Несколько недель тому назад в доверительной беседе с директором одной организации, который является нашим клиентом по услуге «1С через облако», нам удалось узнать, что в сегменте малого и среднего бизнеса начинает набирать популярность так называемая «уполномоченная бухгалтерия». Наш рассказчик поведал, что его друзья и партнеры по рынку уже успели воспользоваться этим «чудом на удаленке» и весьма хорошо о нем отзывались. Не совсем понимая причину столь лестных отзывов о УпБ, мы решили навести справки об этом формате бухгалтерской работы. Благо у наших коллег получилось уточнить, кто из них уже успел столкнуться с данной формацией, в чем ее преимущества и недостатки, стоит ли бухгалтеру работать в ней и вообще на чем уполномоченная бухгалтерия зарабатывает. То, что мы узнали, теперь расскажем и вам, дорогие читатели.
Снять с себя ответственность?
Неудивительно, что рассказ об уполномоченной бухгалтерии мы начинаем именно с этого вопроса. Если говорить простым языком, УпБ – это сторонняя организация, задачами которой является предварительная проверка налоговой отчетности с ее последующей сдачей в ИФНС. По сути, она является «заменителем» главного бухгалтера, т.к. всю ответственность за сверку данных эта компания формально принимает на себя. Так оно на самом деле или нет, мы узнаем чуть позже, когда будем разбирать правовые основы работы таких организаций. Это действительно тонкий момент, и мы его отчасти затрагивали, когда писали о внештатном бухгалтере, сдающем налоговую отчетность.
И действительно, откуда вообще появилось желание делегировать обязанности налогоплательщика третьим лица? Во многом этому поспособствовало широкое распространение в деловой практике электронной отчетности и документооборота. Не будь этих новшеств, бухгалтера так и дальше бы ходили в ИФНС с кипой бумаг в сумке. С помощью программного обеспечения у них появилась возможность сдавать электронные декларации не выходя из офиса. Спрашивается, зачем тогда прибегать к услугам уполномоченной бухгалтерии? Как выяснилось, на это помимо ответственности есть еще несколько причин:
Во-первых, компании с услугами уполномоченной бухгалтерии, имеют в своем арсенале полный инструментарий для отправки электронных документов в налоговые органы, электронные подписи и прочие «гаджеты». Теоретически, фирма, заплатив небольшую стоимость «обслуживания», может сэкономить n-ое количество тысяч рублей, тем самым сохранив свой бюджет (актуально для микро предприятий).
Во-вторых, бухгалтер даже в маленькой организации может быть нагружен таким количеством обязанностей, не относящихся к его основным, что на непосредственные задачи просто не остается сил и времени. Соответственно, дирекция идет ему (бухгалтеру) на встречу и освобождает его от заполнения деклараций.
В-третьих, молодые директора, которые практически ничего не понимают в ведении учета и налогообложении (даже на УСН) вынуждены к кому-то обратиться. Тот, кто может сдать отчетность, может ее и фактически подготовить. Собственно, заплатив, 5000 рублей за квартал, индивидуальный предприниматель спит спокойно до следующего отчетного периода.
В-четвертых, очень много наших коллег настолько испуганы изменениями в законодательстве, а также в формах сдачи деклараций, что будут только рады, если кто-то это сделает за них. Все-таки, полагают бухгалтера, в компаниях «наверное, кто-то знает все лучше, чем они сами».
Как мы видим, вопрос о снятии с себя ответственности тесно переплетается с экономической выгодой. Мы задались вопросом, насколько такая выгода оправдана и решили пробежаться глазами по ценникам. Выяснилось, что уполномоченная бухгалтерия – это более широкое понятие, чем это казалось на первый взгляд. В зависимости от «опции», которую выбирает клиент, стоимость обслуживания может варьироваться от 1000 до 10000 рублей в месяц. Среди наиболее популярных услуг УпБ можно выделить следующие:
-
Постановка бухгалтерского и налогового учета;
-
Бухгалтерское сопровождение юридических и физических лиц;
-
Ведение удаленной бухгалтерии (Аутсорсинг);
-
Предоставление бухгалтера (Аутстаффинг);
-
Восстановление бухгалтерского и налогового учета;
-
Ведение кадрового учета;
-
Составление и сдача отчетности (ссылка на отчетность);
-
Проведение ревизий на предприятиях.
