Вход в 1C: Фреш
Авторизируйтесь в сервисе через личный кабинет на сайте 1С: Фреш
Войти в личный кабинет
Вы можете сменить организацию - оставьте номер телефона для консультации
Круглосуточный сервис и бесплатные консультации!
Ускорьте работу с помощью 1С в облаке. Поможем сэкономить ваше время!
Попробовать 14 дней бесплатно

Мобилизация - нормативная база

Содержание

Что представляет собой мобилизация?

Мобилизация – это комплекс мероприятий по переводу экономики РФ, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизация может быть общей или частичной. При этом комплекс мероприятий, проводимых при объявлении мобилизации, определяется законом и нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства России и иными нормативными актами РФ (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ, далее – Закон № 31-ФЗ).

Кого могут призвать по мобилизации?

Такой призыв проводится в соответствии с федеральными законами (п. 1 ст. 17 Закона № 31-ФЗ).

Призыв на военную службу по мобилизации происходит после объявления общей или частичной мобилизации. Указом Президента РФ от 21.09.2022 № 647 (далее – Указ № 647) в России объявлена частичная мобилизация военнообязанных лиц.

Граждане, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус военнослужащих по контракту и должны получать вознаграждение, аналогичное уровню денежного содержания контрактников (п. 2 и п. 3 Указа № 647).

Согласно п. 2 ст. 17 Закона № 31-ФЗ призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.

Категории граждан, пребывающих в запасе

Составы запаса

(воинские звания)

Возраст граждан, пребывающих в запасе

Первый разряд

Второй разряд

Третий разряд

Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы

до 35 лет

до 45 лет

до 50 лет

Младшие офицеры

до 50 лет

до 55 лет

до 60 лет

Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга

до 55 лет

до 60 лет

до 65 лет

Полковники, капитаны 1 ранга

до 60 лет

до 65 лет

Высшие офицеры

до 65 лет

до 70 лет

Женщины, которые имеют воинские звания офицеров

до 50 лет

Остальные женщины, которые находятся в запасе

до 45 лет

Указом № 647 предусмотрена отсрочка от призыва по мобилизации для сотрудников организаций военно-промышленного комплекса. Другие категории граждан, которым предоставляется отсрочка, могут быть определены Правительством России.

В соответствии со ст. 18 Закона № 31-ФЗ отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам:

  • забронированным в порядке, определяемом Правительством России (подробнее о порядке бронирования работников см. в ответе на вопрос)

  • признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья – на срок до 6 месяцев

  • занятым уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, которые нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являются инвалидами I группы, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан

  • являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата и (или) несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан

  • имеющим на иждивении 4 и более детей в возрасте до 16 лет или имеющим на иждивении и воспитывающим без матери 1 ребенка и более в возрасте до 16 лет (гражданам женского пола, имеющим 1 ребенка и более в возрасте до 16 лет, а также в случае беременности, срок которой составляет не менее 22 недель)

  • имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, и имеющим на иждивении 3 детей в возрасте до 16 лет

  • матери, которых кроме них имеют 4 и более детей в возрасте до 8 лет и воспитывают их без мужа

  • членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы.

Отсрочку от призыва по мобилизации имеют и другие категории граждан.

Что делать работнику, призванному на военную службу по мобилизации?

На мероприятия, которые связаны с призывом на военную службу по мобилизации, военный комиссариат вызывает граждан повестками. Вместо повестки им может вручаться мобилизационное предписание (п. 7 и п. 8 Положения, утв. постановлением Правительства России от 30.12.2006 № 852).

Если работник получил из военкомата повестку о призыве на военную службу по мобилизации или мобилизационное предписание (либо мобилизационное предписание есть в военном билете), то этот документ необходимо предъявить работодателю.

Мобилизационное предписание может быть выдано:

гражданам, пребывающим в запасе и подлежащим призыву на военную службу по мобилизации. Такие граждане заблаговременно приписываются к воинским частям (предназначаются в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени

гражданам, пребывающим в запасе и заключившим контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве.

