В любой компании рано или поздно начинаются разговоры о проведении очередного корпоратива. Может быть, новогоднего, а может и нет – это не настолько важно. Но нас интересует, , сколько на все это будет потрачено денег и как их придется «раскидывать» по счетам. Более того, нам было бы неплохо узнать о том, как эти траты будут влиять на сдачу налоговых деклараций и уплату самих налогов. Мы как раз и поговорим с вами на этот счет, делая акценты на наиболее популярных видениях того, как правильно отразить затраты на очередное пьянство празднество. Как выяснилось, фантазия в этом вопросе у наших коллег работает должном уровне, так что краснеть не приходится.
Неудобства
На одном достаточно известном бухгалтерском интернет-портале нам попалась запись, где бухгалтера делятся своим опытом отражения соответствующих затрат. Что там только не писали, однако здравое зерно все-таки отыскать в этом получилось. Стоит отметить, что записи были сделаны ни много, ни мало в 2011 году и на тот момент уже многое успело измениться. На основании прочтенного текста, сложилось впечатление, что с профессиональной точки зрения бухгалтера в принципе не любят подобные праздники. На это есть несколько причин: во-первых, суммы, которые тратятся за застолье, как правило, не ограничиваются одной сотней тысяч рублей, а могут «переваливать» и за миллион. Такие траты необходимо как-то учитывать, при этом корректно исчислить налоговую базу. Во-вторых, тратя крупные суммы денег, к примеру, перед Новым годом, директор обязательно начнет считать каждую копейку уже после всех событий, скажем, в январе-феврале. Что касается самого праздника, то у каждого конкретного человека к ним свое отношение. Кому-то в радость повеселиться, кто-то же всячески старается избегать эти действа. В любом случае, данное событие вынуждает бухгалтеров что-то предпринимать, дабы, и работу свою выполнить добросовестно, и чувствовать себя комфортно.
Как «выкручивались» раньше
Как это было сказано выше, есть несколько популярных в «былые времена» способов отражения данных затрат. Остановимся более подробно на каждом из них:
Вариант №1: «Выплата премии»
Представим себе ситуацию, что в ООО «Песня и пляска» руководство принимает решение отметить предстоящий праздник в ресторане. На все застолье директор готов выделить из бюджета около одного миллиона рублей. Мероприятие должны будут посетить приблизительно 50 человек. Что делать в этой ситуации, если нет желания использовать деньги расчетного счета и перечислять их напрямую ресторану? Правильно! Нужно выдать сотрудникам премию! Вас что-то удивляет? Да, нам тоже сначала было интересно, но потом умысел стал понятен. Директор ООО «Песня и пляска» распоряжается выдать каждому сотруднику премию, общая сумма которых по компании составит приблизительно один миллион рублей, а далее попросит их «скинуться» на корпоратив. Де-юре банкет будет оплачен физическими лицами, а де-факто организация снимает с себя какую бы то ни было ответственность перед другим юридическим лицом – рестораном. Все бы это ничего, правда есть несколько объективных минусов, собственно, это и объясняет то, почему сейчас данным методом практически никто не пользуется. Фактически каждый сотрудник, который пойдет на корпоратив, получает премию. Это значит, что с этих сумм необходимо уплатить НДФЛ и сделать отчисления в ПФР. Даже если не брать в расчет Пенсионный Фонд и исходить из ставки 13% НДФЛ, то сумма получается немаленькая – 130000 рублей сверху. Дорого обходится. Более того, в некоторых компаниях возникала дополнительная проблема. Инспекторы ФНС в ходе налоговой проверки интересовались, на какой основе сотрудникам была выдана премия? За выдающиеся производственные результаты или за выполнение плана работ? Если за то и за другое, то имеются ли на этот счет записи в локальных актах? А премии всегда так выдаются? Приблизительно на такие неприятные и заискивающие вопросы приходилось отвечать нашим клиентам, кто взял у нас в свое время 1С в аренду недорого.
Вариант №2: «Тимбилдинг»
Вот еще один интересный вариант. Некоторые бухгалтера когда-то приравнивали корпоративы к мероприятиям, нацеленным на сплочение коллектива в единую команду (тимбилдингу). В подавляющем большинстве случаев мероприятия тимбилдинга проходят в тренинговых центрах, если речь идет о так называемом «мозговом штурме». В этом случае, руководству компании, а также бухгалтерам не приходится доказывать налоговикам экономическую целесообразность этих трат, но, спрашивается, как наши коллеги иногда поступают? Предположим все то же ООО «Песня и пляска» решается провести «сплачивающее» событие в одном из ресторанов. Руководство предполагает, что сотрудники ФНС никогда не узнают, да и в принципе не смогут знать о том, чем именно они (сотрудники) будут там заниматься. Как бы не так. Расходы, понесенные на оплату услуг ресторана, могут быть затребованы в Налоговой. Далее посыплются вопросы на предмет того, почему с виду «обучающее» мероприятие проходит именно там, где «выпивают и закусывают». В случае судебного разбирательства, компании, скорее всего, придется очень долго это обосновывать. Спрашивается, нужно ли это в принципе, когда есть другой, более надежный путь? Конечно, нет, но об этом пути расскажем немного позже.
