Опыт наших коллег на рынке труда показывает, что есть определенный перечень тем, которые в организациях не принято поднимать публично. Во многом это касается политических взглядов, религиозных убеждений, отношения к сексуальным меньшинствам и прочего. В зависимости от размеров самой организации, ее сферы деятельности, а также уровня развитости корпоративной культуры эти темы могут быть дополнены разговорами о заработной плате сотрудников. Почему? С одной стороны это объясняется нежеланием работодателей «разлагать» своих подчиненных, вызывать у одних чувство зависти, а у других – желания «кичиться» на публике своим доходом.
Как показывают многие исследователи этого вопроса, около 62% от общего числа российских предприятий придерживаются именно такого подхода. Наша задача на сегодня сводится к тому, чтобы разобраться в причинах возникновения этого правила, а также рассмотреть диаметрально противоположный взгляд на этот вопрос. Отчасти обратились за помощью к нашему хорошему клиенту по услуге «1С Онлайн», от которого узнали, как в его компании относятся к разговорам о заработной плате.
«Старая школа»
В те времена, когда отечественный бизнес только начал вставать на ноги, приобретать свои собственные очертания, управленцы приступили к формированию корпоративных культурных ценностей. Что на тот момент рекомендовали США (именно они тогда были основным ориентиром в методах управления), то, в принципе, и бралось за основу. Однако советские привычки у людей остались. Помните эти истории, когда люди стояли в очереди на кассе и ждали возможности поставить свою подпись в ведомости?
Это сейчас в компаниях есть так называемые «одиночки», которые не принимают навязываемые им правила – они просто приходят на службу, делают свою работу и при первой же возможности стараются как можно скорее пойти домой. Раньше же люди общались с друг с другом больше, организовывали совместные мероприятия в рабочее время, делились друг с другом подробностями семейной жизни.
В этом отношении все было более открыто, нежели это есть сейчас. То же самое касается и разговоров о заработной плате. В принципе, необходимости ее скрывать как таковой не было, т.к. каждый знал об окладе своего коллеги хотя бы потому, что ставки оплаты труда были фиксированными, не существовало частной собственности и все было государственным.
Это сейчас у нас у всех появилась эта «переменная часть», KPI и прочие атрибуты мотивационной составляющей заработной платы. Собственно, поэтому народ стал закрываться. В большинстве случаев это связано еще и с тем, что даже окладная часть у людей может разниться. В крупный организациях, где численность сотрудников переваливает за 500 человек считается вполне нормальным устанавливать фиксированные ставки окладов для каждой отдельной должности. К примеру, у младших специалистов отдела продаж она бы составляла 19000 рублей после вычета НДФЛ, у ведущих менеджеров – 30000 рублей.
Об этом знают все сослуживцы и никого это не удивляет. Что же касается небольших фирм, где костяк коллектива является друг другу, «кто кумом, кто сватом», то здесь «родственная элита», как наиболее приближенная к начальству, получает повышенные ставки дохода в отличие от «пришлых» работников. Как раз здесь и начинаются «запреты» на поднятие нашей темы. Спрашивается, зачем о ней разговаривать, если подчиненные подумают, что данное правило нечестно по отношению к ним?..
Читайте статью: «Перечислили зарплату раньше срока? Радуется только получивший»
«А сколько ты зарабатываешь»?
Несмотря на моду и историю развития этой темы, есть вещи, узнавать которые от первого лица всегда считалось дурным тоном. К одним из таких вопросов относится вот этот заискивающий: «А сколько ты зарабатываешь? Да ладно тебе, ну, скажи»! Люди, конечно, сейчас обросли большим количеством комплексом и, возможно, не станут задавать его именно в такой форме, однако забавные «адепты» могут объявиться практически в любом месте. Считается, что данный вопрос по определению не может нести никакой благой цели, тем более, если тот, кто спрашивает и тот, кто должен ответить, трудоустроены и зарабатывают деньги.
