Составление сметы — гарант выполнения всех работ в заданный срок и за оговоренную сумму либо возмещения неустойки и лишних расходов через суд. Без правильно оформленной и согласованной с исполнителем сметы в суд обращаться бесполезно. Расскажем, как грамотно составить смету, чтобы она максимально соответствовала реальным расходам и срокам работ.
Виды смет
Смета — финансовый документ для планирования бюджета перед началом строительных, монтажных, реставрационных или ремонтных работ.
Сметы условно можно разделить на несколько видов:
-
Локальная — отражающая только часть от общего объема работ. Например, строительство одного из зданий комплекса или ремонт в одном офисе при работах на всем этаже. Данная смета нужна в качестве промежуточного этапа, если окончательный объем работ и его стоимость сложно определить.
-
Объектная — объединяющая несколько локальных смет, относящихся к одному объекту. Учитываются косвенные затраты.
-
Сводный сметный расчет — целый пакет документов, включающий в себя расчеты по всем объектным сметам и дополнительным расходам. Нужен для окончательного расчета суммы и срока завершения большого проекта.
-
Предварительная — применяется на начальной стадии проектирования, когда еще не выбраны материалы и оборудование.
-
Рабочая — содержит подробные сведения о расходах на все виды работ. Она применяется чаще остальных, далее в статье будет говориться именно о ней.
Также сметы разделяются по виду выполняемых работ:
-
Ремонтные работы конкретного помещения, квартиры, офиса или целого здания.
-
Монтаж различных конструкций.
-
Строительство любого масштаба.
-
Запуск проекта, обычно включающий работы под ключ.
Для чего нужна смета
Наличие сметы позволяет:
-
Зафиксировать стоимость и объем выполняемых исполнителем работ. Это защищает обе стороны от претензий. Так, заказчик не сможет без дополнительного соглашения попросить использовать более дорогие или дешевые материалы. Это убирает будущие вопросы: «Куда ушло столько денег?» и «А почему что-то отвалилось, треснуло или шатается?». А исполнитель не сможет необоснованно повысить стоимость выполненных услуг и приписать дополнительные.
-
Соотнести гарантийный срок на работы со стоимостью предоставленных материалов. Например, если исполнитель применяет качественные материалы и предоставляет гарантию 5-10 лет, то он должен выбирать соответствующих поставщиков и производителей. Заказчик не сможет закупить все самое дешевое и ожидать прежнюю гарантию.
-
Оценить затраты на все материалы, услуги и аренду оборудования, позволяя заказчику не тратить лишние деньги. Например, вычисляется точная площадь работ, закладывается небольшой запас, и после этого можно понять, сколько упаковок материала нужно.
-
Одной из сторон обратиться в суд в случае нарушения сроков оплат, некачественного выполнения работ или иных пунктов сметы. При вынесении решения суд будет опираться на содержание сметы.
-
Контролировать порядок и сроки выполнения работ. Это позволяет вовремя заказывать доставку строительных материалов и услуги вывоза мусора (который нельзя выкидывать как бытовой мусор), чтобы работа не простаивала. Кроме того, заказчик понимает, что все идет по плану и нет форс-мажоров, а значит, свой объект он получит в оговоренный срок.
Содержание сметы и как она выглядит
В состав большинства смет входят таблицы и дополнительное описание, обычно содержащие:
-
Вводную часть с указанием названия проекта, его адреса, заказчика, исполнителя, подробного списка выполняемых работ, обычно идущих в хронологическом порядке. Есть даты начала проекта и сдачи объекта.
-
Разделы с описанием расходов на материалы, применяемое оборудование и сами работы.
-
Сводную таблицу с указанием общей стоимости работ, включая закупку материалов, аренду оборудования, зарплаты рабочим.
-
Пояснительную записку с уточнением деталей проведенных расчетов.
На стоимость работ также влияют различные факторы, которые закладываются в виде коэффициентов, указываемых в смете:
-
Коэффициент сложности — учитывает сложность и объем выполняемых работ. Например, количество этажей здания, наличие технических коммуникаций и прочие факторы, повышающие сложность строительства.
