Защищаемся: как налогоплательщику отстоять свою честь?

Читать в полной версии

Действительность нашей деловой жизни такова, что налогоплательщикам время от времени приходится иметь неприятные беседы с сотрудниками различных профильных Ведомств, в том числе с инспекторами ФНС. Их служащие, как правило, люди не из робкого десятка и в диалоге с ними всегда можно столкнуться с некоторой «настырностью». Под ней обычно понимается неприятие доводов налогоплательщика в ходе очередной налоговой проверки. К примеру, инспекторы, не вдаваясь в детали происходящего, могут признать налоговую выгоду необоснованной. Углубляться в суть хозяйственных операций – это не всегда по их части, к сожалению. Сегодня мы поговорим как раз о тех случаях, когда бухгалтеру, как представителю налогоплательщика, необходимо предпринять определенный ряд действий для того, чтобы отстоять не только свою личную и профессиональную честь, но и доброе имя компании, в которой он работает. Посмотрим, что, да как…

«Неприкосновенность» - миф

Как бы это не показалось кому-то странным и необоснованным, но инспекторы ФНС всегда и еще раз всегда заинтересованы в том, чтобы найти ошибки в вашей документации, расценить хозяйственные операции вашей компании, как сомнительные, найти прочие недочеты, на основании которых можно выписать небольшой, а то и крупный штраф. Вполне естественная картина: официальные письма ФНС вещают налогоплательщикам о том, что их инспекторы не имеет права нарушать закон и они обязаны следовать определенному регламенту взаимодействия с представителями проверяемой организации. В то же время «в низах» про эти распоряжения почему-то предпочитают забывать. У нас не так давно был случай, когда в одной организации в бухгалтерию пришли с проверкой и с легкостью нашли в «белой» бухгалтерии множество «сомнительных сделок». Суть претензий стала сводиться к тому, что компания делала необоснованные вычеты НДС и то, что их контрагенты опять-таки производят впечатление неблагонадежных. Хорошо, что бухгалтер этой фирмы оказался достаточно храбрым человеком, и она предложила все сказанное инспекторами записать на диктофон, который у нее был заблаговременно подготовлен по этому случаю. Разумеется, что после такого предложения последовало возмущение: «Что за хамство! Мы находимся при исполнении служебного долга! Без нашего письменного разрешения нельзя проводить ни аудио, ни видеосъемку нашей работы». В конечном итоге бухгалтеру так и не дали произвести запись, и обозлившиеся инспекторы нашли ошибок еще больше. Пример этой истории печален и прост одновременно. Согласно статье 23 Конституции Российской Федерации недопустимо чье-либо вмешательство в частную жизнь граждан. Если, по мнению сотрудников ФНС, их работу можно отнести именно к «частной жизни», то тогда, конечно, записывать их речь на диктофон – противозаконно. Однако это не частная, а общественная жизнь, т.к. они находятся при исполнении своего служебного долга. Более того, согласно уже статье 55 Конституции РФ, права одних лиц не могут быть ущемлены третьими лицами. Всего две статьи и миф о «неприкосновенности» инспекторов ФНС развенчан.

Ввиду этого рекомендуем нашим коллегам в ходе налоговой проверки и в частной беседе с сотрудником ФНС или прочего Ведомства иметь под рукой записывающее устройство. Готовая запись речь всегда может пригодиться, если дело дойдет до судебного разбирательства. Благо, суды стали признавать ее в качестве доказательства. Об этом вы можете прочитать из нашей статьи.

«Надо помочь государству»

Иногда, особенно в конце календарного года, крупные российские компании сталкиваются с удивительными предложениями со стороны должностных лиц из Налоговой службы. Скажем, приходит в организацию инспектор, проверяет документацию, объективно ничего не находит в ней «подозрительного», а далее начинает разговаривать с директором или главным бухгалтером совершенно на другом языке: «Иван Иванович, я знаю, что ваша компания исправно платит налоги и что вы у нас на хорошем счету. Понимаете, надо помочь государству. Сейчас время, сами понимаете, какое. Нужно, чтобы вы перечислили ***** тысяч рублей в качестве помощи. Ответственно обещаю, что мы с вами после этого сработаемся лучше, чем с кем бы то ни было еще»… Не дерзко ли? На самом деле это правда жизни, о которой вы едва ли сможете найти информацию в открытом источнике. Суммы такой «благотворительности» могут исчисляться сотнями тысяч рублей, а иногда и миллионами. И при этом, как ни странно, руководство многих организаций охотно идет навстречу таким предложениям, зная, инспекторы ФНС в будущем действительно смогут «закрыть глаза» на их бизнес до следующей просьбы. Какой бы заманчивой не казалась данная перспектива, делать этого все же не стоит. Во-первых, если ваша фирма имеет репутацию законопослушной и добропорядочной, то дача взятки инспектору – это уголовное преступление. Наиболее оптимально ответить инспектору примерно следующее: «Наша компания и так помогает государству тем, что платит многомиллионные налоговые отчисления в региональный и федеральный бюджет. «Трясите» кого-нибудь другого». В крайнем случае, можно вновь прибегнуть к диктофону…

