В 2022 году офлайновые книжные магазины, которые смогли выжить после нескольких локдаунов, столкнулись с резким подорожанием бумаги и всего, что на ней печатают. Государство анонсировало меры поддержки отрасли, но и крупные сети, и независимые продавцы книг считают, что принятых мер недостаточно.
Бизнесу, который хочет выжить в кризис, приходится одновременно сокращать расходы и повышать качество обслуживания. Меньше тратить, больше продавать и увеличить средний чек поможет решение от 1С, созданное специально для книжных магазинов. Рассказываем, что оно умеет.
Никаких лишних закупок
В кризис важно сокращать расходы на то, что не приносит прибыли. Оптимизацию трат стоит начать с грамотного подхода к закупкам. Важно оценить:
-
Какие позиции стабильно пользуются спросом?
-
Что плохо продается и только занимает место на складе, за которое приходится платить аренду?
Крупным сетям нужно анализировать продажи в каждой торговой точке, так как популярные позиции в магазине в спальном районе или рядом с корпусом вуза будут разными. В конфигурации 1С для учета торговли книгами и печатной продукцией можно отслеживать ежедневные продажи по каждой кассе, а также заказы, оплаченные на сайте или при доставке курьером.
С 1С удобнее оценивать и складские остатки. Можно в несколько кликов определить, какие товары залежались на складе, а каких не хватает, — и сразу же подготовить заявку поставщику. Клиенты никогда не уйдут без покупки из-за того, что не нашли нужную книгу, а отдел закупок перестанет тратить деньги на авторов и журналы, которые никто не покупает.
Объединение онлайн- и офлайн-продаж
За время пандемии люди привыкли заказывать все товары онлайн — и книги не стали исключением. Многие независимые книжные, чтобы выжить во время локдаунов, создали сайты и организовали курьерскую доставку. Это заставило их придумывать механизмы контроля: нужно в режиме реального времени отражать информацию об остатках на складе на сайте, чтобы клиент случайно не заказал отсутствующую книгу. Готовое решение для этого есть в конфигурации 1С, созданной для автоматизации учета книжного магазина. Система может обмениваться данными:
-
с сайтом на Битриксе — в его каталоге будут отражаться только актуальные позиции и цены, а информация об оформленной покупке своевременно поступит в магазин,
-
платежными терминалами — информация о заказах, оплаченных картами при доставке, будет учитываться в общем анализе продаж.
Эффективная работа с клиентами
Решение 1С не только упрощает учет работы книжного магазина, но и помогает повышать продажи.
-
Система может предлагать сопутствующие товары, которые часто заказывают вместе, при оформлении покупки. Кассирам больше не придется запоминать позиции, которые нужно предложить клиенту, купившему определенный журнал, сувениры или «канцелярку», — решение 1С поможет продавать больше без лишних усилий.
-
В программе можно в несколько кликов провести покупку, оформление подписки, резервирование товара, назначить на него цену и подготовить ценник с маркировкой и выходными данными. Это освобождает продавцов-консультантов от бумажной рутины и позволяет им посвятить больше времени изучению ассортимента и общению с покупателями.
-
На повышение продаж работает и автоматическая оценка спроса. Отделу маркетинга будет проще понять, на продвижение каких позиций стоит выделять большую часть бюджета, особенно в условиях его постоянного сокращения.
Только мотивированный персонал
В 1С удобно анализировать не только продажи и закупки, но и работу каждого сотрудника зала. Нажатием нескольких кнопок можно вывести отчет о загруженности каждого сотрудника, его продажах за смену или другой период.
Предусмотрен и механизм защиты от мошенничества и злоупотреблений. Фиксируются:
-
изменения цен и информации об остатках на складе,
-
возвраты,
-
применение скидок.
Недобросовестные продавцы больше не смогут скрыть недостачу или продать дорогое подарочное издание по другой цене.
Грамотная оптимизация всех бизнес-процессов поможет книжным магазинам пережить очередной кризис и дождаться времени, когда спрос на книги вновь возрастет.