Вариант №3 «Представительские расходы»
Не так давно мы уже писали о том, что можно отнести к представительским расходам, а что к ним не имеет никакого объективного отношения. Кстати, расходы на корпоратив с точки зрения его «классического» понимания, не относится к представительским расходам. Почему? Да хотя бы по той причине, что речь не идет о деле, которое в принципе не носит официальный деловой характер – именно это и является предметом и «декорациями» того, где компания несет представительские расходы. Корпоративное мероприятие в ресторане нацелено на развлечение сотрудников и ни о каком заключении новых договоров речи не идет. Если раньше от случая к случаю такой подход к отражению затрат еще мог «пройти» в ФНС, то сейчас дела обстоят совсем по другому, поэтому про такой способ лучше вообще забыть. И все же, если вы планируете пойти именно по такому пути, то к этому есть смысл подготовиться заранее. В частности, от бухгалтера потребуется составить план вечеринки, указать представителей других компаний, который будут там присутствовать. После того, как празднество состоится, будет необходимо составить акт по результатам проведенного мероприятия, утвержденный руководителем организации с указанием сумм фактически произведенных расходов.
Как бухгалтера делают это сейчас
Исходя из предыдущих примеров, мы можем сделать вывод, что бухгалтера старались всячески замаскировать расходы на корпоратив под видом других расходов. Сейчас времена немного изменились и поэтому таких существенных проблем возникать не должно. В частности на сегодняшний день есть актуальное письмо Минтруда от 24.05.2013 № 14-1-106, в котором доподлинно сообщается, что корпоративные расходы не облагаются страховыми взносами. Это значит, что позиционировать эти траты в качестве тех же премий нет никакого смысла. Корпоративы очень часто проходят в ресторанах, куда привлекают ведущих назначенной шоу-программы. На этом примере распишем наиболее популярные проводки, скажем так, «опробованные временем»:
>Дебет |
Кредит |
Сумма |
Содержание операции |
Услуги кафе |
|||
91/2 |
60 |
*** |
Приняты к учету услуги кафе по банкетному обслуживанию и аренде зала на основании акта об оказанных услугах |
19 |
60 |
*** |
Принята к учету сумма НДС со стоимости услуг кафе |
91/2 |
19 |
*** |
Сумма НДС списана на прочие расходы |
60 |
51 |
*** |
Перечислены денежные средства в оплату услуг кафе |
99 |
68/Налог на прибыль |
***. |
Отражено постоянное налоговое обязательство |
Услуги тамады |
|||
91/2 |
76 |
*** |
Приняты к учету услуги тамады на основании акта об оказанных услугах и договора. |
76 |
68/НДФЛ |
*** |
Удержан НДФЛ с суммы вознаграждения физическому лицу |
76 |
51 |
*** |
Перечислено вознаграждение физическому лицу за услуги тамады |
91/2 |
69 |
*** |
Начислены страховые взносы с суммы вознаграждения по договору гражданско-правового характера |
99 |
68/Налог на прибыль |
*** |
Отражено постоянное налоговое обязательство |
Очевидно, что текущий подход гораздо проще предыдущих, и он не предполагает необходимости что-либо «выдумывать» и маскировать. А помимо всего прочего, с легкостью и удобством все операции можно провести, воспользовавшись нашей услугой «1С в облаке». Тратьте меньше и получайте больше! Это самое лучшее соотношение!
Выводы
На основании полученных данных мы приходим к выводу, что за последние годы ситуация с корпоративными мероприятиями и учетом расходов изменилась в лучшую сторону. На лицо стремление Минтруда шагать в ногу со временем и адаптировать нормативную базу под текущие потребности деловой среды. Однако, к большому сожалению, некоторые разъяснения поступают к налогоплательщикам с определенной долей запоздания. Как решить именно эту проблему не знает никто. Наверное, нам так и придется ждать нескольких вещей: у моря погоды и то, когда госаппарат начнет реагировать на обращение граждан быстрее.
Желаем вам удачи!