День получения заработной платы – важное и, как правило, радостное событие в жизни работника. Обычно, к этому дню он уже наверняка знает, на что ее потратит, и среди этих целей обязательно найдется несколько тех, на которые средств, как на зло, не хватает. И вот работник начинает ломать голову, сокрушаться, думая, где достать столь необходимые финансы. А затем его посещает великолепная мысль: «Так я ведь уже наработал на премию»! Далее он собирается с духом, репетирует несколько важных фраз и идет к своему руководителю:
- Иван Иванович! Можно?
- Да, проходи.
- Иван Иванович, я хотел у Вас спросить, сколько мне полагается премия за предыдущий квартал?
- Нисколько. Тебя это удивляет?
- Ну… Я ведь хорошо работал…
- Работать «хорошо» - значит, получать зарплату. А получать еще и премию – это работать «отлично», мой дорогой.
Премии нравятся всем работникам, но обязан ли их платить работодатель? А если обязан, то с какой периодичностью? Почему кто-то получает премию, а кто-то ее не видит годами? Ответы на эти и некоторые другие вопросы далее в нашей статье.
Читаем Трудовой Кодекс
С точки зрения трудового законодательства Российской Федерации работодатель имеет право поощрять работников за их достижения в рамках выполнения должностных обязанностей – так в интерпретированной форме звучит статья 129 ТК РФ. В частности, директор небольшой организации (численность коллектива не уточняется) может самостоятельно определять, каких работников (имеются в виду занимаемые ими должности), в какие сроки, в каком виде и в каком размере он может премировать по итогам работы – это уже отчасти статья 309.2 ТК РФ. В этом отношении Трудовой Кодекс встает целиком и полностью на сторону работодателя, оставляя ему право самостоятельно принимать решение о премиях. Однако, любая выплаченная премия не должна носить разовый характер, если только это не прописано в локальных актах компании. В большинстве случаев добросовестные работодатели в целях обеспечения достойных условий труда принимают решение о выплате премий поквартально, что однозначно носит перманентный характер выплат.
Но опять-таки, обязан ли в нашем случае выплачивать премии работодатель? – Нет не обязан.
А если работник трудился сверхурочно, выполнял отдельные поручения руководства, не входящие в его норму труда? – Тогда обязан.
А если премирование за сверхурочную работу не прописано в трудовом договоре?Должно быть прописано, иначе это будет считаться нарушением ТК РФ, в частности, статья 129.
В виду этого нашему дорогому работнику, озаботившемуся частотой и правилами выплат премий, необходимо еще раз перечитать свой трудовой договор с компанией. Оказывается, что работодатель совершенно не обязан выплачивать премии в том случае, если его должностные обязанности не предполагают ненормированный рабочий график, если его труд не выходит за рамки нормы. Однако, работодатель в целях поощрения работника именно задобросовестный труд имеет право премировать, как это и было сказано в ст. 129 ТК РФ.
Мы сейчас с вами говорим о малых предприятиях. С крупными организациями ситуация может обстоять по-другому.
В частности, если речь идет, скажем, о неком крупном заводе, который работает с государственными заказами, тем более, если работает на оборонную промышленность, то вопрос с выплатами премий стоит более остро. В данном случае руководитель такого предприятия не имеет права самостоятельно принимать решение по выплате премий, их частоте и размере. В обязательном порядке этот вопрос должен быть согласован с рабочей комиссией, состоящей из членов трудового коллектива или же с профсоюзом. Только при обоюдном соглашении сторон, путем нахождения компромисса могут быть приняты соответствующие решения, и здесь вряд ли будет стоять вопрос о невыплате премий для работников в принципе, т.к. интересы трудового коллектива напрямую сопряжены с положительными решениями обеих сторон.
«Каждый по способностям, каждому — по потребностям»
Этот лозунг Луи Блана (французского социалиста), столь полюбившийся с годами в Советском Союзе, не работает сегодня в отношении системы премирования. Многие задаются примерно такими вопросами: «Почему я работаю восемь часов в день, мой коллега на аналогичной должности тоже, тогда как квартальные премии получает только он? Неужели ему больше всего нужно, а мне нет? Мы же с ним равны в должностях»! Это вполне себе справедливые вопросы и если такое положение дел имеет место быть в вашей компании, то хотим заметить сразу – это нарушение Трудового Кодекса. Согласно тексту документа, руководство самостоятельно или в сотрудничестве с трудовым коллективом определяет, кому и когда выплачивать премии. Но под местоимением «кому» подразумеваются не какие-то конкретные лица, а должности, которые существуют в компании. Другими словами, при устройстве на работу равных сотрудников за нимиофициально должны быть закреплены равные обязанности и права, если они имеют равный уровень квалификации, профессиональных навыков и т.д.
