Ретро-скидки и ретро-бонус: как учитывать покупателю и продавцу?
20047

Ретро-скидки и ретро-бонус: как учитывать покупателю и продавцу?

Оглавление

    Термины «ретро-бонус» или «ретро-скидка» появились в деловом лексиконе сравнительно недавно. Кто и когда их впервые употребил и что хотел ими выразить? Это будет непросто вспомнить, но важно другое – за непродолжительный срок они успели занять важное место не только в торговле, но и в бухгалтерском учете.

    Названные нами термины имеют много аналогий: «ретроспективная скидка», «ретроспективный бонус», «рибейт» (больше присущ для мировой практики), «экстра-премия» и др. в сути своей обозначают некое «поощрение», которое исходит со стороны продавца в рамках заключенной сделки. Недобрые на язык предпочитают называть ретро-бонусы «узаконенными откатами».  

    Согласитесь, звучит, криминально. И все же с таким «криминалом» мы сталкиваемся повсеместно. Все мы прекрасно знаем об акциях магазинов, которые мы посещаем, поставщиков, у которых закупаем товар, на подобие «1+1=3» или же «купи автомобиль и получи комплект зимней резины в подарок». Для нас это стало настолько обыденным, что любую покупку без этого мы считаем какой-то неполноценной. Фактически, мы давно привыкли к ретро-бонусам.

    Невзирая на то, что термины уже существуют, и они широко применяются на практике, Налоговое законодательство ни коем образом их не классифицирует. С точки зрения НК РФ, все вышеперечисленное может быть объяснено только «премией», которую выплачивает продавец покупателю в качестве поощрения работы с ним или сам факт соблюдения определенных пунктов контракта.

    Отчетность в 1С без ошибок !
    Получите бесплатную книгу с инструкциями по формированию отчетности в 1С.

    К примеру, покупка двух, а не одной пиццы – есть определенное условие, при котором покупатель получит от продавца подарок в виде третьей пиццы, что является своего рода «премией». Звучит на первый взгляд нелепо и все же Налоговые органы оперируют именно этой логикой, когда дают оценку хозяйственной деятельности фирмы. Собственно говоря, учет ретроспективных бонусов и скидок опирается именно на такое понимание вещей.

    Чтобы двигаться дальше, отделим понятия «бонус» и «скидка». Это позволит нам в дальнейшем употребить наиболее оптимальные проводки:

    • Ретроспективная скидка – условие договора поставки, которое влияет на изменение цены;

    • Ретроспективный бонус – дополнительный товар или услуга, которую получит клиент при заключении договора, оплаты счета, выполнении определенных условий в рамках договора. 

    Как отразить покупателю ретро-скидки и ретро-бонусы?

    Выпишем некоторые наиболее распространенные случаи. Начнем с ретро-скидок:

    Если на дату предоставления скидок товары не были реализованы, стоимость полученных товаров уменьшается проводкой:

    • Д41 (15) К60

    Независимо от того, были товары реализованы или нет, скорректируйте сумму входного НДС:

    • Д 19 К 60

    Если товары, по которым предоставлены скидки, были реализованы в текущем календарном году, в бухучете сделайте следующие записи:

    • Д 90-2 К 41 (15)

    Вне зависимости от того, были товары реализованы или нет, скорректируйте сумму входного НДС:

    • Д 19 К 60

    Если товары были реализованы в предыдущем году, то их стоимость не корректируется. В бухучете отражается прибыль прошлого отчетного периода, выявленная в текущем году:

    • Д 60 К 91-1

    Если скидка на выполненные работы (оказанные услуги) предоставлена в текущем году, то в бухучете уменьшение их стоимости отразите проводкой:

    • Д 20 (25, 26, 44, 91) К 60

    Далее рассмотрим варианты проводок ретро-бонусов

    Используйте проводки:

    • Д 41 (15, 20, 25, 26, 44, 91) К 60 (если отражена стоимость поступившей в счет возникшей переплаты);

    • Д 19 К 60 (если учтен НДС по оприходованному бонусному товару);

    • Д 76 К 68 (если восстановлен НДС, ранее принятый к вычету с выданного аванса);

    • Д 68 К 19 (если принят к вычету НДС по оприходованным бонусным товарам).

