Доступ в 1С
Написать директору

Чем отличается гибкий график работы от ненормированного? | Блог для бухгалтера

Чем отличается гибкий график работы от ненормированного?

10.11.2017
602

Российская корпоративная среда настолько неоднородна, что вычленить из нее нечто общее, объединяющее все компании сразу, практически невозможно, кроме достаточно простых и насущных проблем, свойственных всем без исключения. К примеру, каждая фирма в нашей стране ставит себе задачей (ну, или должна ставить) приумножить капитал, собрать и сплотить команду единомышленников, а для достижения этого руководителям приходится грамотно выстроить рабочий процесс. Без утверждения графика работы, как всей компании, так и отдельных ее сотрудников эти задачи не могут быть выполнены. Причина проста – только отлаженная работа всего коллектива способна формирует дисциплину в организации. Сегодня мы поговорим о гибком и ненормированном графиках работы, постараемся ответить на вопрос, какой из них лучше.. Диалог с нашими клиентами по услуге «1С через облако» дал нам возможность высказать свое мнение на этот счет.

Похоже, да не то же

Для того, чтобы полноценно осмыслить всю последующую информацию, нам необходимо дать определение двум режимам работы. Начнем с того, что ненормированный рабочий день и гибкий график работы подразумевают под собой отсутствие строгих временных рамок, в пределах которых сотрудник может осуществлять свою трудовую деятельность. В «ненормированном» режиме могут работать те, у кого он фактически не прописан в трудовом договоре. Увы, но это правда нашей корпоративной жизни. К таким людям относятся бухгалтера. Если в их трудовых договорах отражены стандартные «с девяти до шести» то это не значит, что именно в этих пределах наши коллеги будут находиться на своем рабочем месте. В период отчетности темп и объем работы вынуждают их, подчас, засиживаться и до 20.00, а то и больше. В свою очередь, когда отчетности нет (чего греха таить), мы можем покинуть офис и пораньше под каким-нибудь «очень серьезным предлогом». Например, «уйти в банк» или «забрать документы из ПФР»… Не все директора будут вникать в суть причины, поэтому эти способы срабатывают достаточно хорошо.

Что касается гибкого графика работы, то и здесь ситуация очень схода с ненормированным режимом. Можно ли на основе этого сделать вывод о том, что ненормированный и гибкий графики дают сотруднику большую свободу в выборе времени, когда они могут приступать к своим служебным обязанностям, а также оканчивать трудовую деятельность? Отвечаем: можно и нельзя одновременно. Да, действительно, оба режима позволяют неравномерно распределять трудовую нагрузку в отрезке рабочего дня, но, другой вопрос, принимает ли сотрудник самостоятельное решение о таком смещении нагрузки? Вот, как раз здесь и есть расхождения. Поэтому корректнее будет сказать, что:

Ненормированный график работы предполагает ВОЗМОЖНОСТЬ работодателя привлекать сотрудника к выполнению служебных обязанностей ВНЕ пределов норм продолжительности труда. Есть нюанс – это должно быть закреплено в трудовом договоре, а также прочих локальных актах компании. Более того, переработка в данном конкретном случае будет учтена только, если количество отработанных часов превышает норму. И еще одна заметка – согласно статье 60 ТК РФ работодатель не имеет права привлекать подчиненного к выполнению работы, не входящей в круг его должностных обязанностей даже за пределами норм. К сожалению, именно этим грешат руководители компаний, в чьем штате есть «ненормированные» труженики.

Гибкий график работы дает право сотруднику САМОСТОЯТЕЛЬНО определить для себя время начала и окончания рабочего дня. При этом в его обязанность входит СТРОГАЯ выработка временной нормы. Другими словами, он может работать, когда хочет, но продолжительность труда будет строго регламентирована. Бытует мнение, что такой формат продолжительности смены появился в 80-х годах прошлого века и, в основном, распространялся на отдельных лиц, кто в силу домашних сложностей, состояния здоровья и прочих объективных причин не мог выполнять свою работу наравне со всеми. Позднее актуальность данного формата нисколько не утратилась, а, наоборот, только возросла.

Как мы видим, ключевое различие двух графиков сводится к тому, кто именно обладает правом решать, как пройдет рабочий день. Если это работодатель, то, скорее всего, мы говорим о ненормированном графике, если веское слово остается за работником, то мы имеем дело с гибким графиком работы.

Читайте статью: «Свободный график. Минусы и плюсы»

Что лучше по мнению бухгалтера?