Однако, спустимся немного с небес на землю. Все мы прекрасно понимаем, что во многих трудовых коллективах есть такое понятие, как «лояльность». Здесь имеется в виду лояльность сотрудника по отношению к начальству и наоборот. Если «лояльность» есть, то этому сотруднику могут где-то и заплатить «мимо кассы», при этом он не обязательно должен обладать какими-то выдающимися профессиональными качествами. Достаточно, чтобы у него были те из них, которые «удобны» начальству. И все же это правило никак нельзя отразить в локальных актах компании, в том числе и трудовом договоре. Поэтому проверить данный факт профильным ведомствам или оспорить это положение дел в суде практически невозможно, т.к. такие «личные» договоренности между начальством и подчиненными носят, как правило, конфиденциальный характер.
Если же все по закону…
В том классическом случае, когда работник знает, что подписывал трудовой договор или прочий локальный акт с указанием сведений о премиях, то ему есть смысл еще раз бегло пробежаться глазами по документу и вычитать те строки, где сказано о его системе премирования. На заметку и работодателям, и работникам сообщаем, что в этом договоре должно быть обязательно указано:
-
Описание видов применяемых премий;
-
Указание того, с какой периодичностью будут начисляться премиальные каждого вида;
-
Тот круг работников, к которым будет относиться тот или иной вид премии;
-
Конкретные показатели (именно конкретные), при выполнении которых возникает право на начисление премиальных регулярного характера;
-
Структуру показателей премирования и систему их оценки;
-
Описание алгоритмов расчета сумм премиальных, причитающихся каждому конкретному работнику, исходя из выполненных им показателей оценки;
-
Порядок, в котором осуществляется рассмотрение показателей премирования в отношении каждого из работников;
-
Основания, расценивающиеся в качестве причины для лишения премиальных;
-
Процедура, применение которой позволит работнику оспорить результаты оценки его работы за период премирования.
Если в ваших документах есть соответствующие сведения, то вам можно быть спокойными за отношения с трудовой инспекцией, а также с работниками, если те вдруг изъявят желание оспаривать соответствующие предписания.
> - Иван Иванович… Минуточку. Между прочим, я работал не просто «хорошо», а «отлично», как Вы выражаетесь. За предыдущий квартал я перевыполнил план работ, предложил и внедрил в работу новую методику оценки адаптации персонала. Вы тогда сами отметили, что это была хорошая идея и теперь смотрите, какие у нас кадры! А перевыполнение плана и внедрение инновационных идей должно поощряться премией, согласно нашему с вами трудовому договору.
- Да ладно, ладно… Я просто хотел сказать, что ты можешь работать лучше… Тебе премию в каком виде выдать?
По поводу вида премий
И ведь действительно мы привыкли считать, что премия в обязательном порядке должна быть выдана в денежном эквиваленте. Однако, ТК РФ не дает четких указаний на это, ссылаясь на статью 129 ТК РФ. В зависимости от возможностей, предпочтений работодателя, а также пожеланий работника премии могут быть и в виде:
-
Товарно-материальных ценностей (например, продукции компании);
-
Существенные скидки на ее приобретение;
-
Путевок в санаторий;
-
Подарка (любого);
-
Абонемента на посещение спортивного зала;
и т.д.
В любом случае, в каком виде ни выдавалась бы премия, она не должна стать неприятным «сюрпризом» для работника, т.к. соответствующие записи должны быть внесены в локальные акты компании, как это было сказано выше.
Кстати, о видах премий. Они ведь тоже бывают разные и как раз в зависимости от их разновидности, работодатель может принимать решение о материальном воплощении поощрения. Их всего три:
-
Разовые премии. Название говорит само за себя. На них могут рассчитывать сотрудники, которые единожды проявили себя с отличительной стороны;
-
Ежемесячные или ежеквартальные. Тут от сотрудника потребуется некое постоянство в выполнении своих служебных задач;
-
Годовые. Чем-то они напоминают разовые премии, т.к. решение руководитель принимает только один раз и то по итогам всего прошедшего года. Тут уж надо будет потрудиться…
В итоге
Исходя из вышесказанного, мы еще раз приходим к мнению, что изначально компания не обязана премировать своих сотрудников в том случае, если это не прописано в соответствующих документах. Каждая организация при принятии решения о выплате премий исходит из своих финансовых и прочих материальных возможностях. Поэтому мы рекомендуем работникам при заключении трудового договора ознакомиться с системой выплат поощрений, как говорится, «на берегу», дабы не провоцировать лишних сложностей в дальнейшем, а руководителям организаций предупреждать соискателей о том, какая система премирования есть или отсутствует в их компании. По крайне мере, это было бы логично. Также хотим заметить, что при всех прочих равных работодатель имеет право премировать какого-то отдельно взятого сотрудника даже с официальной точки зрения, если он результатом своей работы продемонстрировал наилучшие трудовые показатели в рамках своего отдела или же всего трудового коллектива.
Желаем Вам успехов и регулярных премий!