То самое чувство, когда продвинутый: как организовать работу «удаленного» коллектива?

Читать в полной версии

Возможностью работать дистанционно сейчас никого не удивишь. Сотни и даже тысячи специалистов готовы оказать свои услуги заинтересованным лицам, не выходя за пределы собственной квартиры и иногда даже комнаты. Очень часто случается, что при этом обе стороны трудовых отношений друг друга за долгие годы работы никогда не видели в глаза. 

Сегодня мы поговорим с вами не просто о взаимодействии работодателя и дистанционного работника – об этом мы писали ранее, а раскроем эту тему более широко – расскажем о случаях, когда обе стороны трудовых отношений являются «дистанционными» по отношению друг другу. Как это выглядит на практике, с какими сложностями может столкнуться работодатель и как оптимизировать свою работу – на эти вопросы мы постараемся найти максимально исчерпывающие ответы в нашей статье. Как говорится, вперед!


«Мой адрес не дом и не улица»…

Знаменитая песня советских лет, перепетая на свой лад Сергеем Шнуровым с максимальной точностью указывает на негласный тренд, которому следует немалое число компаний, задействованных в сфере онлайн коммерции. Да, у них формально есть юридические лица, есть адреса регистрации, но, по сути, ключевая работа с персоналом и заказчиками протекает в сети. Им не всегда нужно арендовать офис, делать в нем ремонт и располагаться там. 

А зачем, когда персонал подключен к некой общей базе данных или же просто выходит на связь в определенные временные промежутки? Другой вопрос, как к такой форме бизнеса относятся проверяющие органы, например, ФНС? Читая предписания НК и ТК РФ, мы не нашли никаких упоминаний о том, что юридическое лицо обязательно должно быть зарегистрировано в помещении нежилого фонда, следовательно, фирму можно поставить на учет по месту проживания ее владельца. Более того, в трудовых договорах с работниками не обязательно указывать в графе место работы адрес работодателя. 

В случае с «дистанционщиками» в договоре можно писать места жительства каждого из сотрудников по отдельности.

Что нужно для работы?

Представим себе ситуацию, что вы владелец небольшого агентства по подбору персонала и занимаетесь, скажем так, «частным рекрутингом». Деятельность вашей фирмы направлена на поиск специалистов, на проведение с ними первичного интервью для дальнейшей рекомендации конечному заказчику. Если после всех собеседований найденный вашей фирмой кандидат благополучно принимается на работу, то вы получаете некоторое вознаграждение от заказчика. 

Схема работы достаточно проста, но вот осуществлять непосредственный поиск вам помогают несколько рекрутеров, находящихся в других регионах России. У них есть доступы к «работным» сайтам, благодаря которым удается находить нужных людей и рекомендовать вам в качестве наиболее подходящих кандидатур.

Чтобы осуществить нечто подобное вам потребуется:

  1. Открыть юридическое лицо;

  2. Заключить договор с «работными» сайтами по предоставлению доступа к порталам;

  3. Найти дистанционных рекрутеров и договориться с ними о сотрудничестве;

  4. Далее заручиться поддержкой заказчиков, которым нужны специалисты;

  5. Начать работать и стремиться приумножить ежемесячный доход.

В одно время по всей стране открылось множество фирм схожей направленности, но многие из них не смогли просуществовать больше года. Почему? Ответ кроется в работе персонала.

Кто знает, может именно у вас в скором времени появится желание начать и развивать свой собственный «дистанционный» бизнес! Чтобы зарабатывать чуть больше, чем хочется, все-таки придется работать «вчистую», т.е. платить налоги и взносы. Рассчитать их, а также отразить в отчетности поможет 1С Онлайн – недорогой и удобный способ решить производственные задачи. 14 дней бесплатного доступа к вашим услугам!

Как организовать работу и избежать глупых ошибок?

Пожалуй, главная проблема, с которой сталкивается компания со 100% «удаленным» штатом – это организация рабочего процесса. Описанный выше вариант показывает крайне неустойчивую модель взаимоотношений, где генеральный директор выступает посредником между конечным заказчиком и непосредственными исполнителями. Тут немалое значение отдается способу «удержать» персонал. 

Если в крупных предприятиях создаются целые отделы, которые работают над формированием «командного духа» и развитием корпоративной культуры, то в случае не только с малым, но и вполне крупным «дистанционным» бизнесом, люди будут выполнять свою работу до тех пор, пока они будут замотивированы в оплате своего труда. Из этого следует, что постоянный поток заявок, проектов и прочих источников дохода будет тем «удерживающим» фактором, который может обеспечить долгосрочное сотрудничество. 

