На самом деле, мы живем в крайне удивительное время. Наверное, не каждый сегодня вспомнит, что еще недавно «удаленная работа» была чем-то из разряда фантастики. Посмотрите вокруг – среди наших знакомых найдется хотя бы один из тех, кто работает не в офисе компании, а выполняет свои должностные обязанности посредством личных технических средств, к коим относятся смартфоны, компьютеры, ноутбуки и планшеты.
Во многом, такое положение дел объясняется получившим широкое распространение интернетом, относительной доступностью технологий для потребителей, их сравнительной «простотой» использования. Концепция и практическое воплощение принципа удаленной работы пришло к нам с Запада и называется она «Bring Your Own Device» (BYOD), что в переводе на русский язык означает: «Принеси свое собственное устройство».
Суть данной концепции сводится к тому, что работник самостоятельно обеспечивает себя средствами для работы, взамен чего он освобождается от регулярного присутствия в офисе. Ввиду того, что «неповоротливое» Российское законодательство однажды оказалось неготовым принять новшества, сегодня мы имеем дело с самой настоящей нормативной «дырой», в которой и работникам, и работодателям тяжело защищать свои права.
Помимо всего прочего, «удаленность» работника от работодателя формирует между ними особый склад отношений, о которых мы расскажем пользователям услуги «1С онлайн» в нашей статье.
Конфиденциальная информация
Принято считать, что если сотрудники компании работают под неким «присмотром» начальства, то риск утечки конфиденциальных данных компании стремится к абсолютному минимуму. Также, если работники в целях выполнения своих должностных функций будут использовать технические устройства, являющиеся собственностью фирмы, то ей (фирме) будет существенно легче проводить мониторинг и анализ деятельности сотрудников.
В большей степени, это соответствует действительности: работодатель вправе хранить секретную информацию компании на компьютерах в рамках сервера и открывать доступ к ней только тем сотрудникам, которые по своим должностным, личным и моральным качествам будут готовы со всей ответственностью с ней обращаться.
Техническая сторона вопроса также важна – работникам, например, можно запретить использовать USB-накопители (флешки) при работе с офисными компьютерами, а также поставить фильтр на электронную почту, которая не позволит переслать третьим лицам важные документы. В этом вопросе полет фантазии может быть ограничен только «кошельком», но никак не уровнем технического прогресса.
Совсем другое дело обстоит, когда сотрудники компании работают с дома, со своих личных компьютеров. В данном случае, стирается грань между личным и рабочим пространством пользователя, где зона влияния работодателя, либо преуменьшена, либо слишком преувеличена.
Кстати, о личном пространстве…
Конституцией Российской Федерации нам всем гарантировано право на личные права и свободы. Это фундаментальное право цивилизованного общества находит некоторые препятствия в сфере удаленной работы. Недавно мы решили изучить рынок вакансий с пометкой на «дому» на примере должности «помощник руководителя»
Так, нами было обнаружено, что практически все предложения такого характера в той или иной степени не предполагают нормированный рабочий день, следовательно, соискатель должен быть готов к тому, что по первому «зову» своего начальника в любое время дня и ночи, к нему могут обратиться с каким-либо поручением. А его, стоит заметить, потребуется выполнить незамедлительно
Разумеется, трудовые отношения на таких началах не могут по определению быть отражены в трудовом договоре, если такой вообще предполагается. С точки зрения ТК РФ, рабочий день должен быть строго регламентирован. Все, что выходит за рамки рабочего времени – сверхурочный труд, который оплачивается по другой ставке.
Грамотно «прописать» все тонкости и нюансы, в данном случае, будет крайне нелегко при условии, что как таковая «удаленная работа» Трудовым Кодексом пока не регламентируется. Есть еще один пример вмешательства в личное пространство пользователя: к примеру, сотрудник получает некий пакет конфиденциальных документов по электронной почте. Для собственного удобства он сохраняет их в памяти своего компьютера
Далее по независящим от работника обстоятельствам, работодатель начинает подозревать своего сослуживца в том, что он причастен к утечке данных. Бывали случаи, когда компания посредством собственных ресурсов просто «сносила» операционную систему работника, дабы удалить доступ к документам, руководствуясь принципом «лучше перегнуть, чем не до гнуть».
На данном примере мы видим, что компания достигла своей цели в плане удаления файлов, но в этот же момент личные данные работника также пострадали. Очевидно, что преследуемая работодателем цель не оправдывает средства для ее достижения.
Если села батарейка…
Руководству компании и контактным лицам, в чьем подчинении находится «удаленный» сотрудник, не всегда легко отследить его деятельность и обеспечить должный уровень дисциплины в работе. Особо явно прослеживается эта пагубная тенденция, когда отношения работника и работодателя не закреплены трудовым договором, а вся рабочая деятельность сотрудника основывается на устной договоренности с ним.