    Здесь также возьмем за основу самые популярные ситуации, с которыми приходится сталкиваться бухгалтерам продавца: 

    • Д 62 (50) К 90-1 (если отражена выручка от реализации с учетом скидки);

    • Д 90-3 К 68 (если начислен НДС с фактической суммы реализации – для ОСНО);

    • Д 51 62 (когда получена оплата от покупателя с учетом скидки);

    • Д 62 К 90-1 (если отражена выручка от реализации партии товара в рамках скидки);

    • Д 90-2 К 62 (сумма предоставленной покупателю скидки отнесена на себестоимость (без учета НДС));

    • Д 90-2 К 41 (списана себестоимость бонусного товара).

    Ретро-бонусы продавец учитывает следующими проводками:

    • Д 62 К 62 (если сумма восстановленной задолженности признана полученным авансом в счет будущей бонусной поставки);

    • Д 76 К 68 (если начислен НДС с суммы предоплаты, то есть восстановленной задолженности);

    • Д 68 К 76  (когда принят к вычету НДС, начисленный с предоплаты);

    • Д 62 К 90-1 (когда отражена выручка от реализации бонусного);

    • Д 90-3 К 68 (начислен НДС с выручки от реализации бонусного);

    • Д 90-2 К 41 (20) (когда списана себестоимость реализованного бонусного товара;

    • Д 68 К 76 (если принят к вычету НДС, уплаченный поставщику в составе аванса)

    Как отразить продавцу ретро-скидки и ретро-бонусы?

    Для учета ретро-скидок используйте:

    • Д 62 (50) К 90-1 (если отражена выручка от реализации с учетом скидки);

    • Д 90-3 К 68 (если начислен НДС с фактической суммы реализации – для ОСНО);

    • Д 51 62 (когда получена оплата от покупателя с учетом скидки);

    • Д 62 К 90-1 (если отражена выручка от реализации партии товара в рамках скидки);

    • Д 90-2 К 62 (сумма предоставленной покупателю скидки отнесена на себестоимость (без учета НДС));

    • Д 90-2 К 41 (списана себестоимость бонусного товара).

    Ретро-бонусы продавец учитывает следующими проводками:

    • Д 62 К 62 (если сумма восстановленной задолженности признана полученным авансом в счет будущей бонусной поставки);

    • Д 76 К 68 (если начислен НДС с суммы предоплаты, то есть восстановленной задолженности);

    • Д 68 К 76  (когда принят к вычету НДС, начисленный с предоплаты);

    • Д 62 К 90-1 (когда отражена выручка от реализации бонусного);

    • Д 90-3 К 68 (начислен НДС с выручки от реализации бонусного);

    • Д 90-2 К 41 (20) (когда списана себестоимость реализованного бонусного товара;

    Как мы видим, для того, чтобы корректно отразить ретроспективные скидки и бонусы продавцу и покупателю будет необходимо использовать достаточно стандартные проводки, известные любому бухгалтеру. На помощь каждому работнику бухгалтерии в случае, если потребуется провести ретро-скидки и ретро-бонусы, могут прийти справочно-правовые системы, комментарии экспертов, да и просто опыт коллег, столь необходимый даже для Профессионала с большой буквы.

    Подведём итоги

    Напоследок хотим заметить, что сам факт того, что Налоговое законодательство еще не разделило между собой известные нам понятия до сих пор, говорит только о возможных разночтениях в бухгалтерской практике с точки зрения юридических лиц и проверяющих органов. Однако, это не должно случиться до той поры, пока ретро-скидкам и ретро-бонусам наш Законодатель не даст четкие и ясные пояснения, закрепленный в НК РФ.

    Как только это произойдет, можно будет в скором времени ожидать коррекции их отражения в бухучете. Недаром говорят, что пока предмету не дали названия – он существует сам по себе, а как только он получает имя – он теряет свою суть. Лирика.… Но с долей правды. Пока работаем так – ФНС все устраивает.

    (Рейтинг: 0 ,  Голосов: 0 )

    Поделитесь статьей в соцсетях

    Загрузка....
    Получайте свежие новости из мира бухгалтерии и финансов!
    Подпишитесь на email рассылку
    email

    Оставить комментарий

    Отправляя комментарий, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в рамках Политики конфиденциальности.
    Girls in banner.
    Girls in banner.

    1С в облаке — бесплатно!

    Оцените преимущества аренды 1С — используйте тестовый период.
    1732486982