Финансовый блог

Законы регулярно обновляются. Руководителю и бухгалтеру необходимо быть в курсе всего.
Блог Scloud позволяет быть в курсе всех самых последних изменений.


Начать
работу
14 дней в подарок

Ретро-скидки и ретро-бонус. Как учитывать покупателю и продавцу?

03.05.2017
923

Термины «ретро-бонус» или «ретро-скидка» появились в деловом лексиконе сравнительно недавно. Кто и когда их впервые употребил и что хотел ими выразить? Это будет непросто вспомнить, но важно другое – за непродолжительный срок они успели занять важное место не только в торговле, но и в бухгалтерском учете.

Названные нами термины имеют много аналогий: «ретроспективная скидка», «ретроспективный бонус», «рибейт» (больше присущ для мировой практики), «экстра-премия» и др. в сути своей обозначают некое «поощрение», которое исходит со стороны продавца в рамках заключенной сделки. Недобрые на язык предпочитают называть ретро-бонусы «узаконенными откатами».  

Согласитесь, звучит, криминально. И все же с таким «криминалом» мы сталкиваемся повсеместно. Все мы прекрасно знаем об акциях магазинов, которые мы посещаем, поставщиков, у которых закупаем товар, на подобие «1+1=3» или же «купи автомобиль и получи комплект зимней резины в подарок». Для нас это стало настолько обыденным, что любую покупку без этого мы считаем какой-то неполноценной. Фактически, мы давно привыкли к ретро-бонусам. 

Невзирая на то, что термины уже существуют, и они широко применяются на практике, Налоговое законодательство ни коем образом их не классифицирует. С точки зрения НК РФ, все вышеперечисленное может быть объяснено только «премией», которую выплачивает продавец покупателю в качестве поощрения работы с ним или сам факт соблюдения определенных пунктов контракта. 

К примеру, покупка двух, а не одной пиццы – есть определенное условие, при котором покупатель получит от продавца подарок в виде третьей пиццы, что является своего рода «премией». Звучит на первый взгляд нелепо и все же Налоговые органы оперируют именно этой логикой, когда дают оценку хозяйственной деятельности фирмы. Собственно говоря, учет ретроспективных бонусов и скидок опирается именно на такое понимание вещей.

Чтобы двигаться дальше, отделим понятия «бонус» и «скидка». Это позволит нам в дальнейшем употребить наиболее оптимальные проводки: 

  • Ретроспективная скидка – условие договора поставки, которое влияет на изменение цены; 
  • Ретроспективный бонус – дополнительный товар или услуга, которую получит клиент при заключении договора, оплаты счета, выполнении определенных условий в рамках договора. 

Как отразить покупателю ретро-скидки и ретро-бонусы? 

Выпишем некоторые наиболее распространенные случаи. Начнем с ретро-скидок: 

Если на дату предоставления скидок товары не были реализованы, стоимость полученных товаров уменьшается проводкой: 

  • Д41 (15) К60 

Независимо от того, были товары реализованы или нет, скорректируйте сумму входного НДС:

  • Д 19 К 60 

Если товары, по которым предоставлены скидки, были реализованы в текущем календарном году, в бухучете сделайте следующие записи:

  • Д 90-2 К 41 (15) 

Вне зависимости от того, были товары реализованы или нет, скорректируйте сумму входного НДС:

  • Д 19 К 60 

Если товары были реализованы в предыдущем году, то их стоимость не корректируется. В бухучете отражается прибыль прошлого отчетного периода, выявленная в текущем году:

  • Д 60 К 91-1 

Если скидка на выполненные работы (оказанные услуги) предоставлена в текущем году, то в бухучете уменьшение их стоимости отразите проводкой:

  • Д 20 (25, 26, 44, 91) К 60 

Далее рассмотрим варианты проводок ретро-бонусов

Используйте проводки: 

  • Д 41 (15, 20, 25, 26, 44, 91) К 60 (если отражена стоимость поступившей в счет возникшей переплаты); 
  • Д 19 К 60 (если учтен НДС по оприходованному бонусному товару); 
  • Д 76 К 68 (если восстановлен НДС, ранее принятый к вычету с выданного аванса); 
  • Д 68 К 19 (если принят к вычету НДС по оприходованным бонусным товарам). 

