Закупка у единственного поставщика: нюансы работы с 44-ФЗ и 223-ФЗ
7301

Закупка у единственного поставщика: нюансы работы с 44-ФЗ и 223-ФЗ

Оглавление

    Практически каждый представитель отечественного бизнеса хорошо уяснил для себя одну простую вещь – без участия в тендерах и победы в них не видать крупных заказов. А оно и не удивительно. Многие «маститые» заказчики создают собственные платформы по проведению закупок, руководствуясь в основном предписаниями 223-ФЗ, а «бюджетники», в свою очередь, опираются на Федеральный закон 44-ФЗ. 

    По каким бы правилам не проходили торги, компании уж больно часто испытывают непреодолимое желание стать так называемым «единственным поставщиком» – по сути, тем, кто сможет продать свою продукцию или оказать услугу без проведения конкурса.

    Отчасти это связано с нежеланием компаний вступать с кем-то в конкурентную борьбу (вдруг, проиграем), а также с тем, что «единственный поставщик» в какой-то мере «защищает» компанию от коррупционных схем, возникших в результате сговора представителя конкурента с конечным заказчиком. Там есть еще много нюансов, но сегодня мы не об этом.

    На повестке дня у нас несколько основных вопросов:

    1. От чего зависит максимальная сумма закупки, которая позволяет «включать режим» единого поставщика?

    2. Выигрывает или проигрывает заказчик от подобных закупок?

    3. Каково отношение 44-ФЗ и 223-ФЗ к данной процедуре.

    Попробуем соотнести то, что есть в нормативной базе с тем, что происходит в реальной жизни.

    Чем они отличаются?

    В прошлом году мы уже писали заметку о том, с какими трудностями сталкиваются поставщики, если ему приходится изучать «нормативку» по закупкам. Исходя из этого, мы сделали вывод, что без грамотного юриста участвовать в тендере не всегда представляется возможным. И если с 223-им законом все более-менее понятно, то 44-ФЗ – это настоящая мука, особенно для субъектов малого бизнеса.

    Чем отличаются 44-ФЗ и 223-ФЗ?

    Причина здесь достаточно проста: «Бюджетники» предъявляют более строгие требования по отношению к поставщикам, нежели большинство «частников». И это совершенно не удивительно: как ни крути, а любой муниципалитет, госструктура распоряжается не своими, а «народными» деньгами, если так вообще можно выразиться. Продать товар или услугу в бюджетное или казенное учреждение в качестве единого поставщика практически всегда невозможно. 

    • Во-первых, даже для самых «маленьких» закупок они разыгрывают конкурс.

    • Во-вторых, не факт, что, даже выиграв тендер, поставщик получит свои деньги сразу после подписания акта выполненных работ. Государство деньги принимает охотно, а вот отдает их с большим трудом.

    Еще одним камнем в огород 44-ФЗ можно считать то, что этот закон предусматривает торги только на определенных площадках. Все они хорошо известны (например, Сбербанк-АСТ, Электронные торговые системы, РТС-тендер и т.д.). Для индивидуального предпринимателя может быть экономически не выгодно регистрироваться на этих площадках, платить деньги за попытку принять участие в торгах, а затем, не получив ничего, прекращать попытки наладить отношения с «госбюджетом». 

    Куда проще вести дело с крупным, но частным бизнесом, ориентируясь на более «лояльные» формулировки в 223-ФЗ, где преимущественно описана сама необходимость проведения торгов, но не как не жесткие требования, предъявляемые к участнику тендера.

    Сам себе режиссер

    Исходя из этого, можно сделать вывод, что продать бюджетнику в качестве единственного поставщика возможно, но для этого нужно иметь «белоснежную» репутацию и возможность ждать оплаты около месяца, а то и больше, например, у РЖД так вообще отсрочка платежа может достигать 180 дней. Какой ИП на это согласится? В свою очередь, другой закон дает более реальные возможности проявить себя.

    У многих организаций, которые проводят закупки через официальные площадки, заведено устанавливать лимит, не превышая который можно обойтись без рассмотрения сторонних коммерческих предложений. Большинство компаний предпочитают установить его на уровне 100 тысяч рублей. Формально, на площадке создается заказ, где указана потребность заказчика в приобретении продукции только у одной компании. Понятное дело, что желающих получить «быстрые» деньги появится достаточно много и, по сути, каждый из них также будет слать КП представителю заказчика. 

    Эти коммерческие предложения он имеет право не публиковать, а рассматривать в спокойной для себя обстановке. После того, как решение будет принято, наиболее удачливый поставщик будет извещен о намерении купить у него товар. Здесь не требуется оформление каких-либо бумаг, кроме как уставных документов (и то не всегда) и банковских реквизитов.

    При этом при всем есть довольно много ситуаций, когда заказчики не ограничиваются одной сотней рублей, а в исключительных случаях увеличивают лимит до 500 тысяч или даже одного миллиона. Насколько это законно – не решаемся судить. Во всяком случае, такой подход к делу может вызвать у проверяющих органов подозрения. 