Дело в том, что любой ответ на этот вопрос заставит спросившего оттолкнуться от этой суммы и сравнить с ней свой доход. Если сумма окажется меньше, то можно сохранять разговор в доброжелательном тоне и даже почувствовать себя немного «выше» в разговоре. Если она окажется приблизительно такой же, то разговор должен будет строиться «на равных», где непременно начнется ругань в адрес работодателей, которые им недоплачивают. А вот когда доход отличается существенно и в большую сторону отвечающего, то здесь чувство зависти у спросившего начинает обостряться (хрестоматийный случай из рассказа Чехова «Толстый и Тонкий»). Вопросы такого характера считают неприличными хотя бы по той причине, что человеку требуется знать уровень дохода своего собеседника для того, чтобы понять, как к нему относиться. Судить о нем, исходя из материального обеспечения – это очень некрасиво. И все же, есть люди, кто не гнушается этого подхода. Рекомендуем тем, кто солидарен с нашим мнением на этот счет, не называть каких-то конкретных сумм. Лучше ответить абстрактно: «Не жалуюсь», «На жизнь хватает», «Живу на зарплату, что уж тут сказать» и т.д. Скорее всего, вопрошающий начнет допытываться, но здесь будет уже легче его «отшить» – пусть лучше у кого-нибудь другого спрашивает.
Противоположный взгляд на вещи
Как бы то ни было, остальные 38% опрошенных организаций придерживаются противоположного взгляда на эту тему, считая, что знание информации о доходе коллеги – отличный мотивационный инструмент к более интенсивной работе. Уж больно часто это встречается если не в бухгалтерской среде, то в отделе продаж наверняка. Именитые тренеры, эксперты и аналитики рекомендуют вывешивать особо отличившихся сотрудников на доски почета с указанием того, какую сумму они заработали в прошлом месяце, что подразумевает проделанный объем работы. Менее успешный с материальной точки зрения сотрудник будет проходить мимо «улыбающихся» фотографий своих коллег и думать над тем, что он тоже хочет оказаться среди этих счастливчиков. Опять-таки это правило будет действовать только тогда, когда переменная часть дохода каждого из продавцов будет прозрачной для понимания остальным подчиненным.
К примеру, в отделе работает 15 менеджеров по продажам. У каждого из них оклад составляет 26000 рублей. Доход, который они получают от суммы оплаченного счета, равен 10% и исключения не предусмотрены. Вот и начинается соревнование – кто-то продал канцелярских товаров на 200 тысяч рублей, кто-то на 100, а кому-то посчастливилось сделать крупную поставку на полмиллиона рублей. Когда в отделе продаж кипит работа, то все, в принципе, знают, у кого и какие фирмы находятся «на дожиме», ибо об этом говорится без стеснения хотя бы в общении с непосредственным руководством. Более того, результативный продавец, порой, сам охотно расскажет своему менее удачливому коллеге об успехе. Видимо, ему нравится ощущать на себе завистливые взгляды… Ну, это дело вкуса, как говорится…
Не пропустите: «Лояльность сотрудника и запреты ТК РФ»
Даем слово коллеге
Перед написанием статьи мы всегда «сверяем часы» с нашими клиентами по услуге «Аренда 1С», дабы узнать их мнение на интересующий нас вопрос и сегодняшняя тема не стала исключением. Мы попросили одну хорошую знакомую из коммерческого отдела поделиться своими впечатлениями от правил, заведенных у них в компании. Даем слово Елене Николаевне: «Вы знаете, у нас не принято говорить о своем доходе. Каждый из наших сотрудников имеет разный опыт, разную степень лояльности к компании. У каждого из них отличаются таланты. Мы не считаем, что все должны получать одинаково и поэтому, признаюсь, доход у них тоже отличается. Я уверена, что между собой они все равно обсуждают, кто и сколько получают, но, по крайней мере, на всеобщее обозрение выставлять свой доход мы не то, что не рекомендуем, а, скорее, запрещаем. Уровень заработной платы назначается нами исходя из совокупности вышеперечисленных факторов, и мы не считаем необходимым объяснять, почему Вася получает 100 тысяч рублей, а Петя – в два раза меньше. Это я вам скажу, что у Васи есть высшее образование, он поддерживает с нами хорошие отношения, и он производит впечатление надежного человека, что нельзя сказать о Пете, у которого за плечами только школьный аттестат и сомнительное прошлое».
Резюме
Как мы видим из всего вышеизложенного у запрета на обсуждение уровня заработной платы в компаниях есть свои объективные причины. Насколько с ними можно согласиться – это уже другой вопрос. Во всяком случае, складывается впечатление, что конечная цель у этих табу не достигается, т.к. люди все равно обсуждают доход друг друга, меряются им, на основе чего в дальнейшем выстраиваются их взаимоотношения. Наше же мнение на этот счет довольно простое – любая организация вправе устанавливать свои ценности, в виду чего мы как не одобряем, так и не возбраняем данный запрет. Но если говорить более абстрактно, то всегда лучше, когда в компании дела ведутся открыто, но без лишней «показухи», как это было представлено выше на примере с отделом продаж и «улыбающимися» фотографиями на стене.
Благодарим за внимание и до новых встреч!