Многие компании сотрудничают с самозанятыми, однако бывают ситуации, когда контрагент прекращает работать в этом статусе, никого об этом не уведомляя. В результате выплаты оформляются неправильно, и у бизнеса возникают проблемы с налоговой. Чтобы выявить недобросовестных поставщиков и снизить риски нарушения исполнения договорных обязательств, статус нужно периодически проверять. Новый сервис «1С:Статус самозанятого» как раз создан для защиты бухгалтеров и предпринимателей от подобных рисков — он проверяет автоматически, зарегистрирована ли у контрагента самозанятость и применяет ли он режим «Налог на профессиональный доход».
Зачем проверять статус самозанятого контрагента
Когда заказчик оплачивает товары или услуги физлицу, он, как налоговый агент, обязан с суммы платежа начислить и заплатить НДФЛ и страховые взносы. Но он освобождается от такой обязанности, если одновременно выполняются два важных условия:-
у контрагента должен быть зарегистрирован статус самозанятого на момент заключения договора и на момент оплаты его услуг ;
-
контрагент должен выдать чек, который подтверждает регистрацию его дохода в ФНС.
Кроме этого, если одно из этих условий не выполнено, выплаты самозанятому нельзя учесть в расходах.
Пример. Вы проверили статус контрагента при заключении договора, но не проверили при формировании платежного поручения. Между этими двумя этапами контрагент снялся с учета как самозанятый. В результате расходы будут учтены неправильно, а это в свою очередь приведет к штрафам и доначислению налогов.
Именно по этой причине важно проверять статус самозанятого — причем не разово, а на каждом этапе сделки.
Как работает сервис «1С:Статус самозанятого»
Проверка будет автоматически выполняться на трех ключевых этапах:
-
на момент заключения договора, чтобы убедиться, что контрагент был самозанятым, когда подписывал документ;
-
при подготовке платежного поручения, чтобы проверить статус на момент даты выплаты;
-
при создании акта, накладной и других закрывающих документов, чтобы подтвердить расходы и корректно их зафиксировать.
При закрытии месяца в отчете «Экспресс‑проверка ведения учета» отображается, был ли у исполнителя статус самозанятого на дату оформления закрывающих документов, по которым еще не получен чек. С момента получения чека сделка считается закрытой, и проверка больше не выполняется.
Как подключить «1С:Статус самозанятого»
Сервис реализован как встроенная функция, поэтому нет необходимости дополнительно что-то настраивать. Чтобы начать использовать его, достаточно в договоре с физлицом зафиксировать, что оно зарегистрировано как плательщик налога на профессиональный доход. После этого программа сама начнет проверку статуса при оформлении договоров, платежек и актов.
С какими конфигурациями 1С совместим сервис
Решение уже встроено и работает в этих конфигурациях:
-
1С:Бухгалтерия 8 (базовая и ПРОФ/КОРП версии);
-
1С:Бухгалтерия некоммерческой организации (включая КОРП);
-
1С:Садовод (в том числе и Базовая версия).
-
1С:Упрощенка 8;
Как решение работает сейчас
В настоящее время сервис находится в тестовом режиме — вы можете воспользоваться им бесплатно до 30 сентября 2025 года. В рамках этого периода вы можете проверять до 100 уникальных ИНН в месяц. После завершения тестового периода условия могут измениться — рекомендуем вам следить за новостями в блоге Scloud.
Подведем итоги
Новое решение «1С:Статус самозанятого» помогает проверять статус самозанятых на всех ключевых этапах — от договора до закрывающих документов, тем самым позволяя вам своевременно выявлять ошибки, учитывать сугубо подтвержденные расходы и снижать налоговые риски. Сервис уже интегрирован в востребованные конфигурации 1С и полностью готов к использованию без дополнительной настройки. Он доступен как в локальных, так и в облачных решениях. Scloud поможет вам быстро начать работу с сервисом: мы обеспечим доступ к 1С в облаке, настроим учет под ваши задачи и при необходимости подскажем, как использовать сервис.