Это следует из норм ст. 17 и ст. 20 Закона № 31-ФЗ, ст. 57.1 и ст. 57.7 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ О воинской обязанности и военной службе (далее – Закон № 53-ФЗ).

Повестка о призыве на военную службу по мобилизации может прийти как по месту проживания сотрудника, так и по месту его работы. Если повестка пришла в организацию, вручить ее работнику обязан работодатель. Также необходимо отпустить сотрудника с работы для явки в военкомат по вызову (повестке) (пп. 7 п. 1 ст. 9 Закона № 31-ФЗ, пп. ж п. 32 Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства России от 27.11.2006 № 719).

Гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (п. 2 ст. 21 Закона № 31-ФЗ). Норм, указывающих на то, что указанное требование распространяется только на ситуации, когда объявлена полная мобилизация, законодательство не содержит. Официальных разъяснений по этому вопросу нет.

Работника, призванного на военную службу по мобилизации, нельзя уволить на основании п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (п. 10 Особенностейправового урегулирования, утв. постановлением Правительства России от 30.03.2022 № 511). В подобной ситуации работодатель обязан приостановить действие трудового договора, заключенного с таким работником (ч. 1 ст. 351.7 ТК РФ).

На период приостановления действия трудового договора за сотрудником сохраняется место работы (должность). Эта гарантия распространяется как на основных работников, так и на совместителей.

Порядок приостановления действия трудового договора на период военной службы по призыву или контракту о прохождении военной службы, а также контракту о добровольном содействии определен новой статьей 351.7 ТК РФ. Подробнее о том, как оформить приостановление трудового договора с мобилизованным работником, читайте в статье.

В Трудовом кодексе РФ также закреплены гарантии мобилизованным работникам при приостановлении трудовых договоров. Подробнее об этом читайте в комментарии.

Как оплачивается период, когда работник находился на мероприятиях, связанных с поступлением на военную службу?

Мероприятия по медицинскому освидетельствованию, профессиональному психологическому отбору при призыве на военную службу, поступлении на военную службу по контракту или в мобилизационный людской резерв, а также иные мероприятия, связанные с этим, проводят военные комиссариаты (п. 1 ст. 5 Закона № 53-ФЗ). Лицам, участвующим в подобных мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв, по месту постоянной работы:

  • выплачивается средний заработок

  • возмещаются расходы по найму жилья, на проезд в другую местность и обратно

  • оплачиваются командировочные расходы (вероятно, речь идет о суточных).

Все выплаты производятся только за период участия в указанных мероприятиях (в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни). Такие правила установлены п. 2 ст. 5 Закона № 53-ФЗ. Заработная плата за этот период сотруднику не положена.

Таким образом, с даты явки в военкомат и до начала военной службы за сотрудником сохраняется средний заработок и ему положена компенсация расходов.

Все выплаченные суммы работодатель может компенсировать в порядке, установленном постановлением Правительства России от 01.12.2004 № 704 (п. 7 ст. 1 Закона № 53-ФЗ). Для получения компенсации необходимо предоставить сведения о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации), а также заверенные в установленном порядке копии подтверждающих документов (копия повестки, документы по проезду). Сведения предоставляются на официальном бланке, скрепляются подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации (при наличии печати).

Что делать с командировками и отпусками

Если работник находится в ежегодном отпуске и получил повестку о призыве на военную службу по мобилизации или мобилизационное предписание, его отпуск должен быть продлен или перенесен (ч. 1 ст. 124 ТК РФ). По нашему мнению, целесообразнее оформить перенос отпуска.

Для переноса отпуска работник должен:

  • написать соответствующее заявление с указанием причины переноса, количества переносимых дней и периода, на который переносится отпуск

  • представить документы, подтверждающие необходимость переноса (повестку, мобилизационное предписание).

