Доступ в 1С
Написать директору

Черные списки: как предприятию обжаловать запрет на проведение транзакции? | Блог для бухгалтера

Черные списки: как предприятию обжаловать запрет на проведение транзакции?

02.02.2018
272

О том, что в стране сейчас крайне непростая экономическая ситуация, не говорил разве что только ленивый. Но ведь это действительно так. Нам объявили, что Фонд национального благосостояния прекратил свое существование, социальные реформы начинают не то «стартовать», не то «буксовать». Да, населению официально прощают долги, но бизнесу от этого становится не легче. Декабрьский взрыв в супермаркете Санкт-Петербурга, грядущие выборы первого лица страны, хлопоты с чемпионатом мира по футболу, ужесточение американских санкций, мировая русофобия и много чего еще – все это формирует картину сегодняшнего дня. Ту самую, в которой приходится работать нашему отечественному бизнесу.

Совсем не удивительно, что последние полгода предприятия «трясут» так, что только и остается, что придумывать новые ходы, да выходы. Вот, к примеру, под давлением общественности у бизнеса появилась возможность получить объяснение на запрет банка провести транзакции между счетами. Это прорыв? Едва ли. Скорее, мы имеем дело просто с тем, что должно было быть изначально.

С чего все началось?

Многие наши читатели хорошо знают о том, как в 2017 году около 470 тысяч (!!!) юридических лиц попали в так называемые «черные списки» банков. Такой безапелляционной политике во многом способствовали требования ФНС, Минфина, ЦБ, а также Росфинмониторинга, заинтересованные в «честном» ведении бизнеса. Если подняться еще «выше», то инициатива по наведению порядка в отечественном предпринимательстве последовала от премьер-министра страны, когда остро возник вопрос о реализации «майских указов» президента и претворении в жизнь социальных программ. Дополнительно ужесточились требования к предприятиям, когда в 2017 году последовал ряд терактов по всей стране. В правительстве всерьез задумались о том, чтобы «перекрыть» кислород всем тем, кто потенциально может оказывать содействие террористическим группировкам за рубежом, а также их ячейкам внутри страны.

В общем, положение дел сложилась не из простых. Не понимания всего этого, малый и средний бизнес всерьез обеспокоился перспективой своей деятельности. Кто-то, не дожидаясь еще более угнетающей обстановки внутри страны, принял решение прекратить свою деятельность и покинуть Россию, кто-то, вооружившись сильной юридической поддержкой, продолжил отстаивать свои права. В любом случае, количество юридических лиц по состоянию на 2018 год успело поубавиться, т.к. около 200 тысяч компаний просто «не увидели себя» в нынешних реалиях.

Тем же, кто продолжил героическое сражение с государственным аппаратом, пришлось изрядно понервничать, выясняя обстоятельства блокировки счета или запрета на проведение очередной транзакции. Бухгалтера и директора долго задавались вопросом: «Кто же в этом виноват»? Со временем стало ясно, что не без «легкой руки» обслуживающего банка Росфинмониторинг получал сведения о «сомнительных» сделках и давал распоряжение на запрет перевода денег. Что оставалось делать предприятиям? Правильно, обращаться в банки для получения соответствующих разъяснений. Правда, до недавнего времени кредитные учреждения имели полное право не комментировать свои решения, ссылаясь на Росфинмониторинг. Снова возникал вопрос: «А как добиться правды от этого ведомства»? Некоторые клиенты по услуге «1С в облаке», с которыми нам удалось переговорить на эту тему, сообщили, что внятных разъяснений они там не получили.

Как обстоят дела сейчас?

Говорят, что ситуация изменилась, но не существенно. Ряд специализированных порталов, посвященных жизни и работе бухгалтеров, написали несколько заметок о том, что по данному направлению Росфинмониторинг смягчил свою политику. Так, под давлением деловой общественности вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2017 N 470-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», благодаря которому обновилась редакция ФЗ РФ от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Из текста закона следует, что отныне предприятия могут обращаться за разъяснениями по блокировке счетов и запрету на проведение транзакций непосредственно в банки. Они, в свою очередь, обязаны дать письменное разъяснение на запрос предприятия.

Смеем предположить, что желающих уточнить информацию по решению банка захочет не одна тысяча компаний по всей стране. Смогут ли справиться кредитные учреждения с таким наплывом запросов? Вполне возможно, что да, правда, только в том случае, если все разъяснения будут типовыми и малоинформативными. К сожалению, у нас на руках пока нет ни одной бумаги, которую мы могли бы показать и оценить. Однако уже сейчас страницы тематических форумов пестрят высказываниями бухгалтеров о том, что исчерпывающей информации они так и не получали.

