Финансовый блог

Законы регулярно обновляются. Руководителю и бухгалтеру необходимо быть в курсе всего.
Блог Scloud позволяет быть в курсе всех самых последних изменений.


Начать
работу
14 дней в подарок

От бюджета к коммерции. Как бухгалтеру начать профессиональный путь с чистого листа?

07.09.2017
437

Кризис, который как гром среди ясного неба переполошил нашу общественность три года назад, сейчас мало-помалу сходит. Люди привыкли к курсу доллара и евро, к выросшим ценам на продовольствие и прочие вещи, за которые приходится теперь платить больше, нежели это было раньше. И все же находятся те из нас, кто при сохранившемся уровне дохода хочет что-то изменить в своей жизни, а именно, увеличить суммы зарабатываемых денег, если говорить прямо. Давайте честно: в бюджетном учреждении бухгалтер много не зарабатывает. Если раньше при зарплате в 21000 рублей бухгалтер мог позволить себе съездить отдохнуть летом в Турцию, то сейчас он несколько раз подумает прежде, чем пойдет в туристическое агентство покупать путевки. Государство заботится о нас, но как-то по-своему, глядя, вероятно, с высоты своей колокольни. Нам таких «высот», к сожалению, не понять. Поэтому приходится что-то придумывать и искать пути к обеспечению более высокого дохода. Так, несколько наших знакомых решили покинуть своих бюджетные учреждения с целью трудоустроиться в коммерческих организациях. Сложности и преграды у них совпали на удивление точно. Читая посты на форумах, прослеживается единая нить, которая связывает всех «перебежчиков» между собой – потребность учиться многому заново. Что ж, давайте разберемся, что к чему в этом вопросе.

Не пропустите: «Бухгалтер ищет новую работу. Как не натолкнуться на «фальшивое» собеседование»?

Нематериальные причины ухода

Действительно, доход бухгалтера в «бюджете» может достигать гораздо меньших размеров в сравнении с коммерческой сферой деятельности. Однако дело может заключаться не только в деньгах. Наша коллега, которая работает сейчас главным бухгалтером в одном из крупнейших холдингов страны, а по совместительству является нашим клиентом по услуге «Аренда 1С», рассказывает свою историю этого «трансфера»:

«После окончания университета я не стала сильно «заморачиваться» по поводу работы и пошла бухгалтером в детский садик. Во-первых, на тот момент меня и детей обеспечивал муж, во-вторых, работа была недалеко от дома, в-третьих, как вы сами понимаете, рабочий день упрощен настолько, что особо прикладывать силы не приходилось. В какой-то момент я поняла, что если все пройдет в таком же режиме еще несколько лет, то от меня, как от специалиста, не останется ровным счетом ничего. Мои знания, полученные в университете, могут попросту не пригодиться. Более того, я не могла и не могу сказать с уверенностью, что сама жизнь меня не заставит развиваться в профессиональном плане. И вот я решила уйти. Пожалуй, основной причиной моего ухода стала боязнь за утрату квалификации. Теперь это все позади, но первый год в коммерции был для меня чем-то сумасшедшим. Все познается в сравнении».

Из этой небольшой истории очевидно, что деньгами причины ухода не ограничиваются. Действительно, у бухгалтера в бюджетной сфере больше свободного времени (уж простите, бюджетники), работа регламентирована настолько, что как-то фантазировать и находить выходы из сложных ситуаций не приходится. Кадрами заниматься не нужно, для закупок предусмотрен отдельный специалист или даже отдел, на все есть соответствующие инструкции. Пожалуй, это будет раем для бухгалтера, который мечтает о спокойствии и тишине в самом положительном смысле этих слов.

Кто и чем руководствуется?

Под существенной разницей в ритмах трудовой деятельности есть свои нормативные основания. К примеру, бухгалтерия в бюджетной организации (к примеру, муниципальной) функционирует, отталкиваясь всецело от этих трех документов:

  • Приказ Минфина России от 01.12.10 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению»;

  • Приказ Минфина России от 29.12.10 № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

  • Приказ Минфина России от 25.03.11 № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

В свою очередь у коммерческой организации есть два других ориентира:

  • Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции к его применению»;

  • Приказ Минфина России от 02.07.10 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации»;

Единым документом для них двоих будет Закон № 402-ФЗ от 06.12.11 «О бухгалтерском учете», который, в общем-то, знает каждый бухгалтер. Без него работа невозможна в принципе.