Если сотрудник получил повестку или уже призван на военную службу по мобилизации (заключил срочный военный контракт), то командировку необходимо отменить. Это связано с тем, что лицам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (п. 2 ст. 21 Закона № 31-ФЗ). Таких сотрудников, по нашему мнению, нельзя направлять в командировки.

Как работодателю забронировать сотрудников при мобилизации?

Президент России подписал Указ от 21.09.2022 № 647 (далее – Указ № 647), которым с 21 сентября 2022 года объявлена частичная мобилизация военнообязанных лиц.

При этом в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ (далее – Закон № 31-ФЗ) отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации в числе прочих предоставляется гражданам, забронированным в порядке, определяемом Правительством РФ.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, производится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности (ст. 23 Закона № 31-ФЗ):

  • органов государственной власти

  • органов местного самоуправления

  • организаций.

Граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на время предоставленной отсрочки.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время проводится в соответствии с Законом № 31-ФЗ, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства России.

Порядок бронирования утвержден постановлением Правительства России от 17.03.2010 № 156, однако документ имеет гриф Для служебного пользования (ДСП).

В каждом регионе создаются комиссии по бронированию (на разных уровнях). Указанные комиссии занимаются методическим руководством и организацией работы по учету и бронированию граждан, которые пребывают в запасе в организациях на определенной территории, а также ведут учет указанных организаций.

Организации при ведении воинского учета осуществляют бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, предоставлять отчетность по бронированию (п. 9 Методических рекомендаций по ведению воинского учета, утв. Генштабом ВС РФ 11.07.2017, далее – Методические рекомендации).

У работодателя должен быть план бронирования, но не в виде отдельных документов, а в составе общего плана по ведению воинского учета (п. 39 Методических рекомендаций, приложение № 17).

Порядок работ по бронированию в организациях граждан, пребывающих в запасе, определен Инструкцией, утвержденной постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 03.02.2015 № 664с. Указанная Инструкция содержит Перечень должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе (далее – Перечень бронирования). Поскольку в открытых источниках указанной Инструкции нет, рекомендуем Перечень бронирования запросить в территориальной комиссии по бронированию.

Бронирование граждан проводится, как правило, по согласованию с военным комиссариатом муниципального образования (п. 22 Методических рекомендаций). При этом военно-учетные подразделения организаций (п. 35 Методических рекомендаций):

  • своевременно оформляют бронирование военнообязанных за организацией на период мобилизации и на военное время

  • представляют в военные комиссариаты муниципальных образований установленную отчетность, в том числе о численности работников организаций.

Таким образом, организация должна составить список работников, подлежащих бронированию, с учетом предоставленного Перечня бронирования.

Форма этого документа не утверждена, поэтому можно его составить в свободной форме, указав Ф. И. О. и должности работников, которые подлежат бронированию. Список должен быть утвержден руководителем.

После этого список необходимо представить в военкомат либо в территориальную комиссию по бронированию и дождаться согласования.

Отсрочка для забронированных граждан предоставляется не автоматически. Работодатель также должен обратиться в военкомат для оформления удостоверений об отсрочке забронированным сотрудникам. Указанные удостоверения выдаются военкоматами в течение 10 дней со дня окончания испытательного срока.

Законодательство не запрещает проведение бронирования сотрудников в период объявления мобилизации. Также нет ответственности за неполучение удостоверений об отсрочке в указанный срок. Поэтому считаем допустимым обратиться за бронированием и (или) за получением удостоверений об отсрочке для категории работников, которые могут быть забронированы.

Удостоверения об отсрочке необходимо выдать на руки забронированным сотрудникам.

Сведения о бронировании отражаются в личной карточке военнообязанных (форма 10, утв. приложением № 22 к Инструкции, утв. приказом Минобороны РФ от 22.11.2021 № 700).