При этом надо оставаться реалистами. Испорченные отношения с ФНС, как правило, не заканчиваются для компаний ничем положительным. Коррупция – вещь на удивление стойкая и поэтому в дальнейшем стоит ожидать от ФНС какой-нибудь «подлости». Однако не стоит забывать, что потраченные силы и нервы в ходе судебных разбирательств помогут выйти с достоинством из сложившейся ситуации. Главное, чтобы они дошли до высших инстанций – именно там наша судебная система старается сохранить «беспристрастность», чего нельзя сказать о районных судах, в особенности, отдаленных от столицы регионах.

Необоснованная налоговая выгода

С такой претензией наши клиенты по услуге «1С онлайн» сталкиваются повсеместно. Бухгалтерам и директорам организаций приходится регулярно доказывать, что их клиенты – благонадежные компании и что их первичная документация – подлинна. Даже если это действительно так, инспекторы на местах могут просто проигнорировать приведенные доводы. Существует относительно свежее письмо ФНС от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@, где подробно описаны очевидные признаки того, когда налоговую выгоду можно и нужно признавать необоснованной. Просим вас ознакомиться с полным текстом документа.

Как это было сказано выше, инспекторы могут «забыть» о взглядах своего вышестоящего руководства на некоторые вопросы. Ввиду этого будет не лишним об этом напомнить, при желании имея распечатку нужного письма или распоряжения. Если у налогоплательщика есть намерение «освежить» в памяти позицию судебной системы по данному вопросу, то можно обратиться к Постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 (пункт 1), где дается следующее определение налоговой выгоды. Это уменьшение размера налоговой обязанности вследствие:

  • Уменьшения налоговой базы;

  • Получения налогового вычета;

  • Получения налоговой льготы;

  • Применения более низкой налоговой ставки;

  • Получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

На первый взгляд может показаться, что ВАС пишет об очевидных положениях, однако налогоплательщик, как конечный слушатель, может взять их за ориентир в подготовке к налоговой проверке. Более того, если организация претендует на определенные налоговые льготы или совершает вычеты по НДС, то в подтверждающих это документах должно быть все «стерильно», т.е. настолько корректно составлено и заполнено, что даже самые «дотошные» инспекторы просто не смогли бы к чему-то придраться. Не давать повода атаковать – один из наиболее действующих способов налогоплательщика отстоять свою честь в нынешних реалиях российской деловой жизни.

Помимо всего прочего представители налогоплательщика должны всегда иметь «в обойме» не только знания о последних изменениях в законодательстве, но также и сведения о письмах и распоряжениях профильных Ведомств. Вы наверняка успели заметить, что та же ФНС пишет письма чуть ли не ежедневно. То, что было актуально вчера, может оказаться устаревшим сегодня. Благо вся корреспонденция есть в открытом доступе хотя бы даже на сайте Налоговой службы. Ввиду этого рекомендуем туда время от времени «заглядывать».

Резюме

Отстаивать честь приходится не только на бытовом уровне, но и на уровне деловой жизни, когда налогоплательщик сталкивается с множеством притязаний со стороны проверяющих органов. В поиске оптимального решения той или иной проблемы руководство компании при всем желании выйти «сухим из воды» может просто не знать, куда необходимо обращаться за помощью и консультацией, как лишний раз «припугнуть» ушлых инспекторов, да и как вообще решить сложившуюся проблему на месте. Более того, беспечность некоторых руководителей в области оформления налоговой документации служит прекрасным поводом для ФНС «навесить собак» на, казалось бы, законопослушную организацию. Нашим основным советом по данному вопросу будет пожелание бдительности и смелости. Именно эти два качества, а также знание основ нашего законодательства помогут избежать осложнения в отношениях с государством. Если добиться здесь максимального баланса, то в конечном итоге можно добиться великолепных результатов и ваш бизнес будет процветать.

Желаем Вам удачи!