Доступ в 1С
Написать директору

Расходы организации: делим на прямые и косвенные | Блог для бухгалтера

Узнайте важную информацию первыми! У нас самое важное, полезное и актуальное

Расходы организации: делим на прямые и косвенные

26.07.2017
1515

Любое производство – достаточно сложный технологический процесс, где конечная стоимость готовой продукции складывается из множества факторов, начиная от закупки комплектующих материалов и заканчивая стоимостью размещения их, например, в торговом центре. Тема нашей «философской» статьи сегодня – деление расходов на прямые и косвенные. Почему «философской»? В ходе изучения сопутствующего материала, а также отзывов наших коллег по этому вопросу выяснилось, что в ней не все так однозначно, как это может показаться на первый взгляд, поэтому придется немного поразмыслить на эту тему. Попробуем разобраться, как с точки зрения законодательства и с точки зрения практики происходит это деление, посмотрим, что «традиционно» относится к этим двум категориям, а также обратим внимание на ошибки, возможные при некорректном делении.

Зачем делить расходы?

Ответ на этот вопрос хорошо известен каждому бухгалтеру, и он достаточно прост – для корректного определения налоговой базы, из которой в последующем будет высчитываться налог на прибыль организации. Как вы понимаете, в зависимости от характера расходов учитывать их можно в отличные друг от друга налоговые периоды. В частности, прямые расходы нужно признавать для налогового учета именно тогда, когда они совершились. Их приходится распределять между проданным товаром и ожидающим реализации, завершенной или незавершенной работой. Так, если стоимость расходов заложена в реализацию товара или плату за работы, то списать их можно будет только по завершении, возможно, это растянется на несколько месяцев или даже лет. В свою очередь, косвенные расходы бухгалтерия имеет право списать в том же учетном периоде. Они полностью относятся к учитываемым при налогообложении. С учетом того, что правила признания «косвенности» расходов можно признать не достаточно определенными, то у инспекторов ФНС в ходе налоговой проверки может появиться большой соблазн упрекнуть организацию в том, что она неправомерно учла в текущем налоговом периоде затраты, например, на «поддержание товарного вида» нереализованной продукции, которая находится на складе. С прямыми расходами все более-менее понятно. Если компания производит, скажем, водопроводные трубы, то все финансовые затраты, пущенные на их производство, будут считаться прямыми, следовательно, правила их учета останутся неизменными, т.к. сделать это можно будет к концу календарного года.

Прямые и косвенные расходы в примерах

В большинстве случаев проблемы с делением расходов на прямые и косвенные возникает в производственных или торгово-производственных компаниях. Реже это можно наблюдать в организациях, которые предоставляют услуги. Касаемо этой сферы деятельности практически все расходы будут считаться безоговорочно прямыми, т.к. любая услуга фактически «потребляется» в процессе ее оказания. На это есть записи в нормативной базе (п. 5 ст. 38, ст. 313, абз. 3 п. 2 ст. 318 НК РФ, а также в письме Минфина России от 15 июня 2011 года № 03-03-06/1/348). Здесь мы постараемся привести примеры непосредственно из производственной деятельности, т.к. она будет наиболее показательна. А именно перечисляем прямые расходы:

Материальные издержки:

  • Уплата за приобретенное сырье;

  • Затраты на производственные материалы;

  • Приобретение оборудования и комплектующих;

  • Стоимость полуфабрикатов, если в производственном процессе выполняется их переработка.

Финансовые издержки:

  • Заработная плата для персонала;

  • Взносы в социальные и страховые фонды.

Сюда же дополнительно можно внести и амортизационные издержки, т.к. они являются естественным процессом и их частота сравнима с выплатами заработной платы сотрудникам компании. Конечно, до сих пор можно встретить организации, где к оплате труда относятся пренебрежительно, невзирая на ужесточение трудового законодательства и все же сравнивать их между собой можно.