При заполнении раздела II Сведения о воинском учете в пункте 7 Состоит на воинском учете заполняется строка 2) специальном. Проставляются серия и номер удостоверения об отсрочке от призыва на военную службу в периоды мобилизации, военного положения и в военное время, номер, пункт и Перечня бронирования, по которому оформлено бронирование граждан, пребывающих в запасе, а также дата оформления отсрочки военным комиссариатом.

Как оформлять и оплачивать период мобилизации сотрудникам?

Президент России подписал Указ от 21.09.2022 № 647 (далее Указ № 647), которым с 21 сентября 2022 года объявлена частичная мобилизация военнообязанных лиц (см. комментарий).

Призыв граждан на военную службу по мобилизации проводится в соответствии с федеральными законами. Это правило установлено п. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ. При этом согласно п. 2-3 Указа № 647 граждане, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус военнослужащих по контракту и должны получать вознаграждение, аналогичное уровню денежного содержания контрактников.

Из этого можно предположить, что военная служба по мобилизации будет приравниваться к военной службе по контракту либо признаваться таковой.

Мероприятия по медицинскому освидетельствованию и профессиональному психологическому отбору при призыве на военную службу, при поступлении на военную службу по контракту или в мобилизационный людской резерв, а также иные мероприятия, связанные с поступлением на военную службу по контракту или в мобилизационный людской резерв, проводят военные комиссариаты (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, далее Закон № 53-ФЗ).

Лицам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв, по месту постоянной работы:

  • выплачивается средний заработок,

  • возмещаются расходы по найму жилья, на проезд в другую местность и обратно,

  • оплачиваются командировочные расходы (вероятно, речь о суточных).

Все выплаты производятся только за период участия в указанных мероприятиях, в том числе за выходные и праздничные дни. Такие правила установлены п. 2 ст. 5 Закона № 53-ФЗ. Заработная плата за этот период сотруднику не положена.

Таким образом, за период прохождения медосмотров и отборов, оформления всех документов, необходимых для поступления в мобилизационный резерв или для заключения контракта, работодатель производит оплату среднего заработка и иные выплаты. На работодателей по совместительству указанная обязанность не распространяется.

На период прохождения всех указанных мероприятий за работником также сохраняется место работы.

Если работодатель ведет табель учета рабочего времени по унифицированной форме Т-12, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1, то на период прохождения указанных выше мероприятий, по нашему мнению, в табеле сотруднику можно поставить код Г (23) невыходы на время исполнения государственных или общественных обязанностей согласно законодательству. Также работодатель может установить собственный код.

Все выплаты положены сотруднику, который получил мобилизационное предписание (либо мобилизационное предписание есть у него в военном билете), или направление на медосмотр (иные мероприятия) от военкомата по месту жительства (нахождения). Если сотруднику вручили повестку с предписанием явиться в военкомат, то в день явки в военкомат сотруднику также необходимо сохранить средний заработок.

Если с сотрудником будет заключен контракт о прохождении военной службы по мобилизации (иной документ, свидетельствующий о том, что сотрудник стал военнослужащим), обязанность по выплате среднего заработка прекращается.

Уволить сотрудника в связи с заключением военного контракта ТК РФ не позволяет. Уволить призванных по срочным контрактам по этому основанию нельзя. Правительство России приняло постановление, которым закрепило обязанность работодателей приостанавливать действие трудовых договоров с мобилизованными гражданами. Таким образом, увольнение мобилизованных сотрудников по инициативе работодателя невозможно.

Военнослужащие не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. Однако обязанности закрывать ИП законом не установлено. Поэтому предпринимателю придется самостоятельно решать, закрывать ИП или нет.

Признается ли мобилизация форс-мажором, дающим право не исполнять условия договора?

Сама по себе мобилизация не является форс-мажором, однако ее можно признать таковым в судебном порядке. Обосновывается это следующим.

Форс-мажор или обстоятельства непреодолимой силы являются законным основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорного обязательства (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Обстоятельство может быть признано форс-мажорным, если оно обладает двумя признаками:

  • чрезвычайность,

  • непредотвратимость при данных условиях.