Встретили не по одежке, а по опыту работы

Готовя материал, мы часто обращаемся к тому, что пишут люди на тематических формах по тому или другому вопросу. Данная тема не стала исключением. Как выяснилось, наших коллег эта проблема интересует в достаточной степени. Более того, нам часто встречались вопросы, касаемо обратного перехода, т.е. от коммерции в сторону бюджета. Не отходя от нашей постановки вопроса, скажем, что «бывалые» бухгалтера, успевшие поработать «на двух фронтах» готовят «перебежчиков» к тому, что им придется произвести на руководителя коммерческой организации наиболее положительное впечатление. В качестве причины этому указывают опыт работы в бюджете – он практически нигде не приветствуется. Однако всегда находятся исключения. Так, на одной площадке писали приблизительно следующее:

«…спросили на собеседовании, почему я решила устроиться в частную компанию. Сказала честно, что хочу развиваться и больше зарабатывать. Потом у меня уточнили, был ли у меня хоть какой-то опыт работы в коммерции, и я ответила, что нет. Наверное, понравилась директору, и он взял меня на испытательный срок в помощь главному бухгалтеру. Для меня взяли 1С в аренду, подключили справочно-правовую систему. В общем, обеспечили всем необходимым. Первое время я «мучала» своего непосредственного начальника вопросами, приходилось вникать в суть каждой мелочи. В конечном итоге испытательный срок прошла, но понервничать пришлось»…

Кому-то повезло меньше на собеседованиях:

«Работала в централизованной бухгалтерии почти 4 года. Когда вышла из декрета поняла, что хочу дать детям чуть больше, чем то, что я могу заработать в своей структуре. Ходила по собеседованиям, так ничего и не получилось. Возможно, дело не только в опыте работы, но и в ребенке, которому всего сейчас 3 года. Решила плюнуть на это на все, изучала документацию самостоятельно и теперь работаю на удаленке, скажем так»…

Можно, конечно, в качестве примера привести множество историй, однако у всех из них есть один этап, который требует преодоления – доказать новому руководству способность работать по другим правилам. Если это получается, то переход протекает относительно благополучно. Если же нет… Ну, вы сами понимаете.

Положительная и отрицательная сторона одного качества

Да, есть определенные сложности у этого перехода. Но разве бывают сложности без чего-то хорошего и положительного? На примере нашей темы мы еще раз убеждаемся, что не бывает. К примеру, на тех же самых форумах бухгалтера рассказывают истории, где директора были готовы им «ноги целовать» только за то, что с их (бухгалтера) приходом в компании воцарил «финансово-документальный» порядок. Причем порядок такой, что с него можно только брать пример. Сфера, в которой все регламентировано и требует максимальной точности в действиях, не может не оказывать влияния на профессиональные качества сотрудника. С ними, как раз, и приходят бухгалтера-бюджетники в коммерцию, чем в действительности могут порадовать новое руководство. Кстати, начальники об этом далеко не всегда догадываются просто потому, что не разбираются в «бухгалтерской кухне». И все же у всего должна быть мера, в том числе у такого завидного педантизма. Может получиться так, что с воли авторитарного бухгалтера отдел закупок не сможет тратить деньги по своему усмотрению, а отдел продаж – реализовывать свою продукцию. Нет, конечно, смогут, но не так, как того хотят отделы и директор в том числе. Бывшему бюджетнику абсолютно все равно, какие в отделе продаж отношения с клиентами, главное, чтобы на товар не давали скидки, ретро-бонусы и прочие «плюшки» коммерческой жизни. Цена должна быть одна, если есть скидка, то она тоже должна быть единой и все в том же духе. Такой подход к работе может заставить сослуживцев изрядно «понервничать». Бюджетнику следует быть готовым к тому, что коммерческая сфера деятельности требует гибкости во всех отношениях, т.е. не только с клиентами и другими компаниями, но также и внутри коллектива.

Читайте статью: «Ретро-бонус и ретро-скидки. Как учитывать покупателю и продавцу»?

Выводы

Как мы видим, переход в новую сферу деятельности вполне возможен и во многом оправдан с точки зрения уровня дохода, профессионального развития, а также тех навыков, которые бухгалтер сможет приобрести в ходе более динамичной работы. Помимо всего прочего не стоит забывать о том, что текущая политика государства направлена на сокращение расходов в бюджетной сфере. Где-то недавно писали о том, что в стране планируется сократить более трети всех бухгалтеров-бюджетников путем перехода на электронный документооборот. На наш взгляд, это должно стать хорошим поводом задуматься над тем, чтобы обеспечить себе более надежное будущее.

Желаем вам успехов!

Поделиться статьей:
Подписка на новости
Узнайте важную информацию первыми!
E-mail:

Написать директору