Доступ в 1С
Написать директору

Стажировка за границей: правовые основы и практика | Блог для бухгалтера

Стажировка за границей: правовые основы и практика

06.03.2018
395

На страницах нашего Финансового блога нередко встретишь статьи, посвященные командировкам сотрудников. 

Сегодня более-менее крупный, да даже малый и средний бизнес трудно себе представить без поездок, перемещений, ведения диалога с потенциальными клиентами в других регионах и даже странах. Собственно, поэтому у многих организаций возникают вопросы, связанные с отправкой сотрудника «подальше от мест родных».

Но сегодня наша тема посвящена не столько командировкам как таковым, сколько стажировке за границей, как одной из ее форм. Разумеется, расскажем мы об этом на примере бухгалтера, которого «щедрое» начальство отправило учиться за рубеж с целью повышения его квалификации. Всем бы таких директоров… Ну, да ладно, давайте посмотрим, как это делается на практике, а за одно возьмем интервью у нашего клиента по услуге «1С 8.2 онлайн», которому посчастливилось, хоть и на две недели, но все-таки отправиться учиться за рубеж.

Правовые основы

Не зря мы начали свою статью с упоминания командировок, т.к. стажировка за рубежом будет считаться именно ею, если оттолкнуться от того, как принято в бухгалтерской среде оформлять подобные поездки. Если это действительно так, то, соответственно, каждый стажер может рассчитывать в период своего отсутствия на сохранение рабочего места, должностного оклада, а также «суточных». 

При этом при всем, говорят, он может получать некоторый доход и от организации, которая его стажирует. Как это делает, честно говоря, не знаем, но тема однозначно интересная.

Помимо всего прочего, отправляя человека за границу для повышения квалификации, его необходимо снабдить деньгами и, что важно, в иностранной валюте. Если не изменяет память, сейчас эту сумма равна 400 евро на одну неделю (во всяком случае, если речь идет о поездке в Европу). Денежным «аналогом» здесь могут служить дорожные чеки или валютные пластиковые карты.

Документальное оформление стажера тоже осуществляется по тому же принципу, что и с командированным сотрудником – перед его отъездом заполняется форма № Т-9, а если на стажировку отправляется целая группа бухгалтеров, то тогда форма № Т-9а. Бланк № Т-10 заполняется для выдачи соответствующего удостоверения, что следует из письма Минфина России от 8 сентября 2006 г. № 03-03-04/1/660.

Приказ о направлении работника в командировку

Как вы видите, бланк довольно привычный. Следовательно, стажировка = командировка.

Зачем отправляют учиться?

Когда мы только начали знакомиться с этой темой, присутствовало легкое ощущение от того, что работодатели преследуют здесь исключительно корыстный интерес. Мол, к примеру, начнет компания активно работать с зарубежными партнерами, начнут они обмениваться документами, а кто-то ведь должен будет разбираться во всех этих бумагах? В проекте «Не наш бухгалтер» мы регулярно затрагивали тему различий между бухгалтерским учетом и налогообложением между странами, где пришли к выводу, что бухгалтерия стран СНГ, по-своему, очень уникальна в сравнении с мировыми стандартами.

Так вот, именно за освоением этих стандартов директора отправляют своих бухгалтеров учиться. Плохо ли это? Нисколько. Даже если бухгалтер уволится с этой организации, он всегда на новом месте работы сможет заявить о прохождении стажировки за рубежом. А это, как известно, может стать неплохим базисом для получения интересной работы и участия в иностранном проекте.

Но пока он трудится у своего «щедрого» работодателя, ему придется демонстрировать полученные знания и навыки в рамках той деятельности, которую он вел ранее. А чтобы у него получалось это хорошо, директора принимают подобные решения.

Как происходит на практике?

Кажется, как будто вся эта затея со стажировкой выглядит, как очень удачное и благоприятное продолжение трудовой деятельности, позволяющей выйти за рамки повседневной обыденности, однако, как вы видите, дорогие читатели, отправка человека «за бугор» с целью обучения – это довольно затратное мероприятие. Давайте просто посчитаем…

Предположим, у бухгалтера его должностной оклад составляет 40000 рублей. Отправить человека из Москвы в Париж на две недели обойдется в 800 евро (это только суточные). Потом нужно потратиться на более-менее среднюю гостиницу (это порядка 1200 евро), затем нужно купить билеты на самолет туда-обратно (около 30000 рублей). Если у бухгалтера нет заграничного паспорта и «Шенгена», то придется «отстегнуть» еще 3500 рублей (госпошлина за паспорт) и что-то около 300 евро за визу в зависимости от каждого конкретного случая. Вот и получается в общей сложности примерно 235000 рублей за двухнедельную поездку «на полном пансионе». Неужели на фоне этого не возникает соблазн у работодателя переложить часть материальной нагрузки на стажера? Мы задали этот вопрос нашему клиенту, которому посчастливилось «подучиться» в Лондоне для получения сертификата CIPA.