Под чрезвычайностью понимается его необычайность, исключительность и невозможность его предвидения. Неотвратимость это невозможность предотвращения обстоятельства всеми имеющимися средствами.

Как объяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 36 постановления от 11.06.2020 № 6 О некоторых вопросах применения положений ГК РФ о прекращении обязательств (далее Постановление Пленума ВС РФ № 6), для освобождения от ответственности должны соблюдаться следующие условия:

  • невозможность исполнения наступила после возникновения обязательства

  • невозможность исполнения имеет неустранимый (постоянный) характер

  • лицо не несет риск наступления таких обстоятельств.

Невозможность исполнения объективна, когда должник не может исполнить обязательство как лично, так и с привлечением к исполнению третьих лиц (п. 37 Постановления Пленума ВС РФ № 6). Кроме того, невозможность исполнить обязательство в натуре не исключает обязанности этой стороны возместить причиненные убытки (риск убытков) (п. 40 Постановления Пленума ВС РФ № 6).

Отметим, что обязательство должника не прекращается в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, если его исполнение остается возможным после того, как указанные обстоятельства отпали. При этом сторона освобождается от возмещения убытков или уплаты другой стороне неустойки и иных санкций, вызванных просрочкой исполнения из-за наступления этих обстоятельств (п. 38 Постановления Пленума ВС РФ № 6).

ГК РФ прямо указывает, что к обстоятельствам непреодолимой силы не относится нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, а также отсутствие необходимых денежных средств у должника, однако не содержит даже примерного перечня обстоятельств, которые можно отнести к форс-мажорным. Поэтому квалификация того или иного обстоятельства как обстоятельства непреодолимой силы зачастую вызывает сложности. Нередко подобные споры между сторонами разрешаются в судах.

Можно ли уволить сотрудника, попавшего под мобилизацию?

Президент России подписал Указ от 21.09.2022 № 647 (далее Указ № 647), которым с 21 сентября 2022 года объявлена частичная мобилизация военнообязанных лиц (см. комментарий).

Призыв граждан на военную службу по мобилизации проводится в соответствии с федеральными законами. Это правило установлено п. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ. При этом согласно п. 2-3 Указа № 647 граждане, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус военнослужащих по контракту и должны получать вознаграждение, аналогичное уровню денежного содержания контрактников.

Пока можно предположить, что военная служба по мобилизации будет приравниваться к военной службе по контракту либо признаваться таковой.

Трудовое законодательство позволяет уволить работника в связи с призывом на военную службу (п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ). Уволить сотрудника в связи с заключением военного контракта ТК РФ не позволяет. Поэтому если с сотрудниками, призванными на военную службу по мобилизации, будут заключены срочные контракты, уволить их по этому основанию нельзя.

Правительство России приняло постановление, которым закрепило обязанность работодателей приостанавливать действие трудовых договоров с мобилизованными гражданами. Таким образом, увольнение мобилизованных сотрудников по инициативе работодателя невозможно.

Однако в этой ситуации можно оформить увольнение сотрудника по другому основанию, например, по собственному желанию (п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ) или по соглашению сторон (п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). Такое увольнение оформляется в любой день до начала военной службы по мобилизации или контракту.

При этом важно учитывать, что в соответствии с пп. е.1 п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ (далее Закон № 53-ФЗ) военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы. Один из таких запретов установлен п. 7 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ. Указанная норма запрещает военнослужащим заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. Однако будут ли указанные нормы применяться к лицам, призванным на военную службу по мобилизации, сказать сложно.

Если решено приостановить трудовой договор, то, по нашему мнению, с сотрудником необходимо подписать дополнительное соглашение. Период приостановления не должен включаться в стаж, дающий право на основной (и дополнительный) отпуск. Однако работодатель может в локальном нормативном акте закрепить иное положение.

