Так уж сложилось на постсоветском пространстве, что бухгалтерам часто приходится иметь непосредственное отношение к личным делам рабочего коллектива. То зафиксировать чеки во взятой 1С в аренду, то принять больничный лист, то затребовать очередную объяснительную записку от хронически опаздывающего на работу сослуживца. Да, такова реальность нашего брата – приходится заниматься не только бухгалтерией, но и тесно взаимодействовать с кадрами. Как нам сказал один коллега: «Любой бухгалтер обязан знать основы кадрового дела! Но, простите, мы ведь не этому учились в университетах»! По своему, он прав, когда говорит это. Однако текущие реалии таковы, что высшие учебные заведения не обеспечивают будущего бухгалтера тем комплексом знаний и навыков, которые пригодятся ему в работе, т.к. многому приходится учиться с нуля, тем более, если в практике встречаются неоднозначные и нетривиальные ситуации. Сегодня мы поговорим с вами об одном из самых уязвимых мест любого сотрудника – это его дети, а если быть точнее, их здоровье.
Трудности взаимодействия
Ни для кого ни секрет, что среднестатистический работодатель не только в России, но и вообще в мире заинтересован в максимальной производительности труда своих подчиненных. Им не выгодно, когда сотрудники прогуливают, бездельничают, не могут организовать свою работу самостоятельно, когда приходится их «где-то искать» в рабочее время и все в том же духе. Болезнь самого работника воспринимается не так тяжело, как болезнь его детей. Считается, что если работник заболеет гриппом, то он всеми силами постарается выйти на работу как можно раньше, невзирая на то, что по Закону ему гарантированы «больничные» отчисления в период его нетрудоспособности. О детях так сказать нельзя – большинство наших граждан достаточно ответственны в этом вопросе. Если, не дай Бог, у малолетнего сына на коже появится сыпь или температура «перевалит» за 38, то он или она обязательно обратятся к педиатру. Министерству Здравоохранения, по всей видимости, абсолютно все равно, в какое время работает большинство граждан – поликлиники принимают население по утрам, как раз тогда, когда многие из нас едут на работу. Выход остается один – приходится отпрашиваться и мириться с этой порочной практикой. В бизнесе принято не требовать от государства «слишком много», это проявляется даже на уровне продаж товаров и услуг. Если компания-поставщик может позволить себе «долбить» своих клиентов, требуя провести оплату по счетам, то «бюджетникам» продукция отгружается, как правило, «под честно слово». Некоторые директора применяют такой же подход и к сослуживцам, понимая всю сложность вопроса и без каких бы то ни было проблем отпускают своих подчиненных по семейным обстоятельствам. К сожалению, такого понимания удостаиваются не все, что влечет за собой или увольнение «по собственному желанию», или, в лучше случае, отпуску «за свой счет». Да, налицо нарушение трудового законодательства, но кого, простите, это волнует?
Сколько можно отсутствовать на работе?
В отечественной практике предполагается, что если у сотрудника заболел ребенок и ему требуется ухаживать за ним, то будет необходимо открыть больничный лист на себя (как будто бы сам заболел). Данное правило регулируется приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 № 624н.. В частности, пункт 5 этого документа дозволяет отсутствовать на рабочем месте следующие сроки в зависимости от возраста ребенка и характера его лечения:
Возраст ребенка (лет) |
Лечение |
Оплата |
БЛ выдается |
Ограничения в год (количество дней) |
До 7 |
Амбулаторно |
10 дней исходя из страхового стажа (СС), последующие дни — 50% от среднедневного заработка (СДЗ) |
На весь период лечения |
60 |
Стационар |
Исходя из СС |
|||
7–15 |
Амбулаторно |
10 дней из СС, после 50% от СДЗ |
15 |
45 |
Стационар |
Из расчета СС |
|||
Старше 15 |
Амбулаторно |
Исходя из СС |
7 |
30 |
Стационар |
– |
– |
Как мы видим из вышеприведенных сведений, максимальный срок отсутствия на рабочем месте по болезни ребенка не должен превышать более 60 дней со дня открытия больничного листа. Стоит заметить, что данный срок может быть «разбит» на несколько частей в течение одного календарного года. Более того, исходя из текста 255-ФЗ, мы имеем возможность узнать, в каком объеме происходит финансовая компенсация родителей. В подавляющем большинстве случаев, двух полных месяцев на реабилитацию ребенка оказывается вполне достаточно. Здесь же мы можем отметить, что наше законодательство в целом либерально по отношению к личным трудностям работников. К примеру, в США и странах Западной Европы, где социальная защита населения находится далеко не самом высоком уровне (именно в разрезе нашей темы), у граждан возможность «поболеть» и «отпроситься» сведена до минимума. Наверное, этот тот яркий пример, когда ни нам надо у кого учиться, а от нас было бы неплохо перенять положительный опыт.
