Доступ в 1С
Написать директору

Методы эффективной борьбы с ленью персонала | Блог для бухгалтера

Методы эффективной борьбы с ленью персонала

11.01.2018
297

С ленью должен бороться сам сотрудник, а не его руководитель – это главное правило

Ну, что же, дорогие читатели!

Вот и подошли к концу долгожданные новогодние каникулы. За это время кто-то успел хорошо отдохнуть, съездить за границу, посмотреть, как же живут люди «за забором», а кто-то посчитал нужным и лучшим для себя провести это время дома в кругу семьи. Мы очень надеемся, что ваш отдых прошел именно так, как вы того хотели и теперь готовы для новых свершений в 2018 году. 

Для тех же, у кого праздники еще продолжаются в виде очередного оплачиваемого отпуска рекомендуем ознакомиться с нашей статьей о том, как собирались провести выходные наши коллеги в первые дни наступившего года.

Теперь же давайте поговорим о последствиях хорошего отдыха, которые, давайте в этом признаемся, очень часто сопутствуют работе в первые январские дни. Речь идет о лени-матушке, которую мы так любим холить и лелеять. У достаточно трудолюбивых людей она самоустраняется сразу после полного погружения в рабочий процесс, а у других не пропадает и в течение всего последующего года. 

Мы поговорили с людьми, которые разбираются в данном вопросе и подготовили для вас небольшую подборку эффективных методов борьбы с ленью персонала. Признаться, получилось не совсем то, что мы ожидали, но к сказанному мы по традиции дадим свои комментарии.

Контроль результата или контроль процесса? Одно слово – КОНТРОЛЬ!

Увы, но наши дорогие руководители в большинстве своем не придумали ничего лучше, чем заниматься контролем работы своих подчиненных. Кого-то вполне устраивает установленная форма отчетности за определенный период (день, неделя, месяц), кто-то идет дальше и устанавливает видеокамеры в офисе, устройства по определению количества входов и выходов сотрудника через офисную дверь. 

К этому же перечню можно смело приписать ПО, позволяющее делать снимки с мониторов подчиненных, запись звука под столом и т.д. Спрашивается, насколько это эффективно? Один из наших собеседников из числа пользователей услуги «Аренда 1С» сообщил, что такой подход дает определенные результаты. Вот, что он сам сообщил:

(к слову сказать, это директор по персоналу):

«В работе с персоналом мы придерживаемся одного ключевого правила – проверяй и не доверяй. Несколько лет тому назад мы столкнулись с резким ростом текучки кадров, и ее причиной стал наш мониторинг деятельности сотрудников. В ходе проверки выяснилось, что больше половины наших работников не в полной мере выполняют свои должностные обязанности. 

Дело в том, что мои бывшие коллеги из числа руководящего состава не в достаточной мере уделяли внимание контролю качества работы, а также соблюдению регламента работы. Пришлось со многими попрощаться и начать преобразования в сфере кадрового делопроизводства. Как я уже сказал, мы взяли за правило не доверять нашим сотрудникам и исходить их тех соображений, что каждый наемный работник не может быть на 100% мотивированным в том, чтобы проявлять искреннюю преданность общему делу. 

Признаемся честно, нам этого от них и не надо. Будет вполне достаточно просто делать свою работу хорошо. Ввиду этого мы используем самые передовые методы контроля. Речь идет о специализированном ПО, разработанном специально под наши нужны».

- Вы не могли бы рассказать немного о том, как «разоблачить» бездельников, если таковые у Вас, конечно, остались после столь масштабных реформ?

«Конечно, всех тонкостей и нюансов я Вам не расскажу, но с одной «фишкой» поделюсь. По договоренности с администрацией бизнес центра, где базируется наш офис, мы получили доступ к камерам видео наблюдения по всему этажу. Теперь нам хорошо известно о том, чем занимаются наши работники, когда выходят из офиса»…

- Скажите, а как персонал реагирует на происходящее? Люди не чувствуют некоего «давления» от того, что за ними неустанно следят?

«Не скрою, этот вопрос периодически поднимается на совещаниях с активом работников. В первую очередь, они жалуются на то, что нормы выработки для линейных сотрудников кажется им «непомерным». Мы стараемся игнорировать подобного рода возмущения, ссылаясь на то, что мы не выходим за рамки предписаний ТК РФ».

Что уж тут сказать – хозяин-барин. Как решил, так оно и будет. Обычно в таких случаях все недовольным говорят: «Если не нравится, то уходите». Смеем предположить, что и здесь происходит подобная ситуация. 

