SCLOUD в facebook
подарок от SCLOUD Вам подарок!
Что делать, если работник просит переоборудовать рабочее место?
3173

Что делать, если работник просит переоборудовать рабочее место?

Интересное получается кино. На днях нам рассказали один достаточно интересный случай, когда работник коммерческой организации стал запрашивать у директора купить ему кожаный диван и поставить рядом со своим рабочим местом. Гражданин «Х» объяснил это тем, что ему «тяжело подолгу сидеть за рабочим столом» и ему «периодически надо расслаблять мышцы». Стоит отдать должное, его ценят в коллективе и отмечают за ним высокую выработку. Однако это не помешало директору посмотреть на «большого оригинала» квадратными глазами и вежливо попросить его заняться своими непосредственными обязанностями. Эта история, пожалуй, так бы и осталась шуткой одного дня, если бы работник не продолжил «пить кровь» своему руководителю, срывать сроки работы и вообще вести себя крайне вызывающе. История заканчивается тем, обе стороны нашли компромисс – купили диван вскладчину. Правда, затем последовали новые претензии в виде нового стула, стола и прочей атрибутики.

Спрашивается, зачем мы затронули эту тему? На самом деле в отечественном законодательстве ни коем образом не прописана эта тонкая грань между обязанностями работодателя по обеспечению его рабочим местом и с тем, насколько оно удобно каждому конкретному работнику. Люди разные и вкусы у них также отличаются. Попробуем все-таки найти эту тоненькую линию между неадекватными притязаниями и тем, о чем просить не только можно, но и необходимо.

Что должен делать работодатель?

Как это было сказано выше, работодатель обязан обеспечить работника всем нужным для выполнения своих должностных обязанностей, что следует из статьи 163 ТК РФ. В частности, речь идет о:

  • Исправном состоянии помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;

  • Своевременном обеспечении технической и иной необходимой для работы документацией;

  • Надлежащем качестве материалов, инструментов, средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременном предоставлении работнику;

  • Условиях труда, соответствующих требованиям охраны труда и безопасности производства.

Как вы сами понимаете, в эти достаточно емкие формулировки можно, теоретически, вписать и кожаный диван, особенно, если говорить о «надлежащем качестве материалов». Слово «надлежащее» не формулируется никак. Нигде не сказано о том, каким должен быть стул, какого цвета должен быть стол и т.д. Да, в нормативной документации есть определенные требования к уровню освещения, проценту содержания кислорода в воздухе, а также к уровню шума на рабочем месте, и все же эти категории не могут в полной мере регламентировать условия труда как таковые. Другой раз может получиться так, что директору придется пойти навстречу своему подчиненному, в особенности, если он его ценит и купить то, что тому потребуется для работы. Затраты на обеспечение материально технической базы будут отражены в 1С, которую, сказать к слову, можно арендовать. Облачная версия 1С, между прочим, обойдется в разы дешевле покупки стационарного программного обеспечения и позволит директору сэкономить, даже купив кожаный диван.

И все же вопрос о том, что должен, а что не должен делать работодатель остается открытым. Руководству компании, в чьем коллективе работают уж больно требовательные специалисты, отчасти можно спать спокойно, т.к. едва ли кто-то из них подаст иск в суд на то, что его не обеспечили дополнительной атрибутикой к рабочему месту. В то же время, есть обратная ситуация, когда работник сталкивается с проблемой испорченной или износившейся мебели. Нередки случаи, когда соискатель, устраиваясь на работу, сталкивается с тем, что его рабочий стул настолько «расшатан» уволенным работником, что трудиться за ним – одно мучение. У стула может быть неисправная спинка, а это предвестник будущих болей в спине и пояснице, у него может быть сломан регулятор высоты и это впоследствии создаст дополнительный дискомфорт. «Урвать» у соседей хороший стул тоже может не получиться и тогда придется идти к директору с просьбами о покупке. Именно в этом случае руководитель не имеет права отказать своему подчиненному, т.к. это будет нарушением охраны труда.

«Слово передовику»…

Мы с вами разбирали пример, когда сотрудник по результатам своей работы находится в статусе «отличившихся» и пользуется доверием со стороны начальства. Как быть в том случае, если он только-только устроился на работу и начинает показывать свой «гонор»? Один бухгалтер поведал нам историю, в которой возмущался излишней скупостью своего работодателя. Так, Татьяна Григорьевна (имя изменено), проработав долгое время на крупном предприятии города федерального значения, решила перейти в другую организацию на ту же должность главного бухгалтера. На новом месте она столкнулась с рядом проблем:

  1. Ее совершенно не устроило рабочее место, за которым она должна была находиться большую часть времени;

  2. Ей отказали в приобретении нового компьютера, сославшись на то, что «старый пока еще работает»;

  3. Ей поручили вести кадровый учет, хотя раньше она этим совершенно не занималась и намерений таковых не испытывала;

  4. Постоянно отвлекали от работы какими-то «срочными делами»

В конечном итоге ее недовольства вылились в откровенный конфликт с начальством и она уволилась с работы.

