У предпринимателей, решающих заняться микрофинансированием, возникает много вопросов по поводу ведения бизнеса. Многие из них касаются экономии денег и соблюдения законов.
Расскажем в статье, как правильно вести учет микрофинансовых организаций, чтобы не возникло лишних расходов, а также претензий от надзорных органов, какие программы можно использовать для автоматизации, в каких форматах доступны решения. Ведь можно вести облачный бухгалтерский учет микрофинансовых организаций или использовать локальную версию программы.
В чем особенности бухгалтерии МФО
Бухгалтерский учет микрофинансовых организаций ведется особым образом. Основной деятельностью таких компаний является выдача сумм до 1 миллиона рублей. Доходом считаются не возвращенные заемщиком средства, а проценты и пени, полученные по этим займам. Выданные деньги — это не расходы организации, а финансовые вложения.
Доходы МФО определяются в соответствии с тарифами, указанными в договорах с клиентами, и проводятся так:
-
начисленные по договорам проценты — дебет 7 / кредит 90.1;
-
полученные средства по процентам — дебет 50 (51) / кредит 76.
Риски
Один из главных нюансов учета в МФО — это учет рисков. Микрофинансовые организации ежеквартально проводят инвентаризацию финансовых обязательств для учета задолженностей. По невыплаченным кредитам на конец квартала формируются резервы, компенсирующие риски.
Резервы формируются в соответствии с суммами займов, отдельно на основную задолженность и проценты. Также резервы должны учитывать обесценение финансовых вложений и сомнительные долги. Резервы проводятся так:
-
обесценение вложений — дебет 91—2 / кредит 59;
-
сомнительные долги — дебет 91—2 / кредит 63, субсчет «Просроченная задолженность».
Сомнительные задолженности — те, по которым с большой вероятностью не будут выполнены обязательства в указанной срок.
Списание долгов
МФО имеют право списать безнадежные задолженности:
-
задолженности с истекшими сроками исковой давности более трех лет,
-
задолженности, невозможность возврата которых подтверждена документами от судебных приставов или государственных органов,
-
долги банкротов.
Списание отражается в следующих проводках:
-
суммы займов — дебет 91—2 / кредит 58.3;
-
проценты — дебет 63, субсчет «Просроченная задолженность»/ кредит 76.
Обратите внимание перед началом работы
В первую очередь следует учесть, что микрофинансовые организации не могут применять упрощенный режим налогообложения — они работают только по общему. МФО платят налог на прибыль, добавленную стоимость, имущество юридических лиц и взносы в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.
Особые требования предъявляются к бухгалтерам МФО. Главный бухгалтер должен быть с высшем образованием и стажем в ведении бухучета, бухгалтерской отчетности или аудита не менее 3-х лет из последних 5-ти лет работы. При отсутствии высшего образования — стаж не менее 5-ти лет из последних семи.
Как автоматизировать и упростить учет в МФО
Упростить работу бухгалтерии МФО и избежать типичных ошибок позволяют решения 1С для учета в микрофинансовых организациях. Для этого в линейке продуктов компании есть специальная конфигурация — Управление МФО и кредитным потребительским кооперативом. В ней реализуется учет для МФО в облаке или локальном формате, разрабатываются тарифы займов, оформляются документы, рассчитываются проценты, штрафы, пени, составляются графики платежей и отчетность.
Пользователям программ 1С доступны регулярные обновления до актуальных версий. При выборе облачной конфигурации вы можете также заказать ее доработку под конкретные цели. Подробную информацию обо всех возможностях настройки сервиса уточняйте у партнера фирмы «1С», с которым планируете сотрудничать.
В завершение статьи скажем лишь, что сегодня многие предприниматели выбирают бухучет МФО в облаке из-за практичности, экономичности и мобильности такого решения.
Узнайте больше об облачном бухгалтерском учете микрофинансовых организаций — свяжитесь с нами удобным вам способом.