Но любому руководителю мало только того, чтобы люди были готовы работать. Ему важно, чтобы они выполняли свои обязанности качественно.

Как мы описывали это в одной из наших предыдущих заметок, многие предприниматели, имевшие опыт работы с «дистанционщиками», столкнулись с тем, что специалисты срывали сроки, делали работу некачественно, не придерживались некоего «единого стандарта» в выполняемых ими обязанностях. Более того, были нередки случаи, когда люди попросту «пропадали», не доделав проект, и тем самым подводили своих руководителей. Практика показала, что во многом им не хватало следующего:

  1. Отсутствовала единая площадка, где «удаленные» сотрудники могли взаимодействовать друг с другом. Под этой площадкой может пониматься все, что угодно, будь то общая для всех таблица от «Google Docs», форум или чат;

  2. Директора в погоне за стандартизацией процессов не учитывали личные особенности каждого из работников (например, заставляли находиться онлайн с 09.00 до 18.00, вынуждали писать по несколько отчетов в день о проделанной работе, с помощью специализированного ПО отмеряли время, которое работник тратил на выполнение задания и если затраченные часы отклонялись от нормативов, то ему урезали доход и т.д.);

  3. В купе ко всему финансовая мотивация оставляла желать лучшего. При минимальных затратах на организацию бизнеса, работники получали минимальный доход при полной занятости. В выигрыше оставался только владелец бизнеса;

  4. Сами руководители подобных фирм предпочитали, порой, «почивать на лаврах», ожидая, что деньги будут литься рекой без их участия. Тем самым они не уделяли должного внимания качеству выполняемой работы и, в итоге, теряли свой бизнес.

Помимо всего прочего, большинство руководителей, чувствуя себя чуть ли не самыми «умными» и «продвинутыми», считают, что для своих работников они создали максимально благоприятные условия для работы. Какие? Ну, например, то, что они могут работать из дома. Ведь это же так здорово… Значит, можно платить меньше… Тут, кстати, была ирония.


По-хорошему создать такие условия труда, чтобы работники могли развиваться, а не растрачивать те навыки, которые они успели приобрести у других работодателей. «Сделать» из безработного будущего инвестора – это то, чем можно гордиться.

Лайфхаки для будущего руководителя

Понятное дело, что излишний контроль и излишняя свобода действий одинаково негативно влияют на качество и характер работы в коллективе, даже если он «удаленный». В зависимости от вида деятельности фирмы, а также от количества сотрудников можно утвердить несущественный, но все же строгий регламент работы:

  1. Подбирая персонал, старайтесь искать тех людей, кто или уже работал на фрилансе некоторое время или тех, кто достаточно долго проработал в одной компании на территории работодателя. В обоих случаях эти люди понимают, что способность придерживаться сроков и дисциплина – основа любой работы;

  2. Не ограничивайте людей во времени, не желайте им «доброго утра» очередным звонком или сообщением в мессанджере. Лучше заранее обозначьте сроки, в течение которых нужно выполнить очередную задачу и уже к назначенному времени ожидайте получить ответ. Все-таки излишний «напряг» со стороны начальства – это, как правило, та причина, по которой люди ушли «в свободное плавание»;

  3. Обговорите с партнерами (не подчиненными – это важно) общий регламент работы, кто и за что должен отвечать. Не обязательно при этом каждого посвящать в особенности работы другого. Часто бывает так, что люди в «удаленных» коллективах не общаются друг с другом просто потому, что не знакомы – это и не обязательно;

  4. Можно сделать работу наиболее прозрачной. Google Docs – один из подходящий вариантов. Здесь можно размещать задания для выполнения, где в режиме реального времени весь коллектив будет извещен о важной информации;

  5. Активно используйте электронную почту, мессенджеры или группы в социальных сетях – как удобнее. Здесь также можно оперативно рассылать новости и объявления;

  6. Проводите «чистые» операции с оплатой труда, не пытайтесь кого-то надурить – себе дороже будет;

  7. Если видите в этом необходимость, проводите изредка видеоконференции со своими сотрудниками, обсуждайте планы на ближайшее время. Визуальный или голосовой контакт укрепит деловую связь между вами – это тоже важно.

При этом важно помнить, что нет никакой необходимости превращать «дистанционную» работу в ту, к которой многие привыкли. Здесь каждый отвечает только за свой труд. А это значит, что совершенно не обязательно формировать у партнеров «командный дух» и прочие атрибуты «классической» работы в офисе. Поверьте на слово, людям это и не нужно. 

Возможно, у вас, как у руководителя, в этом есть необходимость, однако, работая с 1С на удаленке, вы сами осознаете, как это все эфемерно по своей сути.

Желаем вам удачи!