Как мы видим, клиент при желании может полностью отказаться от штатного бухгалтера и передать свою фирму в «заботливые руки». Очевидные плюсы для него заключаются в том, что он действительно экономит деньги. При средней по стране зарплате бухгалтера в 20000 рублей в месяц (не считая Москвы и Санкт-Петербурга), директор или индивидуальный предприниматель экономят около половины своих затрат на штатного специалиста. Если компания, применяющая ОСНО, не всегда может пойти на такой шаг, то «упрощенцам» и «вмененщикам» дорога к уполномоченной бухгалтерии открыта.
Качество оказываемых услуг
Разумеется, мы не можем обойти стороной вопрос о качестве той работы, которую проделывает УпБ. Очевидно, что за низкой стоимостью предложений, а также за большим спросом на них должно скрываться нечто, что эту мнимую выгоду предусматривает. Мы постарались навести справки о таких организациях с целью узнать, сколько в их штате работает сотрудников, ответственных за сдачу отчетности. Благо, у нас нашлись несколько контактных лиц (Валентина Петровна и Нина Григорьевна, благодарим вас), которые не так давно уволились со своих организаций и перешли работать в «бухгалтерский кооператив». Нам поведали, что всего таких бухгалтеров у них насчитывается 12-15 человек, а клиентская база каждой из компаний сводится к 2000-2200 фирм. Получается, что каждый их бухгалтеров берет в работу порядка 160-180 юридических лиц (!!!) Как вы считаете, можно ли «тянуть» такие большие объемы без ущерба качеству? Наши коллеги подтверждают, что сложности и претензии со стороны клиентов для них не являются редкостью. Частично мы затронули эту проблему в одной из наших предыдущих статей.
«Нам пообещали золотые горы»…
Неудивительно, что руководство таких организаций заинтересовано в наборе большого количества новых сотрудников, которые готовы и могут «тянуть» большой объем информации. Однако соискателям приходится узнавать об этом непосредственно в ходе рабочего процесса. На вопрос, почему вы решили уволиться и перейти в УпБ, нам ответили примерно следующее: «Понимаете, я еще чувствую себя молодой и «перспективной» с точки зрения своего профессионализма. Мой директор платил мне гроши, «припахивал» меня так, что вечером после работы я могла уставиться в угол и на несколько часов застыть в таком положении. Я считаю, что за свои знания и навыки я имею право получать больше, а про элементарное уважение мне вообще нечего сказать»… Тогда мы решили уточнить, что было сказано на собеседовании, раз они приняли решение уводиться. Ответы двух бухгалтеров по своему смыслу оказались похожими как две капли воды: «Сказали, что в компании работают все с бухгалтерским образованием, поэтому коллега коллегу поймет. Также пообещали достаточно хорошую заработную плату в месяц и, самое главное, тишину на рабочем месте. А в итоге именно последнего то и не было больше всего. Звонит недовольный клиент и его на меня сразу переключают»!
На примере этой мини истории начинаешь понимать, насколько в нашем обществе все понятия – относительны. Под «тишиной» подразумевается негатив от клиентов, под «высокой заработной платой» та, которая платится в среднем по региону или чуть-чуть больше от этой суммы (об этом нам тоже любезно сообщили). Более того, текущая проблема могла бы быть решена с легкостью, будь у руководства таких компаний желание набирать ощутимо большее количество работников, чтобы снизить нагрузку на персонал. Нет, лучше уж побольше заработать…
Пару слов о мнении ФНС по нашей теме
Как это хорошо известно, налогоплательщик имеет право предоставлять налоговые декларации через своего представителя на основании доверенности (пункт 4 статьи 180 НК РФ). Налоговая Служба не пытается это опровергнуть, однако к уполномоченной бухгалтерии относится с большой настороженностью. Дело в том, что множество мошеннических схем были реализованы именно в таком формате работы – налогоплательщик плюс посредник. Обычно преступники в сговоре с посредниками умудрялись получать необоснованную налоговую выгоду путем вычетов по НДС или посредством уменьшения налоговой базы в целях налога на прибыль. В ходе судебных разбирательств основным виновникам происшествия удавалось «спихнуть» ответственность на своих компаньонов и выйти сухими из воды. Следовательно, компании, пользующиеся услугами УпБ, следует быть готовой к тому, что проверять ее могут чаще, чем кого-то еще. О налоговых проверках узнайте больше из статьи: «Выездная налоговая проверка: 12 критериев отбора»
Резюмируем
Обозначенная нами тема и ответы на вопросы к ней показывают, что на сегодняшний день в нашей стране спрос на дешевые бухгалтерские услуги с возможностью переложить часть ответственности очень велик. Говорят, что скупой платит дважды. Мы убеждены, что это именно так. От желания платить меньше и получать больше в нашей жизни и так много хлопот. Неужели мы это так до конца еще не поняли?..
Благодарим за внимание.