Здесь также возьмем за основу самые популярные ситуации, с которыми приходится сталкиваться бухгалтерам продавца: 

  • Д 62 (50) К 90-1 (если отражена выручка от реализации с учетом скидки); 
  • Д 90-3 К 68 (если начислен НДС с фактической суммы реализации – для ОСНО); 
  • Д 51 62 (когда получена оплата от покупателя с учетом скидки); 
  • Д 62 К 90-1 (если отражена выручка от реализации партии товара в рамках скидки); 
  • Д 90-2 К 62 (сумма предоставленной покупателю скидки отнесена на себестоимость (без учета НДС)); 
  • Д 90-2 К 41 (списана себестоимость бонусного товара). 

Ретро-бонусы продавец учитывает следующими проводками: 

  • Д 62 К 62 (если сумма восстановленной задолженности признана полученным авансом в счет будущей бонусной поставки); 
  • Д 76 К 68 (если начислен НДС с суммы предоплаты, то есть восстановленной задолженности); 
  • Д 68 К 76  (когда принят к вычету НДС, начисленный с предоплаты); 
  • Д 62 К 90-1 (когда отражена выручка от реализации бонусного); 
  • Д 90-3 К 68 (начислен НДС с выручки от реализации бонусного); 
  • Д 90-2 К 41 (20) (когда списана себестоимость реализованного бонусного товара; 
  • Д 68 К 76 (если принят к вычету НДС, уплаченный поставщику в составе аванса) 

Как отразить продавцу ретро-скидки и ретро-бонусы?

Для учета ретро-скидок используйте:

  • Д 62 (50) К 90-1 (если отражена выручка от реализации с учетом скидки);
  • Д 90-3 К 68 (если начислен НДС с фактической суммы реализации – для ОСНО);
  • Д 51 62 (когда получена оплата от покупателя с учетом скидки);
  • Д 62 К 90-1 (если отражена выручка от реализации партии товара в рамках скидки);
  • Д 90-2 К 62 (сумма предоставленной покупателю скидки отнесена на себестоимость (без учета НДС));
  • Д 90-2 К 41 (списана себестоимость бонусного товара).

Ретро-бонусы продавец учитывает следующими проводками:

  • Д 62 К 62 (если сумма восстановленной задолженности признана полученным авансом в счет будущей бонусной поставки);
  • Д 76 К 68 (если начислен НДС с суммы предоплаты, то есть восстановленной задолженности);
  • Д 68 К 76  (когда принят к вычету НДС, начисленный с предоплаты);
  • Д 62 К 90-1 (когда отражена выручка от реализации бонусного);
  • Д 90-3 К 68 (начислен НДС с выручки от реализации бонусного);
  • Д 90-2 К 41 (20) (когда списана себестоимость реализованного бонусного товара;

Как мы видим, для того, чтобы корректно отразить ретроспективные скидки и бонусы продавцу и покупателю будет необходимо использовать достаточно стандартные проводки, известные любому бухгалтеру. На помощь каждому работнику бухгалтерии в случае, если потребуется провести ретро-скидки и ретро-бонусы, могут прийти справочно-правовые системы, комментарии экспертов, да и просто опыт коллег, столь необходимый даже для Профессионала с большой буквы.

Подведём итоги
Напоследок хотим заметить, что сам факт того, что Налоговое законодательство еще не разделило между собой известные нам понятия до сих пор, говорит только о возможных разночтениях в бухгалтерской практике с точки зрения юридических лиц и проверяющих органов. Однако, это не должно случиться до той поры, пока ретро-скидкам и ретро-бонусам наш Законодатель не даст четкие и ясные пояснения, закрепленный в НК РФ.  
Как только это произойдет, можно будет в скором времени ожидать коррекции их отражения в бухучете. Недаром говорят, что пока предмету не дали названия – он существует сам по себе, а как только он получает имя – он теряет свою суть. Лирика.… Но с долей правды. Пока работаем так – ФНС все устраивает. 
Вам может быть интересно:
Подписка на новости Узнайте важную информацию первыми!
Поле email не должно быть пустым

Написать директору