Переход бухгалтера из коммерческой сферы в бюджетную — явление нередкое. Бухучет в двух сферах основывается на общих принципах, но при этом ведение бухгалтерии в бюджетной сфере имеет достаточное количество особенностей. Про них расскажем в статье.
Виды бюджетных учреждений
Бюджетное предприятие не ставит перед собой цель, как коммерческая компания — получить прибыль. Перед ним стоят иные задачи: культурное и образовательное развитие общества, ориентированность в социальную сферу. Финансирование получают полностью либо частично из бюджета.
Разделяют три типа бюджетных учреждений.
-
Бюджетные: Школы, больницы, библиотеки.
-
Автономные: Обладают большей самостоятельностью в управлении финансами, чем первые.
-
Казенные: Полностью зависят от государственного бюджета. Это учреждения исправительного характера, органы правопорядка.
Показатель | Бюджетное | Автономное | Казенное |
Функции | Услуги гражданам | Госуслуги | |
Куда идут доходы | По решению организации | В бюджет государства | |
За счет чего финансируется |
Субсидии |
Бюджет | |
Расчетный счет | Только федеральном казначействе (ФК) | В ФК или коммерческом банке | Только в ФК |
Имущество | В собственности государтсва или его субъектов. Имеют право на оперативное управление | ||
Расход средств | По плану хозяйственной деятельности | По смете |
Ведение бухгалтерии в бюджетной сфере
Основой бухучета в организации любого типа выступает закон № 402-ФЗ. Главная сложность в том, что бухгалтер бюджетной организации должен учитывать не только общие правила учета, но и специфические отраслевые требования. Как же вести бухгалтерию в бюджетном учреждении.
Вот основные особенности бюджетной бухгалтерии:
Специальные коды казначейства. Ими классифицируются расходы и доходы бюджета, а учет делается прозрачным.
Большее количество отчетов. Сроки зависят от решения учредителей с учетом правил №33н. Инструкция №191н предусматривает квартальные, годовые плюс ежемесячные отчеты.
Специальные формы первичных документов и отчетов. В бюджетных организациях не применяют федеральный стандарт ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухучете». Для них с 01.01.2023 действует приказ Минфина от 15.04.2021 № 61н о формах электронных документов.
План счетов (ПС). Список счетов более широкий, чем в обычной бухгалтерии. Основной ПС для бюджета утвержден в приказе Минфина № 157н. Для каждого типа бюджетного учреждения есть еще и свой, индивидуальный ПС, утвержден приказом для:
Правила кодировки счетов. Они сложнее, чем в общем бухучете. Номер счета состоит из 26 цифр.
Особенности бюджетного предприятия
Когда бухгалтер начинает работать в бюджетной сфере, ему нужно знать и быть готовым к тому, что такому предприятию присущи свои особенности в отношении имущества и денег.
-
Чтобы выполнить задание от государства или города, тратятся деньги из того бюджета, чье задание выполняется.
-
Земельный участок, на котором расположена организация, в собственности у государства. Но предприятие может им постоянно пользоваться.
-
Владеет всем имуществом государство, регион или город.
-
Организация не отвечает по долгам владельцев имущества.
-
Учреждение не может просто так продать или распорядиться недвижимостью и особо ценным имуществом, которое ей дали или которое она купила на деньги, выделенные владельцем.
Эти правила прописаны в законе « О некоммерческих организациях».
Ведение бухучета в бюджетной организации: просто и недорого
Ведение бухгалтерии в бюджетной сфере — задача не из простых. К специалисту бухгалтерской службы предъявляют жесткие требования, которые оговорены в профстандарте « Бухгалтер». Этому специалисту приходится выполнять множество задач. Он в бюджетной организации:
-
следит, чтобы деньги тратились по назначению. Четко по плану хозяйственной деятельности или по смете;
-
составляет отчеты;
-
контролирует своевременную сдачу отчетов в надзорные органы;
-
составляет и подает заявки на выделение средств;
-
учитывает денежные потоки с их фиксацией;
-
ведет первичку, производит начисления и осуществляет платежи;
-
производит расчет с поставщиками, налоговой и другими организациями;
-
начисляет причитающиеся выплаты сотрудникам и страховые взносы по ним;
-
учитывает списание материалов.
Это неполный перечень обязанностей, которые требуют внимательности и точности. Кроме того, данные нужно проверять, уточнять, сверять. Вопрос, как быстрее и удобнее вести бухгалтерию в бюджетном учреждении, стоял всегда. Сейчас на него есть ответ. Это программа 1С:Бухгалтерия государственного учреждения. Разработана, чтобы облегчить труд бухгалтеров бюджетной сферы.
Способ оптимизации учета в бюджетной организации
Программа 1С:Бухгалтерия государственного учреждения позволяет автоматизировать большинство задач ведения бухгалтерии в бюджетной сфере.
В программе есть все необходимые документы, формы отчетов соответствуют отраслевым требованиям. Можно вести учет одной организации, так и ее подразделений по структуре.
1С: Бухгалтерия государственного учреждения автоматически формирует отчеты. Вам не нужно тратить время на их проверку, программа это сделает за вас. Отправляйте отчеты в нужные ведомства сразу из программы.
Ежедневные задачи — заполнение документов и расчеты — также выполняются автоматически. Это отнимает меньше времени и снижает нагрузку на работников бухгалтерской службы. Разобраться в конфигурации несложно и можно настроить под себя.
Протестируйте 1С в облаке от Scloud бесплатно в течение 2 недель и убедитесь в удобстве облачного решения.