    • Согласитесь, что выглядит это немного странно. Складывается впечатление, что заказчик договорился со своим хорошо знакомым поставщиком и организовал для него такую возможность. Что ж, на наш взгляд, есть и куда более безопасные методы работы.

    Составлять и вести учет коммерческих предложений, как неотъемлемой части тендерных процедур, удобнее всего в сервисе 1С облако. Привычный интерфейс программы, а также интуитивно понятный функционал, делают его незаменимым в работе коммерческой организации. Проведите бесплатный тест-драйв в течение 14 дней и оцените всего его преимущества!

    Единственный поставщик «по факту», а формально – тендер

    Нельзя с уверенностью утверждать, что только поставщики заинтересованы в «быстрых» продажах. Довольно часто случается так, что сами компании, искреннее желая как можно скорее обеспечить себя необходимой продукцией, идут навстречу продавцам и предлагают им довольно занимательную сделку. Те, кто давно работает с тендерами, хорошо знают эту фишку с «несколькими коммерческими предложениями». Как это выглядит на практике?

    Предположим, существует некая организация под названием ЗАО «Тагилнефтепром». Их отдел снабжения остро нуждается в нескольких сотнях ремкомплектов для реконструкции резервного газопровода. Ранее они делали несколько закупок у двух организаций: ООО «Снабстроймаш» и ООО «Уралтехподдержка». 

    В последних продукция оказалась более высокого качества и по оптимальной цене. Более того, с ними у «Тагилнефтепрома» сложились доверительные партнерские отношения. Реконструируем диалог между представителями двух компаний:

    «Скажите, а почем у Вас сейчас ремкомплекты для реконструкции газопровода»?

    –  Сейчас посмотрю… Так… Вам на резервный нужно, ведь правильно?

    «Все верно».

    –  Ну, с учетом того, что в прошлом году вы делали у нас хорошую закупку, можем предложить по стоимости 56000 рублей за штуку. Вам сколько нужно и к какому сроку?

    «Нужно 230 комплектов. Желательно сделать поставку через 4 месяца»

    –  У нас где-то половина из этого объема лежит на складе. За несколько месяцев недостающие довезем. Будете брать?

    «Да, мы хотим сделать закупку у вас. Ваши конкуренты называют, куда большую цену. Дело в том, что у нас будет открытый тендер, но мы бы хотели работать с Вами. Будьте так добры, вышлите, пожалуйста, ваше коммерческое предложение и еще несколько КП от других компаний с чуть большей стоимостью. Где-то через месяц вы выиграете этот тендер».

    –  Да, конечно, организуем. Ожидайте в течение недели.

    Это достаточно популярный способ обхода требований 223-ФЗ, когда сам заказчик становится инициатором не совсем честной «схемы» – такое можно встретить сплошь и рядом. Отчасти ее существование и широкое распространение можно объяснить тем, что у двух компаний сложились очень «теплые» отношения. 

    Также это может быть связано с тем, что заказчик просто не хочет «запариваться» с проведением тендерных процедур, изучением предложений и соответствием заявленной продукции с ТЗ. Поставщикам это только на руку, т.к. получается, что официально разыгрываемый тендер, но на деле оказывается закупкой у того же самого единственного поставщика – не больше и не меньше.

    Способы определения победителя закупки на электронных площадках

    27% от общего числа закупок в России осуществляется у единственного поставщика. Можно сделать вывод, что предельные суммы тендеров варьируются в среднем до 100 тысяч рублей, не считая аукционов, доля которых составляет 56%.

    Выводы

    На основании всего вышеизложенного мы можем сделать выводы, что приобретение товаров или услуг у единственного поставщика является наиболее удобным инструментом в закупках. В ней могут быть одновременно заинтересованы обе стороны партнерских отношений, что отчасти может привести к формированию мошеннических схем.

    Если говорить о «вреде» и «пользе» двух законов, посвященных закупкам, то можно с большей уверенностью сказать, что именно 223-ФЗ является, своего рода, «рассадником» не совсем честных и прозрачных платежей. Но при этом также можно утверждать, что он является основанием для движения торговли по вертикальной плоскости, в отличие от «строгого» 44-ФЗ.

    В любом случае, каждый из них имеет свои положительные стороны и очевидные недостатки.

    Удачи Вам в торгах, дорогие читатели! До скорого!

    (Рейтинг: 0 ,  Голосов: 0 )

    Поделитесь статьей в соцсетях

    Загрузка....
    Получайте свежие новости из мира бухгалтерии и финансов!
    Подпишитесь на email рассылку
    email

    Оставить комментарий

    Отправляя комментарий, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в рамках Политики конфиденциальности.
    Girls in banner.
    Girls in banner.

    1С в облаке — бесплатно!

    Оцените преимущества аренды 1С — используйте тестовый период.
    1734165407