Для обозначения периода приостановления действия трудового договора с мобилизованным работником в табеле учета рабочего времени работодатель может ввести специальный код, например, ПТД приостановление действия трудового договора.

И еще один вопрос, который может возникнуть: как в таком случае учитывать период приостановления работы в целях расчета среднего заработка. По нашему мнению, этот период можно исключить из расчетного периода (12 месяцев, предшествующих месяцу сохранения среднего заработка) на основании пп. е п. 5 Положения, утв. постановлением Правительства от 24.12.2007 № 922.

Считаем также, что в текущей ситуации нет запрета на предоставление мобилизованным сотрудникам отпуска без сохранения заработной платы (ч. 1 ст. 128 ТК РФ). Продолжительность отпуска без сохранения заработной платы определяется по соглашению между работником и работодателем в зависимости от обстоятельств (причин), по которым возникла необходимость в таком отпуске. При этом максимальная продолжительность отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого по соглашению сторон, законом не установлена.

Предоставление сотруднику отпуска без сохранения заработной платы оформляется соответствующим приказом работодателя. В период отпуска за сотрудником сохраняется место работы (должность). Период отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого работнику по разрешению работодателя, в табеле учета рабочего времени по унифицированной форме № Т-12 (№ Т-13) обозначается буквенным кодом ДО или цифровым кодом 16.

Напомним, что лицам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв, по месту постоянной работы:

  • выплачивается средний заработок,

  • возмещаются расходы по найму жилья, на проезд в другую местность и обратно,

  • оплачиваются командировочные расходы (вероятно, речь о суточных).

Все выплаты производятся только за период участия в указанных мероприятиях. Такие правила установлены статьей 5 Закона № 53-ФЗ.

Что делать ИП на УСН с работниками, если его призвали на военную службу по мобилизации?

Несмотря на военную службу, ИП на УСН, у которого есть наемные работники, должен уплачивать единый налог и представлять отчетность.

Объяснение следующее.

С 21 сентября 2022 года в России объявлена частичная мобилизация. При этом призванные на военную службу по мобилизации имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (п. 2 Указа Президента РФ от 21.09.2022 № 647).

Как следует из п. 7 ст. 10 Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ О статусе военнослужащих, военнослужащие не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. Однако обязанности закрывать ИП законом не установлено. Поэтому предпринимателю придется самостоятельно решать, закрывать ИП или нет. Рассмотрим последствия принятых решений.

Если предприниматель не закрывает ИП, он обязан платить установленные налоги, сборы, страховые взносы. Отсрочка или рассрочка по уплате налогов возможна только в случаях, перечисленных в п. 2 ст. 64 НК РФ. Такого основания, как призыв на военную службу, среди них нет. Поэтому в случае призыва на военную службу отсрочка или рассрочка по уплате налогов не предоставляется. На период военной службы предприниматели могут рассчитывать только на освобождение от уплаты страховых взносов на ОПС, ОМС за себя (п. 7 ст. 430 НК РФ). Чтобы получить освобождение, необходимо представить в налоговую инспекцию заявление и подтверждающие документы (повестку о призыве и справку из комиссариата). Рекомендованная форма заявления приведена в письме ФНС России от 19.10.2021 № БС-4-11/14780@.

Таким образом, предприниматель, которого призвали на военную службу, должен уплачивать налоги и представлять отчетность.

Если предприниматель не станет закрывать ИП, то для ведения деятельности ему целесообразнее выдать нотариальную доверенность для осуществления необходимых действий другому лицу. Если ИП исполняет функции главного бухгалтера, необходимо возложить обязанности по ведению бухучета на другого сотрудника, издав соответствующий приказ. В случае если у ИП есть сотрудники, обязанность сдавать отчетность может быть установлена приказами и должностной инструкцией. Как отмечалось ранее, вести предпринимательскую деятельность военнослужащим (в том числе через доверенных лиц) закон запрещает. В то же время административная и уголовная ответственность за такое нарушение не установлена. Применение такой меры, как увольнение с военной службы в связи с утратой доверия на основании пп. д.1 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ О воинской обязанности и военной службе, в данном случае выглядит сомнительно.