К сожалению, решить эту проблему могут только наши законодатели и нам остается только и делать, что работать. Благо, с помощью программы 1С online можно существенно сэкономить деньги. Выбрав оптимальный комплект, пользователь имеет возможность платить только за то, чем реально будет пользоваться. Оценить все преимущества бесплатного онлайн-доступа к программе в течение 14 дней можно здесь.

Вполне возможно, что добросовестным компаниям нет никакого смысла ожидать от банков реальной помощи в решении данного вопроса, ибо для устранения этой проблемы есть другое средство. Так, согласно вышеупомянутому закону, кредитное учреждение обязано объяснить своим клиентам, какие необходимо предоставить документы, для того, чтобы снять запрет или блокировку. Проблема здесь заключается в том, что даже если сотрудников банка устроят предоставленные бумаги, вполне возможно, что счет будет разблокирован, и деньги дойдут до адресата в течение 90 дней… Понятное дело, что 90 дней – это максимальный срок. НО… Если представить себе ситуацию, что компания обязана перевести средства на счет своего клиента в куда более ранний срок, нежели банк снимет блокировку, то чем это для нее обернется? Правильно, просрочкой и пенями… Согласитесь, что объяснять своему клиенту проблемы с банком – это «не комильфо»…

Не все так быстро

То, о чем мы сейчас с вами говорим – дело нескорое. Во-первых, указанные изменения в полной мере должны будут вступить в силу только 30 марта 2018 года. Следовательно, ждать нам остается еще два месяца (это минимум). Во-вторых, сотрудники ФНС, «понимая» нелегкое положение отечественного бизнеса, обещают в дальнейшем провести дополнительную работу по упрощению процедуры снятия блокировок и исключения из «черных списков», намекая на то, что лучше уж «перегнуть», чем «недогнуть» и что под «горячую руку» могут попасть ни в чем неповинные организации. При этом, как отмечает бухгалтерское сообщество, за одно послабление ФНС обязательно введет целый ряд новых ограничений, о которых, вероятно, мы узнаем только к началу II квартала 2018 года.

Сказать, что чиновники начнут «душить» бизнес тоже нельзя – кто же тогда будет платить налоги? Единственное, что мы можем предсказать – возрастание нагрузки на бухгалтера. К сожалению, этот тренд не меняется уже долгие годы.

Что говорят коллеги?

Решив узнать мнение бухгалтерского сообщества о происходящем, мы обратились к нескольким нашим клиентам по услуге «Аренда 1С Бухгалтерия 8.3» с целью узнать, что они думают о происходящем. Вот, несколько любопытных комментариев на этот счет:

«Нам доводилось сталкиваться с неадекватным поведением банка. В конце прошлого года мы заключили договор с одной компанией на оказание консультационных услуг по ведению бизнеса. Не скрою, что владелец консалтинговой компании – наш с директором хороший знакомый. Мы решили воспользоваться его услугами, так сказать, и себе и ему помочь. По обоюдному согласию, нам выставили счет на сумму, превышающую в несколько раз ценник за подобные услуги. Мы оплатили первый счет, подписали все закрывающие документы и были довольны – все прошло хорошо. Со вторым подобным счетом у нас начались проблемы. Нам позвонили из банка и сообщили, что они не могут провести операцию. Естественно мы спросили, почему? Менеджер сказала, что данная сделка выглядит сомнительной. На вопросы, что с ней не так, нам никто не ответил. Пришлось обращаться в Росфинмониторинг, оттуда нас снова отправили в банк. Мы уже стали показывать документы, что все чисто. В итоге, спустя две недели платеж по этому счету прошел, но больше мы так рисковать не стали. Больше всего обидно за то, что мы, по сути, не нарушили закон. Какая разница, знаем мы директора компании или нет. Какая разница, сколько он просит за свои услуги? Это наше дело, кому платить и какую сумму»…

Есть еще одна заметка:

«Мы слышали о том, что банки вносят компании в «черные списки», если посчитают сделку сомнительной. Однако у нас такой проблемы, слава Богу, еще не возникало. Как мне кажется, банки ошибаются редко. У нас не такой большой поток клиентов, мы работаем всего с несколькими партнерами – у нас все совершенно открыто. Я считаю, что подобная проблема касается, в первую очередь, крупные предприятия. Во-первых, у банков есть свой интерес их «блокировать», а во-вторых, фискальные органы заинтересованы в том, чтобы те «ошибались». У нас в стране заниматься крупным бизнесом, как мне кажется, чревато проблемами».

Трудно не согласиться с нашими клиентами. Действительно, если у компании мало клиентов и все они постоянные, то проблем возникнуть не должно. Если же ситуация кардинальным образом отличается от описанной нами, то претензий со стороны кредитного учреждения избежать будет уже сложнее.

Благодарим за внимание и до скорого!

Вам может быть интересно:
Подписка на новости Узнайте важную информацию первыми!
Поле email не должно быть пустым