Проект «Не наш бухгалтер»: чем американский «эккаунтант» отличается от российского «БУХа»
3572

Проект «Не наш бухгалтер»: чем американский «эккаунтант» отличается от российского «БУХа»

Оглавление

    Уважаемые коллеги!

    С этого дня мы запускаем наш специальный проект с недвусмысленным названием «НЕ НАШ БУХГАЛТЕР», посвященный будням наших коллег в других странах. Понимая, что в рунете нет достаточного количества статей, посвященных этой теме, мы хотим стать первопроходцами и заложить основу для этого направления.

    Наша основная задача здесь – рассказывать не только о том, что вращается «на орбите ФНС», но и выйти за рамки этой системы, дополнив страницы Финансового блога интересным и полезным материалом. Ведь польза сводится не только к тому, чтобы в десятый или сотый раз рассказать об изменениях в ПБУ или декларации по НДС. Мы склонны считать, что важно выходить за рамки нашей повседневной жизни, смотреть на нее шире и делиться этим с читателями. Надеемся, что Вам понравится!

    В двух словах о теме

    Не многие из нас знают, что зарубежные аналоги российских должностей коренным образом отличаются по функционалу от наших. Сказать наверняка, в чем кроется причина таких различий, будет затруднительно, однако это факт. К примеру, российский менеджер по продажам – это не общемировой sales manager, хотя бы по той причине, что в первом случае мы говорим о линейной должности, а во втором – об управленческой, хотя англоязычный вариант в дословном переводе означает одно и то же с русским вариантом.

    То же самое касается и такой должности как accouter (формально «бухгалтер», но дословно «счетовод»), при том, что российский бухгалтер в сравнении с ним, не в обиду будет сказано, «младший по званию». Почему?

    Узнайте о 7 Заповедях бухгалтера-надомника

    Мнение доктора наук

    В поисках ответа на поставленный вопрос нам потребовалось обратиться к истории того, как развивалась бухгалтерия двух государств, начиная со дней ее зарождения. Любопытства ради, решили посмотреть, как к этому относится официальная наука.

    К нашему удивлению мы нашли ответ на этот вопрос. В частности доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой статистики, учета и аудита Санкт-Петербургского государственного университета Соколов Ярослав Вячеславович склонен полагать, что российская бухгалтерия, с ее основополагающими принципами зародилась еще в период существования СССР, в отличие от американской модели, «возраст» которой чуть менее 300 лет. Советская бухгалтерия была направлена на то, чтобы сохранить, «не разбазарить» (это уже наше слово) социалистическую собственность.

    Сам подход к воспитанию молодых специалистов, общественная мораль и прочие факторы несли именно эту идею, что в итоге отразилось не только на страницах нормативной документации, но и в самом мышлении наших коллег, ставшее, отчасти, передаваться из поколения к поколению. Этот базис принципиально отличается от американской формы, где капитализм был изначально взят за основу государственной политики.

    Частная собственность, желание приумножить капитал, элементарные возможности «личностного роста» приняли форму настоящего «локомотива» в желании увеличить прибыль предприятия. Говоря более грубо, советский бухгалтер стремился «сохранить то, что есть», а его иностранный коллега – «приумножить то, что есть». В дальнейшем это переросло в долгосрочный тренд, формировавший методики обучения новых сотрудников, задействованных в области бухгалтерского учета.

    Что это дает сегодня? – Больший функционал в работе американца.

    Дело в том, что большая часть тех обязанностей, которая лежит на плечах российского бухгалтера за рубежом, уже давно осуществляется с помощью специализированных программ. Да, мы обеспечены сейчас должным количеством программного обеспечения для выполнения своей работы (1С онлайн нам нужен, без него никак), но не только в США, а еще и во многих других развитых капиталистических странах налоговая отчетность, бухгалтерский учет ведутся практически в автоматическом режиме. Спрашивается, что ему (иностранцу) остается делать?

    Его основные усилия направлены на оптимизацию расходов, подсчет прибыли, ее анализ, и нахождение путей для ее существенного прироста. В России этим занимается коммерческий директор, а «за бугром» – штатный «счетовод». Более того, если в одном отделе таких счетоводов несколько, то над ними главенствует «general accouter», т.е. «главный», курирующий их работу.

    Это у нас в России бухгалтера частенько говорят, что они не распоряжаются финансами организации, что директор «решает все вопросы», и что они не имеют никакого прямого отношения к формированию финансовой политики. Как вы понимаете, «там» дела обстоят совершенно по-другому, но есть и общие моменты. К сожалению, нам не в достаточной мере хватает компетенции судить, как именно ведется бухгалтерский учет у американских «эккаутантов», но, по некоторым сведениям, там тоже многое отличается от «нашего».