Косвенными в рамках производственной компании можно признавать следующие расходы:

  • Административно - управленческие расходы;

  • Расходы на отопление и освещение помещений;

  • Расходы на страхование;

  • Расходы на содержание общехозяйственного персонала;

  • Амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;

  • Арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;

  • Расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т. п. услуг;

  • Расходы, связанные со сбытом продукции;

  • Другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

В России сейчас можно встретить множество компаний, которые начали вести бизнес сравнительно недавно. Желая «делать дела» лично, некоторые молодые директора не прибегают к помощи бухгалтеров, а высчитывают налоги самостоятельно. Если нашу статью сейчас читает как раз такой директор или один из пользователей нашей услуги «1С в облаке», то хотим отдельно для них сказать, что в делении расходов на прямые и косвенные важно уловить сам посыл, который в него закладывается. Говоря простым языком, если ваша компания занимается изготовлением пластиковых окон и «производство» у вас указано в ОКВЭД, то все расходы на непосредственное изготовление продукции будут считаться прямыми. Если в ходе работы у вас возникла потребность проконсультироваться с юристом по особенностям регионального законодательства, и вы оплатили его услуги, то такой расход однозначно признается косвенным, т.к. не имеет непосредственного отношения к производству окон. Здесь также важно понимать, что существуют некие «смежные» траты, которые в большинстве случаев и вынуждают совершить ошибку. Популярный пример – закупка сырья для изготовления продукции. К примеру, ваша компания изготавливает стеклопакеты белого цвета и это является нормой. Один из ваших клиентов хочет приобрести рамы в сером исполнении, и вы, не желая ему отказать, ищете поставщиков этой краски. Разумеется, что конечная стоимость готового продукта будет изменена в большую сторону, т.к. ваши расходы на производство окон меняется. Налицо изменение себестоимости готового продукта, а это значит, что такая трата также должна считаться прямой, хоть она и не относится к типовым расходам.

Что касается торговой деятельности, то у молодых директоров здесь должно возникнуть куда меньше сложностей. В статье 320 НК РФ прямые расходы торговой организации четко регламентированы:

  • Закупочная цена;

  • Расходы на фасовку;

  • Стоимость упаковки и тары;

  • Оплата складских услуг и др.

Однако у любой организации, чья деятельность сопряжена с розничной или оптовой торговлей может возникнуть вопрос касаемо транспортных расходов на транспортировку товаров до потребителя, а также их перемещения на склад. Здесь будет достаточно запомнить, что эти расходы принято считать косвенными, если они не влияют на изменение стоимости товара для конечного потребителя.

Почему возникают разногласия с ФНС?

Очевидно, что фирме гораздо легче и удобнее отнести большинство из возможных расходов на косвенные, т.к. это снижает налоговую базу, следовательно, уплаченный налог на прибыль организации будет меньше, чем тот, который будет исчислен с прямых расходов. Инспекторы ФНС прекрасно это понимают, и с большой охотой ищут расхождения в документации у проверяемых ими компаний. «Мухлевать» в этом вопросе может оказаться «себе дороже», т.к. особо ретивые сотрудники Налоговой Службы могут расценить ваши действия в качестве уклонения от уплаты налогов. Это достаточно спорное обвинение, т.к. речь идет об уплате налога на прибыль всего лишь в разные отчетные периоды. И все же неопытных руководителей и бухгалтеров этим «запугать» можно. Отстоять свои права помогут несколько советов из нашей предыдущей статьи.

Ключевой нюанс

Во всех приведенных нами примерах подразумевались случаи, когда компания получает объективную финансовую выгоду от реализации изготавливаемой продукции или оказываемых услуг. Не стоит забывать, что экономический кризис в нашей стране все еще имеет место быть, в связи с чем нередки случаи, когда компании работают даже не «в ноль», а в «минус». Часто это происходит из-за того, что средства на открытие фирмы у ее руководства нашлись, а работать они в действительности не умеют. В этих случаях они сталкиваются со множеством дополнительных расходов не только на производство готовой продукции, но также и на объективно косвенные нужды. Если нет выручки, то как корректно определить налоговую базу в целях налога на прибыль? С точки зрения нашего законодательства получается так, что даже расходы на производство продукта в этом случае будут учитываться в качестве косвенных, т.к. прибыль от его реализации отсутствует. Расход, даже не принесший прибыли в данный период, также может быть обоснован, например, направлен на будущие доходы. Таким образом, нет противоречий для признания расходов в бездоходный период косвенными (письма Минфина РФ от 25.08.2010 г. № 03-03-06/1/565, от 21.05.2010 г. № 03-03-06/1/341, от 08.12.2006 г. № 03-03-04/1/821). При этом важно обратить внимание на то, что если руководству компании не удастся доказать экономическое обоснование (направленность на будущую прибыль) расхода в периоде, когда нет финансового дохода, то нельзя признавать его ни прямым, ни косвенным (письма УФНС России по г. Москва от 12.11.07 № 20-12/107022, от 26.12.06 № 20-12/115144).

Желаем Вам удачи и до новых встреч!

Подписка на новости Узнайте важную информацию первыми!
Поле email не должно быть пустым