Не так давно в поле зрения общественности попала инициатива от чиновников, предполагающая внедрить ГОСТ для интернет-магазинов. К началу обсуждений был подготовлен сам документ Стандарта, суть которого сводится к тому, чтобы повысить «системность» в интернет-ритейле, синхронизовать предписания НК РФ с правилами онлайн-коммерции, или, другими словами, просто «навести порядок» в этой сфере деятельности. Очень много в ней найдется тех, кто не платит налоги, кто предлагает некачественный товар или не соблюдает своих же правил торговли (попросту, обманывает покупателей). Идея, в целом, хорошая и даже востребованная в нынешних условиях. Но…
Совершим попытку разобраться, какие стороны интернет-торговли затрагивает наш ГОСТ, «кому на Руси» от этого должно стать «жить хорошо», почему к этой теме пришли только сейчас и, по традиции, сделаем несколько предположений касаемо того, приживется ГОСТ в наших российских реалиях или же снова превратится в очередной рычаг воздействия фискального аппарата.
Что отражает ГОСТ?
Согласитесь, когда мы приходим в магазин и видим на упаковке сливочного масла хорошо знакомую нам аббревиатуру из четырех букв, то нам в некоторой степени становится спокойнее. Мол, продукт прошел государственный контроль, сделан по единому стандарту – за его качество можно не волноваться. Это в нас «звучит голос» той самой эпохи, когда такое понятие, как «государственный стандарт» было куда более, чем нечто надежное. Как же нам быть с интернет-магазинами? Сможем ли мы зайти на сайт некой фирмы, поставляющей через интернет одежду и сказать: «Да, тут все по стандарту» или «Да, вот тут меня не обманут». По мнению инициаторов, именно так и должен сказать потребитель. Согласно данному нововведению, которое по предварительным оценкам должно вступить в силу примерно в 2018 году, потенциальный клиент такого интернет магазина должен:
-
Во-первых, обратить внимание, что на сайте ему будет представлен «доступный интерфейс»;
-
Во-вторых, в его распоряжении будут полные реквизиты юридического лица продавца;
-
В-третьих, к товару в обязательном порядке будут предложены разноплановые фотографии и, что главное, сертификаты, которые будут отражать стандарты производства этого товара, а также прочие полезные сведения.
Разве плохо? Похоже, что нет. Однако, по мнению некоторых экспертов АКИТ (Ассоциации компаний интернет-торговли) введение ГОСТа для интернет-магазинов носит скорее «имиджевый», нежели практический характер. В частности, речь идет о том, что государство, внедряя ГОСТ, фактически признает за сферой «e-commerce» право на существование и начинает воспринимать ее как нечто «отдельное» от «классической» торговли. Кому на руку этот положительный имидж – не понятно. Мы и так считаем вполне себе естественным, купить что-нибудь на хорошо знакомой нам площадке. Некоторые себе и жизни без этого представить уже не могут. Здесь снова возникает вопрос о своевременности «признания», но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Что бы сказали юристы?
И все же, внедрение какого-либо стандарта в разрозненную сферу интернет-торговли просилось давно. По всей видимости, наш новый ГОСТ не привносит практически ничего нового, однако, он дает определения некоторым понятиям, которых на сегодняшний день нет в текущем законодательстве. Например, в НК РФ имеет место быть «дистанционная торговля», которая не в полной мере отражает суть онлайн-торговли. Введение ГОСТа предполагает узаконивание понятий «интернет-продавца», «интернет-покупателя», «интернет-площадки» и некоторых других. В определенном смысле это наделит большим правовым статусом продавцов, покупателей, а также места, где совершаются сделки, что в будущем должно обеспечить их более надежные позиции в правовой сфере, например, в ходе судебных разбирательств. В настоящий момент, как отмечают некоторые юристы, в текущей судебной практике есть немало прецедентов, подтверждающих слабую защищенность продавцов по отношению к действиям неблагонадежных покупателей. Если с правами потребителей в нашей стране все более-менее строго, то с положением продавцов все не так просто. Обманул клиент, и как, спрашивается, заставить его ответить по закону?
Так кому же станет хорошо?