    К примеру, тот же Ярослав Вячеславович пишет, что американская бухгалтерия придерживается десяти основополагающих принципов бухгалтерского учета, среди которых есть «двойственность» (каждый факт хозяйственной жизни должен быть отражен дважды в одинаковой сумме — по дебету одного и кредиту другого счета – у нас это есть), «измеритель» (т.е. только выраженный в деньгах факт хозяйственной жизни может стать объектом бухгалтерского учета – это тоже есть), а также «консерватизм» (если себестоимость объекта выше его продажной цены, т.е. в случае потенциального убытка, объект показывается в отчетности по продажной цене. А вот здесь под вопросом).

    Больше обязанностей, значит, больше зарплата? – Да, безусловно.

    Абсолютно справедливо считать, что если у работника большее число обязанностей, а также требований к квалификации, то его доход должен быть больше. В США в зависимости от штата доход бухгалтера составляет от 70 000 до 110 000 долларов в год до вычета налогов (а Америка «славится» своей «обдираловкой»). В пересчете на месяца получается 5830 – 9160 долларов. С учетом того, что фактически «на руки» они получают, примерно, половину от этих сумм, то итогом можно считать доход в 2800 – 4600 ежемесячно (хотя зарплата у них выплачивается каждую неделю).

    Считается, что на содержание семьи из четырех человек этих денег должно хватать, но с существенной натяжкой. Наш же бухгалтер с доходом в 500-700 долларов в месяц четырех человек точно «не потянет»…

    Плюс ко всему прочему важно понимать, что уплачивая фантастические по российским меркам налоги, американцы взамен от государства получают развитую инфраструктуру, лидирующую в мире медицину и прочие «блага цивилизации», доступные у нас в стране только избранным.

    При этом нельзя сказать, что «они там у себя» живут существенно лучше – также «бодаются» с налоговиками, отчисляют деньги в фонды, судятся с сотрудниками и т.д. Кстати, налоговики у них будут «пожестче» наших, ибо американская налоговая система, по нашему скромному мнению, – это мафия мирового масштаба (да-да, именно так).

    Есть ли нам смысл ориентироваться на них? – Не понятно, но надо подумать…

    На первый взгляд может показаться, что американские бухгалтера – это те гуру, которые с легкостью справляются со своей работой в суровых условиях капиталистической действительности. Отчасти это правда, но и нам не стоит умалять своих заслуг. То, с чем нам, порой, приходится сталкиваться на местах, заслуживает куда большего уважения, нежели то, чем, возможно, гордятся партнеры.

    Да, во многом они обгоняют нас в квалификации, в объеме обрабатываемой информации, но у них нет тех ресурсов, которые есть у нас. Что отличает русского человека от «иностранщины»? Конечно же, смекалка! А вы думаете, что она не нужна в работе с нашими органами власти? Да бросьте, не нам вам об этом рассказывать…

    Хотя, с другой стороны, если посмотреть на этот вопрос, от них тоже стоит чему-то поучиться. Вот, к примеру, для того, чтобы «у них» стать бухгалтером, необходимо пройти жесткую процедуру аттестации и только после этого будет выдана лицензия с правом занимать эту должность. У нас же, порой, на работу берут всех, кому не лень. Главное, чтобы они соглашались на тот мизерный доход, который им предлагается. Мы считаем, что это проблема, т.к. полноценная и, мы бы так сказали, «полноформатная» система проверки профпригодности по определению необходима в современном деловом мире.

    Все это делается для того, чтобы ты, например, придя к ветеринару, был абсолютно точно уверен, что он вылечит твоего кота, или, обратившись к юристу, ты точно знал, что получишь от него компетентный ответ. Соответственно, общество тоже будет ожидать от тебя соответствующих знаний и навыков. А у нас, получается, одна сплошная «благотворительность»… Берем на работу людей без элементарных навыков, а потом ходим и нервничаем от этого…

    Ставим многоточие

    Дорогие коллеги! Мы постарались затронуть ключевые отличия, существующие между американским и российским бухгалтером, но, как вы видите, у них тоже есть проблемы, свойственные нашей деловой жизни. Во всяком случае, стоит держать в уме одну простую вещь: у «них» там все построено таким образом, что специалист вынужден постоянно развивать свои профессиональные навыки.

    Если он этим по какой-то причине не занимается, то за очень короткий срок он станет неконкурентоспособным на рынке труда, что неизбежно повлечет за собой неприятные последствия в виде сложностей в трудоустройстве. Возможно, нам стоит взять это на вооружение, ибо в учебе нет ничего плохого. Согласитесь?

    Мы не прощаемся и желаем Вам удачи в ваших начинаниях!..

    (Рейтинг: 5 ,  Голосов: 1 )

    Поделитесь статьей в соцсетях

    Загрузка....
    Получайте свежие новости из мира бухгалтерии и финансов!
    Подпишитесь на email рассылку
    email

    Оставить комментарий

    Отправляя комментарий, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в рамках Политики конфиденциальности.
    Girls in banner.
    Girls in banner.

    1С в облаке — бесплатно!

    Оцените преимущества аренды 1С — используйте тестовый период.
    1732229229