Очередной диспут с нашими клиентами по услуге «Онлайн версия 1С Бухгалтерия» подсказал нам ряд проблем с онлайн-кассами, которые продолжают не давать покоя. Вроде бы всем и все должно было стать ясно, да, не тут-то было. Предписания Федерального закона «О применении контрольно кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа», более известного в простонародье, как 54-ФЗ, несколько не соотносится с текстом последней редакции Федерального закона «О персональных данных» (152-ФЗ). Вообще, это «нормальная» практика, когда один закон противоречит другому, когда распоряжения ведомств пишутся с нарушением базовых прав граждан, закрепленных в Конституции. Но мы к этому, кажется, уже привыкли. Что ж, давайте посмотрим, что не так с онлайн-кассами и где, как говорится, кроется подвох.
Схема обработки персональных данных
На самом деле «вот так просто обработать персональные данные» не получится. Существует определенная последовательность действий. Нарушение одного из звеньев этой развернутой цепочки может неизбежно привести к ошибке, а далее последуют разбирательства с проверяющими органами. В ней задействовано достаточно большое количество лиц, начиная от покупателя товара и заканчивая государственными структурами, которые эти данные должны хранить в целости и сохранности.
Зачем ККТ мобильный телефон и электронная почта?
Онлайн-ККТ в любом случае работает с персональными данными граждан. Предположим, мы приходим в сетевой гипермаркет и при оформлении покупки протягиваем кассиру нашу дисконтную карту. Стоит заметить, что она будет недействительна до тех пор, пока ее держатель не пройдет соответствующую регистрацию на сайте. Там, в свою очередь, запрашивается мобильный телефон и адрес электронной почты. Но, простите, пользователь имеет право не разглашать эту информацию, более того кассир не имеет право ее затребовать. На деле получается по-другому и эти данные в конечном итоге компрометируются. Однако с нами бы не согласились авторы соответствующего закона, которые относят мобильный телефон и электронную почту в качестве персональных данных, ссылаясь на статью 3, где сказано, что под персональными данными понимается «информация любого рода, которая относится прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу».
И все же граждане соглашаются предоставить номер мобильного телефона и адрес электронной почты посторонним для себя людям. Для понимания уровня «готовности» посмотрите на таблицу ниже:
Исходя из нее получается, что раскрытие персональных данных, сокращение рабочих мест, а также перенос затрат на внедрение радиочастотной идентификации на покупателей нашими гражданами считается чем-то вполне естественным.
На какие вопросы эксперты еще не дают ответа? Вот перечень тем, которые мы уже успели разобрать с нашими клиентами по услуге «Аренда 1С сервера»:
Следите за развитием событий и до новых встреч!