Понятное дело, что ненормированный график работы едва ли может быть удобен нашему коллеге. Во-первых, он «обязывает» сотрудника постоянно находиться в состоянии «полной боевой готовности» – в любой момент могут вызвать и попросить что-то сделать. Во-вторых, едва ли кому-то будет приятно, грубо говоря, весь день ничего не делать, а потом, когда все отдыхают, приступать к работе. Здесь же не радует и дополнительный оплачиваемый отпуск, гарантированный статьей 119 ТК РФ. В-третьих, ненормированный рабочий день не позволяет человеку в полной мере планировать свой рабочий день. Он практически никогда не знает, в какой момент он может понадобиться своему непосредственному руководителю. Вот, что рассказывает об этом наш клиент по услуге «1С Бухгалтерия в облаке»:

«Так получилось, что работать в офисе мне стало некомфортно, так, ко всему прочему, еще и невыгодно. Подумала-подумала и решила уйти, что называется, в «свободное плаванье». Взяла несколько фирм на «упрощенке» и одну на общем режиме и благополучно сейчас веду их с дома. В скором времени мне хочу брать ипотеку. Соответственно, банку потребуется представить справку с места работы. Поговорила с «упрощенцами» и выяснила, что они не готовы меня трудоустроить. Директор фирмы на ОСНО согласился, но предупредил сразу, что работать мне придется в ненормированном режиме. Другими словами, он мне намекнул, что «по требованию» нужно будет приезжать в офис обсуждать какие-то дела или работать с документами. Мне ничего не осталось делать, как на эту затею согласиться. В итоге, время от времени приходится ездить, когда в 2 часа дня, когда в 7 вечера. Разумеется, заранее никто меня ни о чем не предупреждает. Но все по-честному. Есть договор, есть моя подпись… Приходится работать пока так».

- Скажите, а если все «по-честному», то не лучше ли будет тогда перейти на гибкий график работы и по предварительному согласованию приезжать в офис? Или же, если Вам так будет удобно, посещать организацию в какие-то определенные дни?

«Вряд ли он на это согласится… Все-таки гибкий график работы не позволит директору меня «вызывать» к себе на ковер. Я тогда буду сама себе хозяйка. Ему это не выгодно»…

Вот такой получился краткий диалог с нашим клиентом. А ведь, действительно, директорам в подавляющем большинстве случаев не выгодно, когда их сотрудники находятся, Бог знает, где. Гораздо удобнее, когда все они на связи и при первой же необходимости будут готовы сорваться с места и стремглав «нестись» в офис выполнять свои служебные обязанности.

Что сказал директор?

С разрешения нашего пользователя мы позвонили директору и задали ему вопрос, касаемо режима работы его бухгалтера. Больше всего нас интересовало, готов ли он пойти на определенные уступки для нее. Как выяснилось, практически не готов:

«А зачем, скажите? Она и так работает в удобном для себя режиме и зарплата у нее неплохая. Это мы здесь как савраски носимся то к заказчикам, то к поставщикам, то еще куда-нибудь. Мне вот лично не совсем приятно осознавать то, что у меня люди трудоустроены, которые с дома работают. Это не совсем правильно. Елене Алексеевне я пошел навстречу только по той причине, что я давно ее знаю и не сомневаюсь в ее исполнительности, но делать для нее гибкий график работы я не хочу при всем моем уважении к ней. Зачем, скажите? Чтобы в один прекрасный день, когда она здесь нужна будет, до нее не дозвониться было? А она права будет. Работу свою с дома сделала и все, может отдыхать спокойно. Приходится иногда ее и в офис приглашать, а так будет неудобно это делать».

Возможно, именно так рассуждают не все директора, ибо руководитель руководителю рознь. Во всяком случае, представленная нами реплика очень показательна. Директор имеет с трудом скрываемое желание держать своих подчиненных, что называется, «на привязи» и при этом старается всеми силами быть «хорошим» для них, если говорить даже на примере с Еленой Сергеевной. Как Вы считаете, дорогие коллеги, почему так происходит? Может, все дело в элементарной человеческой жадности? На наш взгляд, это вполне возможно…

Выводы

Тяжело поспорить с тем, что ненормированный рабочий день в большей степени выгоден для владельца бизнеса, нежели для его подчиненного. Однако если так получилось, что вам приходится работать именно по такому графику, то почему бы тогда не постараться найти в нем свои положительные стороны? За ненормированный рабочий день всегда можно просить прибавки к заработной плате, которую с удовольствием можно будет потратить в период дополнительного оплачиваемого отпуска. Более того, в условиях ненормированного рабочего дня есть гипотетическая возможность «проявить» себя на службе – отличная возможность для карьеристов сделать так, чтобы их «заметили». Во всяком случае, у гибкого графика работы есть гораздо большее количество преимуществ, т.к. благодаря нему человек чувствует себя хозяином положения и, возможно, от этого даже лучше работает. Следовательно, если характер работы позволяет трудиться в таком режиме, то сотруднику есть смысл лоббировать именно эту идею, хотя, в любом случае, последнее слово будет за директором.

Желаем Вам удачи!

Вам может быть интересно:
Подписка на новости Узнайте важную информацию первыми!
Поле email не должно быть пустым