Изначально авторы инициативы ссылались на то, что внедрение ГОСТ для интернет-магазинов будет служить в защиту прав потребителей. Как считают инициаторы, сегмент онлайн-торговли практически не контролируется государством и надзирательными органами, тем более, если речь идет о так называемых «частных» интернет-магазинах, т.е. тех, которые принадлежат не юридическим, а физическим лицам. Предполагается, что если сайт будет обеспечен «доступным интерфейсом», полными реквизитами продавца (в том числе и номером телефона генерального директора, между прочим) и не менее, чем двадцатью фотографиями одного товара, то проблем должно стать меньше. По крайней мере, если некая экспертная комиссия не признает за интернет-магазином его соответствие Стандарту, то этот сайт, получается, могут просто не запустить. Следовательно, уже совсем скоро, в 2018 году, нас ожидает совершенно «причесанный» онлайн-ретейл с абсолютно прозрачными правилами торговли, что должно создать в потребительской среде возрожденное ощущение надежности. Искренне хочется на это надеяться. Однако, скептические настроения среди владельцев торговых площадок уже есть. Вот хотя бы некоторые из их предположений:
-
Крупным торговым площадкам, которые укрепились за годы работы на рынке, будет несложно адаптироваться к новым правилам – они имеют достаточно ресурсов для того, чтобы при необходимости «переделать» свои порталы под требования ГОСТ, чего нельзя сказать о мелких продавцах;
-
Новым предпринимателям будет сложнее выйти на рынок, т.к. в обязательном порядке от них потребуется оформление юридического лица, что априори более хлопотное занятие, чем работать с позиции физического лица;
-
В виду этого, они могут «не открыться», опасаясь за то, что понесут финансовые затраты на все «бумажные» хлопоты, будучи неуверенными в получении гарантированной прибыли от своего бизнеса;
-
Считается, что внедрение ГОСТ в обязательном порядке повлечет за собой создание некой комиссии, которая будет проводить регулярные проверки сайтов на соответствие новым правилам. А, как известно, где проверки – там и бюрократия.
-
Никто не отменял разночтения в документе. К примеру, уже сейчас коммерсанты задаются вопросом, что же это такое «доступный интерфейс»? Соответственно, как, кто и каким образом будет определять его «доступность»? Неудивительно, почему именно такая формулировка вызывает вопросы, т.к. именно неточные выражения противопоказаны официальным документам.
В виду этого мы делаем вывод, что нововведения должны быть на руку в первую очередь потребителям, нежели владельцам интернет-магазинов. Для первых должен быть обеспечен достойный уровень надежности при заключении сделок и возможность на предварительном этапе с максимальной достоверностью получить представление о покупаемом товаре, а для вторых остаются только хлопоты по обеспечению этих возможностей для потребителя. И все же это хорошо. Посудите сами, если мы будем иметь дело только с проверенными интернет-магазинами и покупать именно те товары, в которых мы удостоверились, то это станет залогом еще большего развития электронной коммерции. В свою очередь для продавцов останется стимул быть «на уровне» и в ходе конкурентной борьбы совершенствовать свой бизнес. Да будет так…
Не поздно ли мы пришли к этому?
Нет, не поздно, но можно было и раньше. Первые разговоры о введении некого Стандарта для электронных площадок стали появляться в 2012 году, но, как видно, к этому приходим мы только сейчас. Что мы упустили за эти 5 лет? Во-первых, на протяжении этого существенного срока казна недополучила миллиарды рублей налоговых сборов, т.к. уж больно много можно найти коммерсантов, кто работает и по сей день «втемную», во-вторых, качество многих торговых площадок остается на крайне низком уровне (в особенности, это касается регионов), в-третьих, из-за отсутствия должного уровня контроля за этим сегментом рынка, мы увидели множество разорившихся предпринимателей и обманутых покупателей. Как вы думаете, много ли заработает коммерсант, если его сайт не вызывает доверия? Мы полагаем, что немного, в виду чего его торговля становится убыточной, и он вынужден закрывать или продавать свой бизнес. При этом сейчас, в условиях достаточно напряженной экономической обстановки в стране любые инвестиции, любой приток иностранной валюты в казну должен положительно отразиться на благосостоянии как государства, так и его населения. Представьте, если данный ГОСТ будет отвечать не только отечественным, но и зарубежным требованиям «e-commerce». Вполне возможно, что в него захотят «вкладываться» зарубежные инвесторы, что в некотором смысле сможет «оживить» нашу экономику. Это хоть и позитивные, но все же вполне себе реальные перспективы.
Что мы можем ожидать?
До вступления в силу ГОСТ для интернет-магазинов остается по меньшей мере 1 год – весьма несущественный срок для наших законодателей. За это время потребуется сделать очень многое – проработать все детали, еще раз проконсультироваться с ключевыми игроками рынка, проанализировать потребности как продавцов, так и покупателей, удалить из текста спорные формулировки и дать ключевым понятиям точные определения. Если все будет сделано правильно, то нас ожидает достаточно комфортное интернет-пространство, где мы сможем совершать покупки на качественно новом уровне. Однако, не стоит забывать и об особенностях внедрения чего-то нового в нашу жизнь. Ни для кого ни секрет, что любые нововведения редко приживаются в наших реалиях «без сучка и задоринки». Вполне может быть, что данный Стандарт по определению лишит многие интернет-площадки некой «уникальности», сделав их типовыми по отношению друг к другу. Более того, не заставит ли это многих предпринимателей повышать цены на свои товары? Как раз этим вопросом задается штатный потребитель. Мы предполагаем, что такое может быть. Если подсчитать затраты начинающего предпринимателя на открытие своего бизнеса и регулярные налоговые отчисления с оборота (хотя бы 1% на УСН), то несложно предположить, что соблазн компенсировать финансовые траты за счет потребителя у налогоплательщика может возобладать. В любом случае, поживем – увидим. Русское «авось» с точки зрения покупателя здесь будет не лишним.