Нами была замечена любопытная статистика. В период с 2010 по 2017 годы в России существенно изменилось количество коммерческих банков. Пиковое значение пришлось именно на 2010 год, когда число функционирующих кредитных организаций составляло аж 1058 учреждений. С каждым годом это значение только уменьшалось. Для справки: 2011 год – 1012, 2012 год – 978, 2013 год – 956. «Переломным» в динамике падения стал именно 2014 год, когда банки начали «лопаться», как мыльные пузыри. Финальной точкой по состоянию на сегодняшний день стало решение ЦБ в 2016 году сократить количество учреждений еще на 109 организаций. Следовательно, на сегодняшний день мы имеем их в количестве 623… Не боязно держателям вкладов? Вот и мы думаем, что дело чревато крахом, тем более, что государственная компенсация в случае лишения банка лицензии составляет не более 1,4 миллиона рублей (против 700 тысяч несколькими годами ранее, стоит заметить). Это же тенденцию хорошо чувствуют на себе коммерческие структуры, для которых выбор надежного банка – дело первостепенной важности. Мы подобрали для вас пять ключевых критериев, по которым можно, хоть и косвенно, но все же определить, какой банк является надежным, а с каким лучше не иметь дела.
Читайте статью: «Юридический адрес не совпадает с фактическим. 7 неприятных последствий»
Критерий №1 «Государственное участие»
По мнению опрошенных нами пользователей услуги «1С 8 онлайн» именно государственное участие в уставном каптале банка является своеобразным гарантом того, что с ним ничего не случится, по крайней мере, неожиданно для клиентов. Таких банков в нашей стране на сегодняшний день немного и все-таки они у всех на слуху: ВТБ 24, ВТБ, Газпромбанк, Банк Москвы, Россельхозбанк и, конечно же, Сбербанк (куда же мы без него). Сотрудничая именно с этими учреждениями, клиенты могут быть уверены в завтрашнем дне, т.к. они являются, если не «столпами творения» экономики Российской Федерации, то, по крайней мере, их «тумбочкой», в которую откладываются средства от сырьевых доходов, а также прочей внешнеэкономической деятельности. Однако, не многим пользователям важна только лишь стабильность. Клиентское обслуживание, а также затраты на него – еще один важный фактор выбора. Небольшие коммерческие банки, которые по определению находятся в зоне риска, готовы идти на серьезные уступки юридическим лицам, дабы только привлечь их к себе как можно больше. К примеру, расходы на зарплатный проект у них могут иметь минимальное значение, они могут предлагать ощутимый cash-back персонально для руководителя организации, могут предлагать более высокий процент по отношению к крупнейшим игрокам банковского сектора в сфере потребительского кредитования, а также сберегательных вкладов. В общем, они готовы платить клиентам больше, а требовать взамен меньше – это если говорить простым языком. Тому же самому Сбербанку нет никакого смысла «завлекать» людей к себе низкими процентными ставками. Наоборот, к нему обращаются даже на невыгодных условиях в оправданной надежде получить гарантированную стабильность.
Читайте статью: «Зарплатный проект. Знакомимся ближе»
Критерий №2 «Размеры активов»
По мнению примерно пятой части от опрошенных нами респондентов, размеры активов банка можно признать в качестве критерия надежности. Разумеется, здесь речь идет о том, что, чем больше у банка активов, тем он, соответственно, надежнее. Те же из наших клиентов по услуге «Аренда сервера для 1С», кто не согласился с данным утверждением, приводят в качестве примера знаменитый банк «Югра», чья ликвидация стала удивлением даже для опытных аналитиков банковского сектора. Кредитная организация с федеральной сетью охвата, с множеством филиалов по всей стране прекратила свое существование. В качестве аргумента ЦБ тогда привел неисполнение финансовых обязательств перед клиентами. Если быть точнее – у них стали возникать затруднения с совершением финансовых операций. И это при том, что «Югра» входил в ТОП-30 банков страны и являлся одним из старейших на рынке (основан в 1990 году). Исходя из этого, сложно судить о большом размере активов, как основном критерии надежности. В то же время, списывать его со счетов также не стоит, ибо наиболее надежные банки на сегодняшний день, как раз именно этими большими размерами активов и отличаются от всех остальных, кто находится в зоне риска.