Следует помнить, что за неуплату налогов и непредставление отчетности предусмотрена ответственность (ст. 119 НК РФ, 122 НК РФ). В то же время в НК РФ установлено, что при наличии обстоятельств, исключающих вину, лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 2 ст. 111 НК РФ). Перечень обстоятельств открытый. Полагаем, такие обстоятельства, как неуплата налогов и непредставление отчетности ИП в связи с призывом на военную службу, могут быть признаны судом или налоговым органом исключающими вину. Для этого ИП следует представить в налоговый орган подтверждающие документы. В частности, в судебной практике есть решения, подтверждающие, что нахождение на стационарном лечении является обстоятельством, освобождающим от налоговой ответственности (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 27.04.2009 № Ф03-1568/2009, Северо-Западного округа от 19.09.2008 по делу № А56-46717/2007, Восточно-Сибирского округа от 16.01.2007 № А19-16404/06-40-Ф02-7351/06-С1).

Если принято решение закрыть ИП, необходимо выдать доверенность на представление интересов предпринимателя другому лицу (в частности, на подписание документов, исполнение обязательств, сдачу отчетности). Доверенность следует нотариально удостоверить. В частности, нотариальная доверенность необходима для представления интересов ИП в налоговых органах (ст. 29 НК РФ). Для нотариального удостоверения доверенности требуется личное присутствие ИП. Доверенное лицо будет заниматься закрытием ИП, в том числе вопросами увольнения сотрудников в связи с прекращением деятельности ИП. Если ИП исполняет функции главного бухгалтера, необходимо возложить обязанности по ведению бухучета на другого сотрудника, издав соответствующий приказ. При этом важно учитывать, что доверенность прекращает свое действие со смертью доверителя (пп. 6 п. 1 ст. 188 ГК РФ).

В случае если ИП не выдал доверенность и уже проходит военную службу, ему необходимо подать заявление на закрытие ИП.

Что касается налогов, то придется заплатить упрощенный налог и сдать декларацию по УСН за 2022 год. В случае закрытия ИП срок подачи декларации по УСН и уплаты единого налога не установлен. Рекомендуем представить декларацию по УСН за 2022 год и заплатить налог до закрытия ИП (письмо ФНС России от 03.08.2006 № 02-6-10/55@). Подробно процедура снятия с учета ИП рассмотрена в статье.

Минобороны освободит от мобилизации работников ИТ-компаний, операторов связи, СМИ и банков

Основание: Решение Министерства обороны России

Для обеспечения работы отдельных высокотехнологических отраслей, а также финансовой системы РФ Минобороны России приняло решение о непривлечении на военную службу в рамках частичной мобилизации некоторых категорий граждан.

На текущий момент текст решения не обнародован, но, судя по информации на сайте Минобороны России, не подлежат призыву на военную службу по мобилизации лица с высшим образованием по соответствующим специальностям и направлениям подготовки, работающие:

  • в аккредитованных ИТ-организациях. Работник должен быть задействован в разработке, развитии, внедрении, сопровождении и эксплуатации ИТ-решений, а также в обеспечении функционирования информационной инфраструктуры

  • в российских операторах связи. Работник должен быть задействован в обеспечении устойчивости, безопасности и целостности функционирования сооружений связи, центров обработки данных, а также средств и линий связи общего пользования РФ

  • в системообразующих организациях в сфере информации и связи, а также их взаимозависимых лицах, которые являются учредителем и (или) редакцией и (или) издателем зарегистрированного СМИ и (или) вещателем телеканала, радиоканала. Работник должен быть задействован в производстве и (или) распространении продукции СМИ

  • в организациях, обеспечивающих стабильность национальной платежной системы и инфраструктуры финансового рынка, управление банковской ликвидностью, наличное денежное обращение. Полагаем, в первую очередь речь идет о банках и небанковских кредитных организациях и организациях, входящих в инфраструктуру финансового рынка.