Что делать, если двух месяцев не хватает?
Именно этот вопрос заставляет многих граждан поломать голову, чтобы на него ответить. С одной стороны, есть закон, а с другой – острая потребность в уходе за ребенком. В большинстве случаев работники вынуждены смириться с недовольством своих начальников и предпочитают не оставлять детей в трудную как для себя, так и для них минуту. И все же, как быть с истекшими 60-днями? Здесь многое будет зависеть от характера заболевания. В вышеупомянутом документе приводится перечень болезней, которые позволяют родителю отлучиться дополнительно еще на один месяц, что в сумме дает 90 дней. Но даже если и этого мало, решение о трудоустройстве или же о выплатах страховых пособий останется в ведении работодателя. Вполне возможно, что компания примет решения войти в пресловутое положение и продолжать оплачивать больничные, но от профильного ведомства в этом случае никаких денег обратно они не получат. Более того, работодателя никто не имеет право наказывать, если он оставит работника без денег. При «среднем» раскладе, директор может перестать выплачивать «страховые», но сохранит за владельцем больничного его рабочее место, а «просроченный» больничный лист станет своего рода уважительной причиной столько длительного отсутствия.
По мнению наших клиентов по услуге «1С 8 облако» – это весьма серьезная проблема для многих молодых родителей, в особенности, если речь идет о матерях и отцах-одиночках. Не у каждого есть возможность посидеть с больным малышом дома, когда тому плохо. Бывает просто его не с кем оставить. Ладно, если есть бабушки и дедушки, дяди и тети. Но если и тех нет… А ведь таких людей множество на самом деле… Не только возможности карьерного роста, уровень заработной платы, кофе-машина на кухне и прочие «преференции» важны при выборе места работы. Личные качества непосредственного и вышестоящего начальства – это то, что может сыграть важную роль в вашей трудовой жизни. Кто знает, тот поймет, о чем мы сейчас говорим.
Читайте статью: «Опросник для персонала. Что нужно узнать у сотрудников»?
По секрету рассказали…
Рассуждая на нашу тему, появилось ощутимое желание узнать мнение владельцев бизнеса на этот счет. Как они относятся к проблемам своих подчиненных, что думают об этом и какие пути решения сложившейся проблемы они могли бы назвать. Наиболее показательным будет в этот небольшой рассказ:
«…а что думать? Я вообще, знаете ли, оформляю на работу сотрудников по ТК РФ только по той причине, что от меня это просит требует государство. Это не справедливо, когда сотрудник толком работу не делает, а я ему оклад еще обязан платить. Пусть каждый получает столько, сколько он вообще заслужил. Бухгалтер, секретарша, уборщица мне вообще никаких денег не приносят – только зарплату получают. И как вы думаете, если кто-то из них еще и по каким-то личным делам будет дома сидеть, работу кто делать-то будет? Пушкин? Нет уж. Или пусть работает или увольняется. У меня своих проблем хватает»…
«Да…» – подумали мы. Хотелось, конечно, нам сказать ему пару ласковых слов за такое отношение к подчиненным, да не стали – субординация не позволила. Однако сейчас, когда время уже прошло, хочется позвонить и все-таки сделать это. Разве так можно? Наверное, он родился не в то время и ни в том месте. Самое лучшее для него, пожалуй – быть феодалом, в чьем подчинении бы находились подневольные крестьяне. Уверены, он там, в той эпохе, себя бы нашел.
Проблема заключается в том, что не он один такой. Таких много. Разница в том, что этот господин хоть выражается достаточно прямолинейно, чем множество тех, кто под выдуманными предлогами увольняет работников в сложной ситуации, например, за какую-нибудь «несдачу аттестации» или еще что-нибудь их этой же серии. В общем, что уж там говорить…
Напоследок
В довершение всего вышесказанного не хочется завершать нашу статью грустно, с чувством как-то «безнадежности», как бы громко это не звучало. Да, есть люди-эгоисты, есть жадины, есть просты злые. Они всегда были, есть и будут. Однако их все-таки меньше в сравнении с теми, кто готов понять, готов хотя бы формально разделить переживания и помочь в трудную минуту. Речь идет о тех людях, которые не оглядываются на свои права и все равно продолжают платить, даже если могут этого не делать. Не увольняют, когда даже это им не выгодно. Без такого подхода к бизнесу не будет сплоченной команды, не будет костяка, который способен к работе в сложной ситуации. Да и вообще, не было бы нормальных человеческих отношений. Все-таки это самое главное, а все остальное уже потом.
Благодарим за внимание.