При такой расстановке сил, у исполнителя работы в самый неподходящий момент может попусту выйти из строя то устройство, по средствам которого он выполняет свой труд
Примеров для описания различных «казусных» ситуаций можно набрать великое множество с учетом того, что концепция BYOD не подразумевает ответственность работодателя за исправность девайсов своего подчиненного, т.к. де-факто она полностью ложится на плачи их владельца. С точки зрения статьи 22 Трудового Кодекса, работодатель обязан обеспечить работника необходимыми для выполнения трудовых функций средствами.
Невзирая на это, данное правило совершенно не работает в описываемом нами случае, т.к., еще раз повторимся, «фриланс» в российском законодательстве не регламентируется, а только «нащупывается» чиновниками, пишущими его.
В качестве превентивной меры по устранению возможных трудностей в этом вопросе, работодатель может обеспечить работника тем же компьютером или любым другим устройством, которое может быть использовано в качестве основного инструмента работы, а также в качестве «запасного» на случай непредвиденных обстоятельств.
При этом, мы с вами прекрасно понимаем, что осуществить это на практике захочет далеко не каждый работодатель, т.к. зона материальной ответственности работника перед работодателем существенно возрастает, тем более, если мы сейчас с вами говорим о неком дорогостоящем оборудовании, а не просто «кнопочном телефоне» и тому подобных устройствах.
Заказ выполнен, но результат не тот
Мы частично затронули тему личной ответственности работника перед поставленными перед ним задачами, однако, не развили эту тему, хотя, по нашему мнению, она достойна того, чтобы о ней рассказать. Любой работодатель, который ищет соискателей для дистанционного выполнения работы, тем более из другого города, а то и государства, хорошо понимает, что его личные качества будут стоять наравне, а то и преобладать над профессиональными.
В данном случае, мы говорим о тех из них, благодаря которым работа будет осуществляться в обговоренный срок, а поставленные цели будут достигнуты в соответствии с распоряжениями руководства.
Как это ни странно, но и эта сторона проблемы также затрагивает техническую составляющую. Предположим, «удаленному» ландшафтному дизайнеру поручили создать макет парковой зоны и ее последующей визуализацией. Наш дизайнер, как человек «скромный», решил не поставить в известность своего заказчика о том, что его компьютер, скажем так, не совсем предрасположен к тому, чтобы выполнить этот заказ полностью в соответствии с техническим заданием. Как результат – макет готов, но не с тем качеством исполнения, который ожидал увидеть работодатель.
На этом этапе мы еще раз приходим к выводу, что дистанционное выполнение работы не всегда может быть проконтролировано заказчиком во избежание разногласий с работником. Как заблаговременно узнать о всех возможных трудностях? На этот вопрос можно только выдвинуть предположение: необходимо узнать о работнике не только наличие у него профессиональных навыков, умений и квалификации, но и технические параметры тех средств, которые послужат в дальнейшем инструментами для выполнения работы.
Угроза безопасности
Как правило, работодатель заботится об обеспечении безопасности коммуникативных устройств в рамках своего офиса. Однако, это правило только в исключительных случаях работает на примере «удаленного» сотрудника. В данном случае, мы говорим о разного рода вредоносных программах (вирусах), которые могут повредить не только само устройство пользователя, но ограничить, заблокировать или вовсе лишить доступа к ценной информации.
Ни в одной из вакансий на исследуемом нами рынке мы не нашли требований компаний к соискателям по обеспечению своих компьютеров антивирусными программами. Вполне возможно, что у них в этом нет острой необходимости, т.к. выполняемая работа не требует к себе повышенного уровня безопасности устройств.
Как бы то ни было, решение данного вопроса, возможно, обезопасило бы работодателя от вытекающих из этого проблем, а также лишило работника претензий с его стороны в случае возникновения непредвиденной ситуации.
Опять-таки, по мнению заказчика, обеспечение информационной безопасности и работоспособность девайсов находится в ведении исполнителя. В то же время, в обеспечении должного уровня защиты общих документов заинтересованы обе стороны. Более того, сама специфика вредоносного ПО предполагает, что «подцепить» ее в интернет пространстве проще простого и для этого не потребуются какие-либо преднамеренные действия со стороны пользователя.
Наше резюме
Взяв за основу ситуацию, когда работник выполняет свои обязанности по средствам личных коммуникативных устройств по согласованию с работодателем, мы пришли выводу, что концепция BYOD – рискованный формат сотрудничества с исполнителем работ.
Наравне с неоспоримыми преимуществами он способен существенно усложнить взаимодействие с сотрудником, а также затянуть процесс согласования рабочих вопросов на более длительные сроки в виду не только личных качеств работника, но и особенностей его технической базы
Мы рекомендуем работодателям в максимально возможной степени обговорить и, по возможности, документально оформить все правовые отношения между сторонами, т.к. именно на этом этапе, как правило, закладывается основа будущих разногласий.