В 2023 году все компании обязаны вести учёт основных средств по ФСБУ 6/2020. В статье расскажем, какие средства признаются основными и как ведется учёт по федеральному стандарту.
Какие средства считаются основными
Основные средства (или ОС) — это имущество организации. Например, автомобили, недвижимость, земельные участки, станки на производстве.
Имущество признается ОС, если:
-
Обладает материальной формой.
-
Компания планирует использовать объект больше 12 месяцев.
-
Имущество приобретено не для последующей перепродажи, а для использования в деятельности бизнеса (на производстве, в оказании услуг, при сдаче в аренду и т.д.).
-
Пользование объектом приносит прибыль организации.
Например, мебельная компания приобретает грузовой автомобиль для доставки готовой мебели покупателям. Автомобиль — основное средство, так как:
-
У него есть материальная форма.
-
Компания планирует использовать машину для доставки несколько лет.
-
Автомобиль купили для бизнеса, а не для того, чтобы потом перепродать.
-
Доставка мебели в организации платная — это значит, что транспорт будет приносить выгоду.
Первоначальная стоимость
При оприходовании актива в бухучёте отражается его первоначальная стоимость. Она определяется по сумме, потраченной на покупку имущества. Сумма включает перевозку, оформление страховки, настройку и другие траты. Например, если на покупку, транспортировку и установку станка завод потратил в сумме 200 000 рублей, значит первоначальная стоимость объекта будет такой же. Все траты необходимо подтвердить документально, чтобы отразить объект в бухучёте.
Первоначальная стоимость может измениться, если:
-
Объект улучшили или модернизировали.
-
Скорректировали суммы расходов, которые уже были учтены в стоимости. Например, нашли ошибку в расходах на транспортировку объекта до места производства и позже исправили её.
-
При улучшении или восстановлении имущества потратили капитал организации.
По федеральному стандарту лимит на первоначальную стоимость ОС устанавливает сама компания. Если приобретённый объект по стоимости сравнялся с лимитом или вышел по цене ниже лимита, то такой объект можно не признавать как основное средство.
То есть если купленное оборудование для работы обошлось предприятию в 50 000 рублей при лимите в 200 000 рублей, то его можно не признавать как ОС. Вместо этого объект признают малоценным имуществом. Подробнее об учёте малоценных активов по ФСБУ 6/2020 и их отражение в 1С читайте в самоучителе.
В ходе использования имущества его можно учитывать в бухучёте по первоначальной или переоцененной стоимости. Переоценка происходит периодически, а за основу берётся сумма, которую бы потратили на покупку актива при продаже в конкретный момент времени.
Срок полезного использования
Срок полезного использования (или СПИ) — срок, в течение которого имущество будет приносить прибыль организации. Чтобы имущество признали ОС, срок должен быть не менее 12 месяцев. У некоторых активов срок может выражаться в натуральном выражении, например в количестве произведённых деталей.
Срок определяют при оприходовании ОС и исходят из:
-
Характеристик актива, которые влияют на период его использования — производительности, мощности и т.д.
-
Вероятности износа актива (количества поездок на транспорте, нагрузки на оборудование и т.д.)
-
Вероятности устаревания имущества. Например, если в продажу поступит улучшенное оборудование.
-
Планов по замене имущества.
Амортизация основных средств
После оприходования средств на них начисляется амортизация, чтобы компенсировать расходы на приобретение объекта. Начисления прекращаются при списании объекта или когда балансовая и ликвидационная стоимость актива сравняются.
Амортизация начисляется одним из трёх способов, причём можно использовать разные способы для разных групп ОС. Стандартом предусмотрен классификатор, по которому средства разделяются на группы. Амортизация рассчитывается самостоятельно по формулам или с помощью специальных программ учёта — 1С: Бухгалтерии.
Линейный способ
При таком способе сумма амортизации распределяется равномерно между периодами. При расчёте используются балансовая и ликвидационная стоимость.
Балансовая стоимость = Первоначальная стоимость - Сумма уже накопленной амортизации за предыдущие периоды - Сумма обесценения
Последняя сумма определяется переоценкой имущества. Ликвидационная стоимость определяется, как сумма, которую фирма получила бы в случае списания средств, за вычетом расходов на списание.
Сумма амортизации вычисляется по формуле:
Балансовая стоимость - Ликвидационная стоимость / Оставшийся СПИ
Пример:
Вычисляем сумму амортизации оборудования за февраль 2023.
Балансовая стоимость — 142 000 ₽
Ликвидационная — 5 000 ₽
СПИ — 36 месяцев, из которых осталось 34.
Сумма амортизации = 142 000 - 5000 / 34 = 4029 ₽
Способ уменьшаемого остатка
При этом способе сумма амортизации при оприходовании средств будет больше, чем в последующие периоды. Это позволяет компании учесть нагрузку на актив при его использовании.
При расчёте суммы амортизации используются:
-
Годовая норма амортизации.
-
Срок использования актива.
-
Коэффициент ускорения — насколько быстро износится имущество.
-
Стоимость имущества.
Точную формулу расчёта суммы амортизации по этому способу каждая компания составляет самостоятельно.
Начисление пропорционально выпущенной продукции
Применяется, когда срок использования выражается натуральной величиной. Начисления рассчитываются по формуле:
Сумма амортизации = (Балансовая стоимость - Ликвидационная стоимость) * Количество произведённой продукции / Оставшийся СПИ
Например, рассчитаем сумму амортизации для фрезеровочного станка:
Балансовая стоимость — 180 000 ₽
Ликвидационная стоимость — 10 000 ₽
Обработано деталей в этом периоде — 1000.
СПИ — 20 000 обработанных деталей, из которых осталось 18 000.
Сумма амортизации = (180 000 - 10 000) * 1000 / 18 000 = 9 444 ₽
Списание основных средств
Актив списывают, если:
-
Организация прекращает пользоваться объектом при его износе или моральном устаревании.
-
Компания продаёт или передаёт имущество другой фирме.
-
Истёк срок пользования.
-
Имущество утрачено в ходе стихийного бедствия, ЧП или утеряно.