Критерий №3 «Продолжительность жизни»
Считается, что чем больше банк преодолел всевозможных кризисов, в том числе мировой 2008 года и сугубо российский конца 2014 года, тем спокойнее с ним будет работать сегодня и в последующие дни. Сказать, что это очередная гарантия безопасности можно, однако тоже с большой натяжкой. Если проанализировать закрытия банков прошлых лет, то становится понятно: существенная их часть образовывалась в период с 1991 по 1995 годы. Следовательно, они «умерли» в возрасте 20-25 лет. Мы почему-то уверены, что тогда клиенты тоже считали их надежными, ссылаясь на возраст, и при этом сегодня их уже не существует. Тогда было образовано огромное число банков регионального присутствия, где люди, выбирая между Сбербанком и каким-нибудь «ВолгаЮжбанком» (это к примеру) отдавали предпочтение именно второму. Да, Сбербанк – учреждение по определению надежное, но и «ВолгаЮжбанк» тоже заслуживает внимания: 21 год на рынке, достаточно впечатляющие размеры активов в регионе, участие в инвестиционных проектах… А самое главное, он предоставляет пресловутые пониженные ставки по кредитам и повышенные ставки по вкладам – отличная находка для корпоративных и частных клиентов. Тем более, Сбербанк – это Москва, а «ВолгаЮжбанк» - «наш, Волжский»… Греет душу, права?
Читайте статью: «Перечислили зарплату раньше срока? Радуется только получивший»
Критерий №4: «Хорошие отзывы в интернете»
Как бы это ни звучало странно, но именно комментарии посторонних людей становятся для многих решающим фактором выбора. Это же правило касается и банков. Люди активно читают про интересующий их банк на специализированных порталах, изучают, что пишут о нем на РБК, любопытствуют даже на сайте «Отзовик.РУ», надеясь на то, что с помощью этого смогут сделать правильный шаг на встречу кредитному учреждению. При всей нелепости данного действия, оно не лишено здравого смысла. Во-первых, от виртуальных пользователей можно узнать подноготную реального взаимодействия с организацией. Надежность – вещь неоспоримо хорошая, да только уровень и качество банковского обслуживания не может не играть важной роли. То, насколько вежливо разговаривают операторы, как быстро реагируют на запросы, насколько корректную и достоверную информацию сообщают, является еще одним условием для сотрудничества. Хорошо, когда мы говорим о крупной компании, где генеральный директор находится, что называется, «в космосе» и ему ровным счетом все равно, какие нервы будет испытывать его бухгалтерия при работе с сотрудниками банка. А как быть, если речь идет о небольшой организации, где подчас самому директору приходится выяснять отношения с некомпетентными служащими? Это уже другой, но не менее важный вопрос. Во всяком случае, отзывы в интернете едва ли помогут спрогнозировать будущее банка на ближайшие годы. Кто знает, может, он и хорошо работает именно сегодня, даже год назад, а через полгода его уже не станет. Вспоминается банк «Югра»…
Критерий №5: «Советы знакомых»
Последний из приведенных нами критериев во многом схож по своей природе с вышеупомянутыми отзывами в интернете. Принцип тот же самый с единственным отличием, что речь идет о «живых людях», которых потенциальный клиент знает в повседневной жизни. Они-то от первого лица могут рассказать о всех тонкостях в работе с кредитным учреждением и поведать о свои впечатлениях. Опять же здесь проблема сводится к тому, что рассказчики в большинстве своем не являются профессиональными аналитиками, не умеют анализировать динамику рыночных индексов, ликвидность банковских продуктов и прочих данных, на основе которых можно делать более-менее обоснованные прогнозы. Все сводится к тому, насколько хорошо или плохо работать с банком непосредственно на текущий момент времени. При этом в отличие от критерия под номером «4», потенциальный клиент может сделать сноску на большую достоверность сведений. Его собеседнику нет никакого смысла что-то придумывать, он скажет все, как есть. А в сети можно встретить бесконечное множество «заказных» отзывов, призванных создавать ложное впечатление, в том числе и о банках страны. Не пропустите: «Когда сотрудник критикует компанию в СМИ. Ответные меры руководства»
Выводы
На основе вышеизложенного мы приходим к выводу, что наиболее существенным из представленных критериев надежности банка можно выбрать первый пункт – участие государства в жизни кредитного учреждения. Надежность данного фактора обусловлена тем, что государство заинтересовано в практически «своем» банке, в его длительном существовании. Выбирая между ВТБ и «ВолгаЮжбанком», выбор ЦБ остановится на первом. И дело здесь не только в размере активов. Нет. ВТБ – это мировой бренд. Закрыть или реорганизовать его – это удар по имиджу, по инвестиционной привлекательности страны. Инвесторы подумают: «Если такие банки у них в стране закрываются, что можно говорить вообще о банковском секторе»… В стране обязательно должны существовать структуры, которые выстоят в условиях любого кризиса и прочих потрясений финансового и нефинансового характера. Так что, рекомендуем не гнаться за «выгодными предложениями», а остановить выбор на «банальных» названиях. В данном случае, это правило себя всецело оправдывает…
Благодарим за внимание.