Доступ в 1С
Написать директору

ЕГАИС 3.0. Когда потребуется проверять и что для этого потребуется? | Блог для бухгалтера

ЕГАИС 3.0. Когда потребуется проверять и что для этого потребуется?

17.05.2018
326

Дорогие друзья, здравствуйте!

Насколько всем нам хорошо известно, внедрение единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) пришлось на то время, когда руководство нашей страны в полной мере ощутило необходимость регулирования рынка алкогольной продукции и древесины. Производство откровенно «паленого» алкоголя стало обычным явлением во многих регионах России, что, безусловно, причиняло существенный вред не только экономике, но и здоровью рядовых россиян. Сегодня, когда к учету предъявляется куда больше требований, обойти стороной закон становится все труднее.

И все же на нашей памяти есть и было множество лазеек, позволяющих недобросовестным производителям и поставщикам нарушать закон в угоду собственным представлениям о ведении бизнеса. В частности, ныне устаревшая ЕГАИС 2.0. помогала отследить исключительно оптовые партии вышеупомянутой продукции, но практически не затрагивала розничные продажи – об этом нам рассказали чиновники на презентации ЕГАИС 3.0. Здесь нам важно понимать, каких шагов от бизнеса ждет государство, когда требует осуществить переход и что для этого нужно. Об этом далее в нашей статье.

1.png

В чем принципиальное отличие версий ЕГАИС?

У аббревиатуры не просто так меняется индекс. При работе с устаревшей версией предполагалось, что есть некая производственная компания, которая выпускает n-ое число алкогольной продукции на российском рынке. Это подразумевает под собой, что в процессе изготовления продукта возникнет потребность в использовании определенного числа бутылок. Информация об их количестве вносилась в систему, после чего она генерировала диапазон кодов для всего объема тары. Следовательно, если проверять целую партию продукта на легальность производства, то получится, что весь изготовленный алкоголь легален, но это только до тех пор, пока бутылки с вином, водкой и вермутом не окажутся в розничных точках продаж.

Ввиду того, что коды привязывались к партии, а не к конкретной бутылке, вполне могло (и получалось) так, что одна и та же бутылка могла «проходить» на остатках в нескольких розничных точках продаж. Так недобросовестные производители и откровенные мошенники запросто продавали контрафакт и при этом с QR-кодом никаких проблем не возникало – на это ни единожды жаловались и сами потребители.

Вычленяя главное, можно с уверенностью сказать, что ЕГАИС 3.0 предполагает «помарочный» учет продукции. Грубо говоря, то, что должно было быть изначально, но, к сожалению, не было реализовано.

Собственно, поэтому эксперты возлагают серьезные надежды именно на это обновление программного обеспечения, небезосновательно полагая, что многие проблемы учета останутся в прошлом.

1.png

Невзирая на обновление системы, схема работы остается той же. О том, как все устроено, читайте одной из наших заметок.

Отличия есть – «рознице» придется больше работать

В настоящий момент на государственном уровне обсуждается возможность разработки таких кодов, которые бы могли вместить в себя всю информацию о партии, а также о конкретных бутылках, включенных в нее. В перспективе в момент отгрузки производственная компания должна будет крепить их на паллеты, и розничные точки, как конечные получатели груза, могут иметь полную информацию о том, что именно им привезли, все ли в порядке с документами, а также об использованном в производстве сырье. Однако это только в перспективе.

Сейчас же, с внедрением ЕГАИС 3.0, розничные продавцы вынуждены сканировать каждую бутылку с алкоголем, дабы занести сведения о ней к себе в систему учета. Из этого напрашивается вывод о том, что такие проблемы как «пересортировка» или «недоучет» целиком и полностью ложатся на конечных продавцов продукта. Возникает вопрос, кто лоббировал интересы производственников, которые целиком и полностью снимают с себя ответственность если не за качество, то за количество товара?

В результате можно с уверенностью сказать, что к производителям продукции вопросов будет меньше, но более мелкий бизнес обязательно начнут трясти. Проверяющие органы все равно остаются в выигрыше, а непосредственные потребители, охотники выпить «огненной воды» в компании друзей, пожалуй, могут вздохнуть спокойно, покупая действительно дорогой алкоголь. Все-таки гарантий становится больше.

Любопытная история со сканерами

Всем, кто работает с алкоголем, хорошо известно, что учитывать продукцию можно с помощью 2D сканера, который считывает «плоский» штрих-код и с помощью терминала сбора данных (ТСД). У того и у другого инструмента есть свои объективные плюсы и минусы. В рамках нашей сегодняшней темы, когда мы говорим о практичности сбора данных с партий алкогольной продукции, этот вопрос снова встает ребром и здесь можно ожидать нового витка продаж указанной техники. Давайте разберемся, что здесь к чему относится.

Во-первых, 2D-сканер – это устройство, позволяющее кладовщику работать с одной накладной, а точнее с партией продукции из одной накладной. Говоря проще, для учета товара ему необходимо сканировать каждую бутылку по отдельности в строго отведенном для этого месте, т.к. устройство не является мобильным, даже если мы говорим о беспроводном сканере (радиус действия которого очень мал). Точно такие же сканеры можно встретить и на кассах розничных магазинов, когда нам «пробивают», например, бутылку вина. Принцип действия здесь аналогичен. При наличии тех же минусов он существенно выигрывает в цене. Поискав информацию в интернете, мы не нашли предложений стоимостью выше 35000 рублей.

1.jpg 

В свою очередь ТСД – это уже более «серьезное» устройство, нацеленное на массовое считывание кодов, на параллельную работу с разными партиями и т.д. Крупные предприятия, принимающие и отправляющие большое количество грузов, активно используют это устройство, что позволяет им мало того, что в ускоренном темпе обрабатывать существенное количество информации, но еще и делать это практически в любых условиях (даже на улице, рядом с неразгруженным грузовиком). Разумеется, у этого устройства достаточно высокая цена. Нам встречались варианты и за 100, и за 200 и за 300 тысяч рублей.

1.jpg

Применительно к нашей теме можно с уверенностью сказать, что обязательно найдутся директора, которые «сжалятся» над своими сотрудниками cклада и приобретут им эти устройства не в угоду милосердия, а в пользу более отлаженных бизнес-процессов.

Что потребуется для перехода на новую версию?

Отвечая на этот вопрос, скажем, что здесь не потребуется нести каких-то дополнительных трат на программное обеспечение или же оборудование. Будет вполне достаточно обратиться к той программе, в которой вы работаете, и нажать соответствующую кнопку. К примеру, в 1С Онлайн для начала работы с ЕГАИС 3.0 необходимо обновить товароучетные системы и версию УТМ. Здесь же рекомендуем воспользоваться бесплатным доступом к 1С: Розница Онлайн 8 в течение 14 дней и оценить все преимущества «облачного» сервиса.

В какие сроки надо уложиться?

Заметим, что на момент публикации данной статьи, можно сильно не торопиться. В частности, с 15 февраля текущего года ЕГАИС 3.0 был запущен в тестовом режиме, после чего буквально через месяц начался так называемый «переходный» период, который длится до сих пор. Ожидается, что он должен закончиться к 1 июля 2018 года. Сейчас государство дает возможность всем обновить программное обеспечение в спокойной обстановке, распродать уже учтенные по старой методике остатки продукции и, как говорится, начать жизнь «в обновленном формате».

А пока работаем по-старому с оглядкой на будущее!

Желаем Вам удачи!

Вам может быть интересно:
Подписка на новости Узнайте важную информацию первыми!
Поле email не должно быть пустым