В статье рассмотрим нюансы бухучёта в Беларуси, его принципы и формы организации. Дополнительно расскажем об обязанностях руководителей и способе оптимизации бухгалтерских процессов.
Какая специфика белорусского бухучёта
Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности» обязывает вести бухгалтерский учёт всех юридических лиц на территории РБ. Это также касается иностранных компаний, товариществ, госорганов и ИП.
Государственным регулированием бухучёта занимаются Президент Беларуси, Совет Министров, Национальный банк, Минфин и другие республиканские органы госуправления.
Выделим некоторые принципы бухучёта, которые указаны в законодательстве РБ:
Начисление. Хозяйственные операции отмечаются в бухгалтерском учёте и отчётности в том же отчётном периоде, в котором они выполнялись. При этом не имеет значения, когда по ним проводились расчёты.
Непрерывность. Информация об активах, обязательствах, собственном капитале, дохода и затратах составляется относительно намерения компании продолжать или прекращать работу.
Соответствие доходов и расходов. Расходы необходимо отразить в бухучёте и отчётности в том отчётном периоде, в котором признаются связанные с ними доходы (если они имеются).
Осмотрительность. Нельзя завышать учётную оценку активов и доходов компании, а оценку обязательств и расходов — занижать.
Нейтральность. Запрещается ориентировать информацию из отчётности на конкретных пользователей и (или) получение результата.
Какие формы организации бухучёта в Республике Беларусь
Выделяют два варианта организации бухгалтерии: децентрализованный и централизованный.
При децентрализованной форме бухучёт можно вести не только в аппарате управления компанией, но и в её отдельных подразделениях. В них реализуются ключевые функции учёта, после чего в главную бухгалтерию компании передаётся отчётность. И уже на её основе создаётся сводная отчётность и общий баланс по организации.
При централизованном форме все учётные операции сконцентрированы в центральной бухгалтерии.
Какие обязанности руководителей организаций в РБ
Руководитель компании обязан:
- Контролировать сотрудников, чтобы они выполняли требования главного бухгалтера по ведению учёта.
- Обеспечивать оперативный учёт материальных ценностей и обязательств. Это поможет точно отражать хозяйственные операции в бухучёте.
Также, согласно закону Республики Беларусь, руководители должны решать, какой будет структура бухгалтерии и каким образом вести учёт. Исходя из объёма учётной работы компании могут:
- отдать ведение бухучёта штатному бухгалтеру;
- сформировать бухгалтерскую службу, которую возглавит главный бухгалтер;
- делегировать учёт сторонним организациям или ИП, которые предоставляют такую услугу.
Как оптимизировать бухгалтерский учёт в Беларуси
Чтобы упорядочить ведение учёта и сделать его автоматизированным, белорусским компаниям доступен ряд программ. Вероятно, самым популярным и универсальным решением является 1С:Бухгалтерия 8 для Беларуси.
Конфигурация соответствует требованиям законодательства РБ и национальным стандартам учёта. Она сокращает время на расчёты с контрагентами, составление документов и хозяйственные операции.
1С:Бухгалтерия 8 подходит как небольшим компаниям, так и крупным холдингам. Её можно использовать в сфере торговли, услуг, производства, а также настроить под специфику и учётную политику компании. Серьёзный плюс программы — возможность дистанционной работы и автоматические обновления, которые учитывают последние изменения в законах.