-
Коэффициент региональной разницы — учитывает разницу в стоимости расходных материалов и оплаты труда в разных регионах.
-
Коэффициент инфляции — учитывает колебания цен на строительные и отделочные материалы и оплату труда. Например, при высоком спросе на определенные работы их стоимость может внепланово увеличиться.
-
Коэффициент риска — учитывает различные риски при выполнении работ. К ним относятся, например, сложные погодные условия, приводящее к задержкам поставок материалов.
-
Коэффициент изменения объема работ — учитывает возможное увеличение объема работ, возникающее уже в процессе реализации проекта. Например, при ремонте обнаружились прогнившие перекрытия или требуется замена влагоизоляции у кровли здания.
С учетом данных коэффициентов рассчитываются цены на материалы, стоимость работ и время их выполнения.
Как составить смету в соответствии с законом
Учитывает все статьи расходов, отражает затраты на выполнение проекта и помогает не допустить значительного перерасхода средств. Для расчетов обычно используется ресурсный или базисно-индексный метод. В первом случае учитывается конкретная стоимость работ, материалов и прочего, во втором — усредненные значения по рыночной стоимости. Ресурсный метод подразумевает высокую точность расчетов, а базисно-индексный — экономию времени и усилий на составление.
При составлении необходимо соблюдать несколько видов сметных норм:
-
государственных,
-
федеральных,
-
отраслевых,
-
территориальных,
-
корпоративных.
Учитываются следующие затраты:
-
на оплату труда работников,
-
оборудование,
-
инструменты,
-
материалы,
-
использование машин,
-
энергообеспечение работ.
- даты,
- наименования и реквизиты контрагентов,
- показатели и расчеты.
В сметах прописывают плановые и фактические расходы, налоги и сборы.
Обязательно прилагаются первичные документы, подтверждающие получение и расходование средств, акты приемки и сдачи работ по каждому этапу строительства.
Законными должны быть все заключенные с подрядчиками договоры. Все компании и индивидуальные предприниматели, которые будут задействованы в предусмотренных сметой работах, обязательно должны иметь лицензию на свою деятельность.
Трудности формирования сметной документации
Составление сметы — процесс сложный, и любая организация стремится его облегчить. Формирование документации затрудняет много факторов:
-
В процессе участвует много людей и компаний, чьи действия нужно согласовать.
-
Влияние внешних обстоятельств на проведение строительных работ и их стоимость. Например, резкие изменения погоды, санкции на поставку материалов, инструментов и оборудования.
-
Большой объем специализированных расчетов: от оплаты основных работ до различных дополнительных расходов.
-
Для повышения точности расчетов нужен не только план БТИ, но и обмерный план. Поскольку у стен, ниш, дверей и окон есть свои размеры, а у стен еще и площадь.
Продукт 1С для упрощения подготовки смет
Из-за сложности расчетов владельцы бизнеса стремятся применять современные методы для автоматизации разработки строительной сметной документации. В специализированной программе 1С:Смета предусмотрены все необходимые функцииИз-за сложности расчетов владельцы бизнеса стремятся применять современные методы для автоматизации разработки строительной сметной документации. В специализированной программе от 1С предусмотрены все необходимые функции.
-
Автоматический расчет локальных, объектных и сводных смет по заданным нормативам ресурсным и базисно-индексным методом.
-
Формирование списков расценок и возможность их применения в качестве шаблонов в дальнейшем.
-
Справочники базисных и фактических цен.
-
Учет выполненных работ с формированием сопутствующей документации.
-
Автоматическая экспертиза с формированием отчетности по показателям.
Автоматизация строительной сметы предоставляет множество преимуществ предпринимателям:
- не требуется нанимать специалиста для составления,
- в программе 1С могут работать пользователи без опыта,
- решение экономит время благодаря автоматическим расчетам, импорту и экспорту файлов, возможности массовой обработки документов, контролю над расхождениями и ошибками,
- в решении реализованы централизованное хранение информации и надежная защита данных,
- оказывается профессиональная техническая и консультативная поддержка.