Иногда возникают ситуации, когда одна организация (покупатель) должна другой организации (поставщику) некую сумму денег. Вследствие чего покупатель имеет возможность оказать поставщику некоторые услуги, например, доставку, или же поставить товар в счет задолженности. В данном случае необходимо оформить в программе 1С 8.3 процесс взаимозачета. Это действие автоматизировано и происходит по типовому документу «Корректировка долга». Рассмотрим на примере организации-покупателя, у которой возник долг перед поставщиком, но были оказаны услуги доставки. Возникла необходимости проведения взаимозачета. Переходим на вкладку программы «Покупки» (или «Продажи»), находим пункт «Расчеты с контрагентами» и создаем новый документ «Корректировка долга».
В шапке имеются поля, которые нужно правильно заполнить:
-
Вид операции – выбираем «Зачет задолженности».
-
Зачесть задолженность – указываем «Поставщику».
-
В счет задолженности – указываем «Поставщика перед нашей организацией».
-
Поставщик (кредитор) – выбираем из справочника контрагента.
Табличная часть документа имеет две вкладки: «Задолженность поставщику (кредиторская задолженность)» и «Задолженность поставщика (дебиторская задолженность)». Можно вручную заполнить нужную вкладку путем добавления документа или нажать клавишу «Заполнить» на этой же вкладке. Но можно автоматически заполнить все вкладки имеющейся в программе информацией. Для этого нажимаем «Заполнить» и выбираем из выпадающего списка «Заполнить все задолженности остатками по взаимозачетам».
Программа самостоятельно выберет из реестра документы, соответствующие этой команде и выведет на нужную вкладку с отражением договора, документа, суммы и номером счета.
Важно! Взаимозачет проводится только при условии, когда сумма долга поставщика равна сумме долга перед поставщиком.
Для этого в колонке «Сумма расчетов» устанавливаем сумму, на которую поставщику предоставлены услуги. Проконтролировать, верно ли установлено значение, можно по отображающимся данным внизу документа. В поле «Разница» должно быть нулевое значение:
После всех заполнений документ проводится и распечатывается форма «Акт взаимозачета».
Осуществляется через клавишу «Печать» в двух экземплярах для заверения со стороны поставщика и со стороны покупателя. Если посмотреть движение документа, то можно увидеть проводку переноса задолженности с кредитового 62.01 на дебетовый 60 счет:
По аналогичной схеме происходит взаимозачет с организацией-покупателем. В этом случае в шапке данные относительно покупателя:
-
Вид операции – указываем «Зачет задолженности».
-
Зачесть задолженность – выбираем «Покупателя».
-
В счет задолженности – Нужно указать «Нашей организацией перед покупателем».
В 1С имеется возможность провести взаимозачет покупателя или поставщика при расчете с третьей организацией. Для это нужно в поле «В счет задолженности» выбрать соответствующее значение. Помимо зачета долга по документу «Корректировка долга» можно отразить:
-
Списание задолженности.
-
Зачет авансов.
-
Перенос задолженности (на другого контрагента).
-
Прочие корректировки (по любому дебитору и кредитору).
Выбирается нужное действие в поле «Вид операции».