Читайте статью: «Вне компетенции. Как остановить произвол руководства»

Формально Татьяна Григорьевна была права, когда говорила о сломанной ножке стола, о «тупящем» компьютере и об отсутствии субординации коллег по отношению к ней. По удивительному стечению обстоятельств директор счел ее претензии несостоятельными, и ей пришлось поставить ультиматум: «Или Вы не мешаете мне и обеспечите нормальным рабочим местом, или мне придется уйти». Единственное, что выполнил директор – арендовал 1С в нашей компании, т.к. по затратам оно обходилось дешевле за счет облачного решения. Кстати, компьютер «тупить» перестал. Татьяна Григорьевна проработала еще несколько месяцев после самого острого инцидента, а затем покинула организацию. Впечатление от разговора осталось неоднозначным. Во-первых, Т.Г. постоянно сравнивала свое предыдущее место работы, где «было все» с той небольшой фирмой, где ей пришлось работать. Надо понимать, что «с чужим уставом», как говорится, «в монастырь не ходи». Директор – собственник организации и поэтому материальное обеспечение он вправе выбирать любое, главное, чтобы не было нарушений закона и была соблюдена охрана труда. Насколько с этим вопросом все гладко, Татьяна Григорьевна ответить затруднилась.

Из этой скромной истории мы делаем вывод, что проблемы с обеспечением работника нормальными условиями труда с легкостью могут возникнуть не по вине работодателя, а по причине излишней капризности подчиненного. Когда твой рабочий стол разваливается, а компьютер едва ли работает хорошо, сложно выполнять работу именно так, как того требует начальник. Жаль, что не каждый директор это понимает. Увы.

Куда можно пожаловаться?

В том случае, если ваше рабочее место действительно оставляет желать лучшего, и вы никоем образом не можете повлиять на свое руководство, то вам желательно предупредить его о том, что Вы будете жаловаться в соответствующие инстанции. Таким органом может стать Городская инспекция по охране труда, прокуратура или, в крайнем случае, суд. Наиболее оптимальный вариантом станет звонок на горячую линии инспекции, т.к. реакция на обращение должна быть максимально быстрой. К сведению работодателей хочется заметить, что нарушение норм и условий труда подчиненных когда-нибудь привет к наложению административного штрафа в размере от 30 до 50 тысяч рублей, согласно статье 5.27 КоАП РФ с обязательством в последующем исправить все недочеты. Если эти установки будут проигнорированы, то компанию обяжут приостановить деятельность сроком, не превышающем 90 суток, а «впаять» могут именно столько и не меньше. Спрашивается, почему бы не решить проблему на месте еще до первых претензий своих подчиненных? Для особо «непробиваемых» скажем, что текущая потребность государства в дополнительных вливаниях в бюджет только поспособствует скорейшему наложению штрафа, поэтому «отвертеться», скорее всего, не получится ни при каких обстоятельствах.

Рекомендации

Если Вы директор и не хотите столкнуться с подобными проблемами, то рекомендуем Вам заблаговременно ознакомиться с нормами охраны труда для каждой свободной позиции, куда будут набираться сотрудники. Далее стоит все подготовить с учетом этих требований и Ваши обязательства по этому вопросу на этом благополучно заканчиваются. Если Вы штатный работник, то рекомендуем при собеседовании попросить HR-специалиста или генерального директора показать то место, где будет работать успешный кандидат на должность. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Просить «кожаные диваны» и тому подобные атрибуты хорошо тогда, когда с руководством сложились хорошие отношения, но даже при них ультимативная форма обращений будет излишней. Главное, знайте, что директор делать этого не обязан. Гораздо более выгодно и удобно добавить к своему предложению ту практическую пользу, которую он получит от покупки. К примеру, купив тот же диван, вы можете размещать на нем ваших потенциальных клиентов и ключевых партнеров, что на подсознательном уровне будет казаться им в качестве вашей благосклонности к их персонам. На самом деле, можно объяснить практически все, главное, подобрать для этого нужные слова. Делать это как-то по-другому означает «провал всей операции». Правда жизни, как никак.

Благодарим за внимание и до новых встреч! 

Необоснованно начислили премию: ждите инспекторов ФНС в гости
Уполномоченная бухгалтерия? Никогда не слышали…
Оглавление

    Комментарии

    Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
    Перетащите файлы
    Ничего не найдено
    Защита от автоматических сообщений

    Начните пользоваться 1С прямо сейчас

    * Поля обязательные для заполнения
    Начиная работу, я принимаю условия Оферты и соглашаюсь на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
    1627079970