Текущее положение дел в нашей стране говорит о том, что потребность в иностранных работниках есть, причем она крайне остра. В подавляющем большинстве случаев, в Россию приезжают иностранцы, которые в силу сложностей трудоустройства в родной стране вынуждены искать «лучшей доли». Хочется еще раз подчеркнуть, что не от большого желания, а от ощутимой потребности. В связи с этим на отечественном рынке труда, в особенности на низкооплачиваемых позициях, нехватки в «руках» нет. Это касается не только мелких и средних предприятий. Как раз-таки крупные компании в привлечении иностранцев заинтересованы в большей степени. Собственно, поэтому, а еще и в связи с хитросплетениями миграционного законодательства, у бухгалтеров и кадровиков возникает огромное множество вопросов, касаемо их легального трудоустройства. Стоит отметить, что отдельно взятые предприятия максимально лояльно относятся к иностранцам и стараются обеспечить их жильем, понимая, что этим самым они смогут привлечь к себе большее число работников. В рамках нашей темы очень интересно узнать, как и каким образом отразить аренду жилья, если плата за нее производится за счет средств предприятия, что важно знать бухгалтеру в этом вопросе и почему именно аренда вызывает столько сложностей в ее практическом применении. Сделаем попытку разобраться.
Причина проблем
Не только начинающие, но и достаточно опытные бухгалтера, впервые сталкивающиеся с проблемой отражения арендной платы за жилье, обращаются к тематическим ресурсам в попытках найти ответ на вопрос, как отразить ее в бухучете. Может показаться странным, но именно эти «тематические» ресурсы рекомендуют считать аренду в качестве оплаты труда, выраженной в натуральной форме. У кого-то это вызовет изумление, однако это действительно так. Исходя из данного суждения, бухгалтер должен понимать, что любая оплата труда априори облагается НДФЛ и страховыми взносами. Суть происходящего становится еще более комичной, когда дело доходит до «раздела» квадратных метров в снимаемой квартире, комнате или номере отеля не для одного, а целой группы работников. Скажем, компания «ЛюксТранс», пригласила на работу десять водителей грузовых авто для осуществления трудовой деятельности. Руководство организации выступает с инициативой арендовать для них две многокомнатные квартиры в целях обеспечения их (работников) комфортного пребывания в стране. Новоселы разместились в квартирах, скажем, 10 июня, а ближайший арендный платеж согласно договору аренды назначен на 9 июля. К моменту перевода денежных средств бухгалтер задается вопросом касаемо того, как определить базу НДФЛ на 10 человек, если сумма платежа фиксирована и должна проводиться единым поручением в пользу арендатора? Вопрос действительно сложный и мы решили обратиться к подлинным знатокам права, т.е. к юристам. По просьбе консультировавших нас людей мы не станем называть их имен, а будем говорить о них в третьем лице. Так по их общему мнению:
-
Руководство компании было обязано прописать в трудовых договорах с водителями факт того, что арендная плата за жилье будет производиться в счет их заработной платы. Только в этом случае можно будет определить базу по НДФЛ и страховым взносам;
-
Далее в трудовых договорах должен быть прописан должностной оклад работников. Если он одинаковый у всех – это будет удобно, а если нет, то придется включать калькулятор;
-
Если платеж в счет аренды будет перечисляться единым поручением (а это наш случай), то эту сумму необходимо разделить на количество работников, прибавить к ней 30% НДФЛ и сумму страховых взносов. В конечном итоге должен получиться оклад, прописываемый в договоре. Желательно при этом известить работников о том, сколько именно денег они будут получать ежемесячно «на руки», т.е. за вычетом всех налогов;
-
В ситуации, когда руководство компании хочет назначить каждому работнику разные оклады, то бухгалтеру придется «подгонять» цифры.
-
Соответственно, датой получение дохода (арендной платы) будет считаться той, когда арендодателю будут перечислены деньги. В нашем случае – это 9 июля. Точно такое же правило действует и на уплату страховых взносов.
На первый взгляд кажется, что все по большому счету просто. Но…
Апартаменты?
Почему-то в нашем обществе принято считать, что все иностранцы, которые приехали в Россию на заработки – низкоквалифицированная рабочая сила. Мы не будем отталкиваться от этого обывательского мнения, а разберем случай, когда иностранец – специалист, имеющий ученую степень, намеренно приглашенный в страну для участия в передовом проекте. К такому специалисту может сложиться другое, более лучшее отношение. В частности, его наниматель может арендовать роскошные апартаменты в центре города, так сказать, для «удобства» и «ощущения гостеприимства». Можно ли в этом случае считать арендные платежи в качестве материально выраженного дохода? Как выяснилось, нет. Почему именно, сказать сложно, однако факт остается фактом.