- Елена Олеговна, вы рассказали нам о своей учебе в Англии. Подскажите, как прошел процесс оформления документов и что было после Вашего приезда?

«Поездка прошло хорошо, даже очень интересно! Со своим директором, который был инициатором стажировки, мы договорились следующим образом – он платит «суточные», оплачивает гостиницу, выплачивает зарплату, оформляет визу, а по приезду я ему возвращаю свою зарплату. Конечно, это может показаться дикостью, но я все равно довольна».

- Интересно. У Вас были какие-то альтернативные варианты?

«Было такое предложение, чтобы отправить меня на период моего отсутствия в отпуск. В этом случае, при мне бы остались отпускные, но тогда поездку я должна была бы оплатить за свой счет. Мне такая идея не понравилась, потому что для меня так получилось бы менее выгодно. В итоге, остановились на том, на чем остановились».

- Скажите, чему Вы научились за рубежом и как это пригодится в Вашей работе?

«Вообще изначальной идеей стажировки было желание директора работать с одной из табачных компаний, базирующихся в Лондоне. Все их финансисты работают на основе международных стандартов. В России их почти никто не знает. Наверное, поэтому еще и не решаются с ними (иностранцами) сотрудничать. Следовательно, нужен был «свой» человек от нашей организации, который бы смог познакомиться с начальством лондонской компании и разобраться в их бумагах. Английский язык я знаю на достаточно хорошем уровне. Было принято решение ехать мне».

- Как Вы сейчас справляетесь с производственными задачами?

«Не скажу, что легко, но вот, например, я теперь знаю, что такое ставка EVRIBOR и что она применяется наподобие нашей ставки рефинансирования ЦБ РФ. На самом деле, со многими вещами я познакомилась впервые, и теперь я на работе снова учусь чему-то новому, как это было когда-то давно».

Сказать честно, у нас осталось очень приятное впечатление от этого диалога. Во-первых, бухгалтер действительно не пожалел о том, что согласился на достаточно «своеобразные» условия, предложенные директором. Во-вторых, он смог научиться тому, что пригодится ему не только в рамках текущей работы, но и в последующих проектах. В-третьих, стало приятно от мысли, что даже в таком формате, но все-таки находятся директора, готовые действительно «вкладываться» в людей, которые у них работают.

Не знаем, как у Вас, но у нас с этим все строго. За рубеж стажироваться мы, конечно, не ездим, но и без этого свою работу выполняем с легкостью. А все потому, что пользуемся 1С онлайн – очень удобным и интуитивном понятным сервисом 1С в облаке. По отзывам наших клиентов, стоимость услуги оказывается значительно ниже, чем плата за регулярное обслуживание «коробочной» 1С. Воспользуйтесь бесплатным доступом на 14 дней и оцените все его преимущества!

Наверное, нам повезло услышать подобную историю от человека, у которого поездка сложилась достаточно хорошо. Однако, бывают случаи, когда работодатели обманывают соискателей, обещая им курсы повышения квалификации, прохождение тренингов и стажировок за границей. Мы поискали сведения об этом в интернете и вот, к каким выводам мы пришли:

  1. Среди «бухгалтерских» вакансий практически нет тех, где предполагаются подобные поездки. Как правило, стажироваться отправляют сотрудников туристических фирм, переводчиков и программистов – в основном тех, кто по долгу службы напрямую взаимодействует с иностранными резидентами;

  2. Попадаются и такие вакансии (в том числе и бухгалтерские), где нашим коллегам обещают чуть ли не «золотые горы», указывая едва ли реальные размеры заработных плат. Например, 150-200 тысяч рублей… Правда, как потом выясняется, за обучение за границей нужно будет платить из своего кармана, а на деле оказывается, что фирма предоставляет услуги по продаже курсов повышения квалификации;

  3. Возможно, какая-то часть действительно «интересных» вакансий попросту не публикуется в открытых источниках, а сведения о них расходятся, как говорится, «в кругу своих».

В любом случае, дорогие друзья, давайте учиться и развиваться, несмотря на то, можем ли мы куда-то уезжать или нет. В любом случае, это пригодится, даже не сомневайтесь!

Благодарим за внимание и до скорого!

Вам может быть интересно:
Подписка на новости Узнайте важную информацию первыми!
Поле email не должно быть пустым