Основанием для освобождения от призыва на военную службу по мобилизации будут считаться списки граждан, представляемые руководителями соответствующих организаций по установленной форме в Генеральный штаб ВС РФ. Однако форма этого документа не утверждена. Следовательно, его можно составить в свободной форме на бланке организации, указав Ф. И. О. и должности работников, которые подлежат освобождению от призыва по мобилизации.

РЕЗЮМЕ

Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации в числе прочих предоставляется гражданам, забронированным в порядке, определяемом Правительством РФ. У работодателя должен быть план бронирования, но не в виде отдельных документов, а в составе общего плана по ведению воинского учета. Его можно составить в свободной форме, указав Ф. И. О. и должности работников, которые подлежат бронированию. Список должен быть утвержден руководителем. После этого список необходимо представить в военкомат либо в территориальную комиссию по бронированию и дождаться согласования.

Отсрочка для забронированных граждан предоставляется не автоматически. Работодатель также должен обратиться в военкомат для оформления удостоверений об отсрочке забронированным сотрудникам. Указанные удостоверения выдаются военкоматами в течение 10 дней со дня окончания испытательного срока. Удостоверения об отсрочке необходимо выдать на руки забронированным сотрудникам.

Военная служба по мобилизации будет приравниваться к военной службе по контракту либо признаваться таковой

Лицам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв, по месту постоянной работы:

  • выплачивается средний заработок

  • возмещаются расходы по найму жилья, на проезд в другую местность и обратно

  • оплачиваются командировочные расходы

За период прохождения медосмотров и отборов, оформления всех документов, необходимых для поступления в мобилизационный резерв или для заключения контракта, работодатель производит оплату среднего заработка и иные выплаты. В день явки в военкомат сотруднику также необходимо сохранить средний заработок.

Если с сотрудником будет заключен контракт о прохождении военной службы по мобилизации (иной документ, свидетельствующий о том, что сотрудник стал военнослужащим), обязанность по выплате среднего заработка прекращается.

Обязательства должника не прекращается в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), к которому можно отнести призыв, если исполнение этих обязательств остается возможным после того, как указанные обстоятельства отпали. Квалификация того или иного обстоятельства как обстоятельства непреодолимой силы зачастую вызывает сложности, поэтому подобные споры между сторонами чаще всего разрешаются в судах.

Если предприниматель не закрывает ИП, он обязан платить установленные налоги, сборы, страховые взносы. Ддля ведения деятельности ему целесообразнее выдать нотариальную доверенность для осуществления необходимых действий другому лицу

Если принято решение закрыть ИП, необходимо выдать доверенность на представление интересов предпринимателя другому лицу. В случае если ИП не выдал доверенность и уже проходит военную службу, ему необходимо подать заявление на закрытие ИП.

Не подлежат призыву на военную службу по мобилизации лица с высшим образованием по соответствующим специальностям и направлениям подготовки, работающие:

  • в аккредитованных ИТ-организациях

  • в российских операторах связи

  • в системообразующих организациях в сфере информации и связи

  • в организациях, обеспечивающих стабильность национальной платежной системы и инфраструктуры финансового рынка, управление банковской ликвидностью, наличное денежное обращение.

Основанием для освобождения от призыва на военную службу по мобилизации будут считаться списки граждан, представляемые руководителями соответствующих организаций по установленной форме в Генеральный штаб ВС РФ. Его можно составить в свободной форме на бланке организации, указав Ф. И. О. и должности работников, которые подлежат освобождению от призыва по мобилизации.


(Рейтинг: 5 ,  Голосов: 1 )
Поделиться
картинка
Хотите попробовать 1С в облаке?
Регистрируйтесь и начните работу уже сейчас!

Материалы по теме

click fraud detection
1675476325