И все же мы склонны полагать, что проблема с ленью, а также с первопричиной этой лени никуда не уходит, а наоборот, только возрастает в умах работников. Наш собеседник считает, что тотальным контролем можно решить эту проблему и, по его словам, ее решение проходит весьма успешно. Возможно, он получает именно то, что хотел – строгой дисциплины, выполненных процессов, и, наверное, результатов.

Не так давно нам на глаза попалась одна очень интересная статья, посвященная так называемому «социально-ответственному бизнесу». Этот термин предполагает, что политика компании направлена не только на получение коммерческой выгоды, но и на выстраивание ее таким образом, чтобы она приносила материальную и нематериальную пользу сотрудникам. 

Можем ли мы сказать в данном случае о некой социальной ответственности перед персоналом, когда речь идет о ломке психики? Едва ли. В этом мы абсолютно уверены. Наше мнение разделяет другой клиент по услуге «1С Онлайн» (уже из числа штатных бухгалтеров):

«Я терпеть не могу, когда за мной следят. На мой взгляд, в работе очень важно доверие и личная ответственность сотрудника за вверенный ему участок общего дела. Если это качество есть в человеке, то вопрос о лени отпадет сам с собой. «Подглядывать» и «подслушивать» за своим же персоналом – это то же самое, что выстроить стену непонимания между начальником и подчиненным. 

Возможно, это где-то и будет работать, но надо, чтобы в организации данные меры неукоснительно соблюдались всеми, а не только линейным персоналом. Я думаю, что едва ли что-то хорошее выйдет из того, когда начальство вечно где-то «пропадает», в то время, как сослуживцы обязаны каждую минуту находиться на своем рабочем месте».

Данное мнение, на наш взгляд, вполне достойно того, чтобы стать альтернативой жесткому контролю. Особое внимание здесь хочется обратить на слово ответственность. Кстати, а что это такое? Обратимся к толковому словарю:

Ответственность – это необходимость, обязанность давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их последствия.

Согласитесь, что именно ответственности, как правило, нет у лентяя, верно? Но разве можно этой ответственности кого-то научить в корпоративной среде? Давайте попробуем сделать шаг к этому, дав несколько рекомендаций:

  1. Зона ответственности должна быть у каждого сотрудника, невзирая на то, какую именно должность он занимает. Данные о ней регламентируются не только трудовым законодательством и локальными актами компании, но также и после личного диалога с непосредственным руководством. Любой сотрудник должен четко понимать, за что он должен нести ответственность и предоставлять отчет;

  2. У каждого должен быть определенный перечень задач, который ему необходимо выполнить в течение дня. Понимание этого позволит работнику грамотно включиться в рабочий процесс и распределить время таким образом, чтобы успеть все сделать качественно;

  3. Порицание лени и непрофессионализма должно исходить не только от высшего руководства, но и от сотрудников внутри отделов. Если это правило является частью корпоративной культуры, то «хронические бездельники» в организации просто не приживутся и на их место рано или поздно придут люди, способные к работе и заинтересованные в ней;

  4. Система отчетности нужна и необходима, но посыл, с которым она вводится, должен базироваться на прогнозировании деятельности, а не на ее контроле. В противном случае владелец бизнеса будет получать не конечный результат, а только «бурно протекающие процессы». Уверены, что с подобной проблемой управленцы сталкиваются очень часто. В целях недопущения подобного рода «активности» важно договориться с сотрудниками об очень простом условии: «Сказал - сделал». Те, кто потенциально мог бы плевать в потолок в офисе все же начнут сдерживать свои обещания и сами со временем поймут, что это гораздо выгоднее даже с точки зрения собственного авторитета;

  5. Нужно принимать участие в корпоративной жизни работников, но не лезть в их работу. Часто новые сотрудники испытывают на себе мелочную опеку со стороны своих «наставников». Кому-то она по душе, но ничего, кроме несамостоятельности и «профессиональной инфантильности» она не дает. Здесь следует быть внимательнее. Не лишним узнать у работника, как обстоят его дела, с чем он успел столкнуться в течение рабочего дня или недели. Выглядеть это должно ненавязчиво, тогда подчиненный не почувствует себя «брошенным», но и «контролируемым» он себя тоже не ощутит.

Выводы

Как следует из нашей статьи, именно на основе ответственности и внимания строятся методы борьбы с бездельем в отличие от расхожего мнения о том, что благодаря тотальному контролю можно заставить сотрудников работать. Важно понимать, что метод «кнута и пряника» – это не более чем манипуляция, не достойная социально-ответственного бизнеса. Важно прислушиваться к своему персоналу, не идти у него на поводу, ставить четкие и выполнимые задачи с конкретными сроками их решения. 

Благодарим за внимание! До скорого!

Вам может быть интересно:
Подписка на новости Узнайте важную информацию первыми!
Поле email не должно быть пустым