей в соцсетях

    Загрузка....
    Получайте свежие новости из мира бухгалтерии и финансов!
    Подпишитесь на email рассылку
    email

    Оставить комментарий

    Отправляя комментарий, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в рамках Политики конфиденциальности.
    Girls in banner.
    Girls in banner.

    1С в облаке — бесплатно!

    Оцените преимущества аренды 1С — используйте тестовый период.
    1732228516