Страховые взносы
Мы уже косвенно затронули тему уплаты страховых взносов и пришли к выводу, что платить их необходимо в том случае, если арендные платежи – часть зарплаты работников, однако это суждение можно признать спорным. Так, согласно, подп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ не облагаются страховыми взносами, в частности, выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность. При этом при всем расходы на оплату жилья в данном подпункте конкретно не прописаны. Насколько это известно, с IV квартала 2016 года стало известно, что принимать и учитывать «страховые» платежи с 1 января 2017 года будет ФНС. В тот момент фактически изменился адресат, но никак не перечень того, что в эти страховые взносы входит. Возможно, многие компании так бы и не платили их с арендной платы еще и по той причине, что Минфин до 2017 года был солидарен с Минтруда по данному вопросу (письмо от 16.11.2016 № 03-04-12/67082). Но все бы ничего, если б не новые разъяснения, изложенные в письме письмо от 19.05.2016 № 17-3/В-199, где, по мнению Министерства, страховыми взносами облагается арендная плата за жилье. Собственно, основанием для проведения соответствующих платежей будет только письмо и некие «призрачные» намеки из НК РФ. Здесь стоит предположить, что наше государство едва ли будет отказываться от тех денег, которые бухгалтера будут перечислять «на всякий случай». Наше же мнение по данному вопросу – платить надо. В конечном итоге решать все равно вам самим.
Налог на прибыль
Руководствуясь статьей 255 НК РФ, в которой сказано о необходимости исчисления налога на прибыль с любого дохода, в том числе со стимулирующих выплат, премий и тому подобных платежей, мы делаем вывод, что арендные перечисления должны быть включены в расходы организации (как зарплата). Соответственно, эти траты организации также облагаются налогом. Здесь стоит отметить, что «арендная сумма» не может превышать 20% от общего дохода сотрудника. Следовательно, налог на прибыль будет исчисляться исходя из этой процентной ставки. На данном этапе Минфин снова оставляет место для догадок и домыслов. В частности, не понятно, как будет исчислен налог в том случае, если арендная плата все же не входит в состав дохода сотрудника, выраженного в материальной форме. Здесь остается только ждать, когда Ведомство сможет уделить толику своего драгоценного внимания к этому вопросу. Да и вообще проблема описываемой нами темы тесно соприкасается с разночтениями в законодательстве, где нет места для четких формулировок. Вместо них приходится руководствоваться «мнениями» профильных Министерств и иногда даже «письмами».
Выводы
На основании вышеизложенного мы приходим к выводу, что компаниям, готовым оплачивать аренду жилья для своих иностранных работников, следует учитывать ее в расходах организации, а именно в составе заработной платы этих работников. С одной стороны, это крайне неудобно – нет четкого понимания, нужно ли платить страховые взносы, зато все более-менее ясно с налогом на прибыль и НДФЛ. С другой стороны, именно с точки зрения оплаты труда эти арендные платежи легче всего отразить в бухгалтерском учете, т.к к такому пониманию вопроса есть хоть какие-то комментарии. Проблема наших клиентов, заказавших у нас услугу «аренда 1С 8», часто сводится к тому, что становится мало просто понимать бюрократический язык нашего законодательства. Самые главные сложности наступают тогда, когда в Кодексах и законах не удается найти ответ на интересующий вопрос. В этом случае люди начинают обращаться к юристам, которые, не имея под рукой достаточной правовой базы, могут только высказывать свою точку зрения, оперируя действующим законодательством. Направлять запросы в ФНС, Минфин и Минтруд, как вы сами понимаете, - занятие тоже очень хлопотное. К примеру, чтобы получить разъяснения по какому-то конкретному вопросу, бухгалтеру придется ждать не менее 30 рабочих дней, а то и больше, если оттолкнуться от практики. Спрашивается, нужно ли это с учетом того, что зачастую вопросы необходимо решать здесь и сейчас? Благо, все-таки находятся люди в Министерствах, которые по собственной инициативе дают разъяснения по спорным вопросам, тем самым экономя время и нервы налогоплательщиков.
Желаем Вам успехов и до новых встреч!