У некоммерческих организаций, в отличие от коммерческих, есть свои особенности бухучёта, ведь обычно они ничего не продают. Из-за этого можно неправильно учесть финансы и запутаться на этапе формирования отчётности. Как же наладить правильный учёт расходов и доходов в некоммерческих организациях (НКО), но при этом не растратить весь бюджет? Расскажем в статье.
Бухучёт в некоммерческих организациях
Некоммерческие организации делятся на:
- Учреждения, которые занимаются только своей уставной деятельностью в научной, образовательной, социальной и других сферах. Такие организации ничего не производят и не продают.
- Компании, которые помимо основной деятельности занимаются ещё и коммерческой. Выручку от продажи произведённых товаров они направляют на осуществление основной деятельности.
Так, школа получает финансирование от государства и выплачивает заработную плату учителям, закупает продукты для школьных обедов или парты для классных комнат.
Если же некоммерческая организация занимается и предпринимательской деятельностью, то доходы и расходы учитываются так же, как и у компании, которая продаёт товары.
Сложность бухучёта некоммерческих учреждений в том, что по требованию ФНС учёт коммерческой деятельности проводится отдельно от уставной, и отчётность по ней тоже сдаётся отдельно.
Образовательные некоммерческие учреждения также могут учитывать:
- оказываемые образовательные услуги, плату за них;
- плату за общежитие;
- расходы на содержание и обучение детей;
- оплату питания и продуктов.
Как вести бухучёт в НКО и экономить бюджет
Вести бухучёт в НКО удобнее и выгоднее в 1С: Бухгалтерия НКО Фреш, которая позволяет работать с привычной 1С: Бухгалтерия НКО, но удалённо. Бухгалтеры будут вести учёт там, где и привыкли, а руководители организации будут тратить меньше средств, чем при покупке локальной версии 1С.
При использовании такого решения информация в базе надёжно хранится на удалённом сервере, который не подвержен взломам и сетевым атакам. В программе можно работать с компьютера даже небольшой мощности, нужен только доступ к интернету. А зайти в базу, исправить ошибку или сформировать нужный отчёт можно в любое время из дома, офиса или в командировке.
При этом в программе доступны все нужные функции для бухучёта в НКО:
- Раздельный учёт. Программа позволяет вести учёт по разным видам деятельности раздельно и формировать отчёты для контролирующих органов.
- Подсчёт основных и целевых средств. В удалённом решении можно вести учёт членских взносов, грантов, государственного финансирования и формировать справки-расчёты.
- Возможности для образовательных организаций. Университеты могут учитывать свои услуги, плату за обучение и общежитие. Другие учреждения могут вести учёт питания детей и платы за их содержание. Также доступны расчёт прихода и расхода продуктов, загрузка отчётов, табелей, ведомостей и учёт родительской оплаты.
- Проектные сметы. Если НКО хочет получить грант, смету для грантодателя можно создавать и редактировать в программе.
- Подготовка отчётов. В программе можно формировать обязательную для НКО отчётность: отчёт о целевом использовании средств, бухгалтерский баланс. Или подготовить отчётность о финансовых результатах, если компания также продаёт товары.