Подбор персонала после зимних каникул: несколько негласных правил

Читать в полной версии

Недооцененный кандидат, возможно, станет лучшим сотрудником в отделе

После того, как проходят длинные новогодние праздники HR-менеджеру больше всего не хочется заходить на свой профайл «работного» портала и внимательно изучать поступившие от кандидатов на должность отклики с резюме. Это же ведь необходимо вчитываться в описание опыта работы, искать в нем не только устраивающие компанию нюансы, но и те противоречия, которые не благоволят приглашению кандидата на собеседование. 

Другими словами, на это нужно тратить время, а так хочется еще немного расслабиться, «плавно» влиться в рабочий процесс и уже только после этого заняться своей непосредственной работой. Но как бы не так… Руководству нужны толковые кадры, а у «эйчара» есть своя отчетность, задачи и сроки их решения. Собственно, они этим и занимаются.

У периода после праздников есть одна очень занимательная особенность, к сожалению, не очень радужная – в это время рекрутеры очень часто пропускают мимо своего внимания действительно интересные кандидатуры, ставя акцент лишь на формальные признаки профессионализма кандидата (образование, пройденные курсы и стаж работы по специальности). 

Сказать, что они принципиальным образом делают что-то неправильно нельзя, ибо и эти формальности таковыми вовсе могут и не являться. В свою очередь «клад» для того, кто подбирает персонал, может крыться, что называется «между строк», там, где нет «кричащих» заголовков и отсылок на головокружительный успех. Давайте об этом и поговорим.

Читайте статью: Переписка в OUTLOOK™ как доказательство в суде

Куда в последнюю очередь смотрят рекрутеры, если вообще смотрят? Конечно же, в графу «Увлечения» и «Личные интересы»

По мнению ряда психологов, работающих в области подбора персонала, наиболее показательными и характеризующими человека записями можно признать те, где он рассказывает о своей жизни вне работы. 

Если типовую форму резюме можно составить, скажем, на «работном» сайте, скопировать перечень должностных обязанностей и достижений то информацию о хобби и интересах в жизни, как правило, люди пишут сами, не подозревая о том, что стиль написания, расставленные акценты и сам род интересных занятий может в полной мере «выдать» кандидата, что называется, таким, какой он есть. Оно и не удивительно. Давайте сравним несколько записей:

(пишет кандидат, претендующий на должность штатного бухгалтера):

«У меня много увлечений – дайвинг, тир, скалолазание и чтение книг».

(вариант другого кандидата на ту же должность):

«В свободное время предпочитаю ухаживать за цветами, люблю домашних животных и смотреть фильмы про путешествия».

(вот третий вариант):

«Читаю профессиональную литературу, изучаю иностранные языки и посещаю курсы ментальной арифметики».

  • У каждого из кандидатов есть определенный перечень увлечений, который его характеризует. В первом случае, мы, скорее всего, имеем дело с человеком, для которого бухгалтерия – это всего лишь способ заработка денег для собственных нужд в том смысле, что он будет заниматься этим делом до тех пор, пока он не найдет ему альтернативу. 

  • Второе описание увлечений – это типичная для большинства бухгалтеров отсылка к тишине и спокойствию, столь часто встречающейся у представителей этой профессии. 

  • В третьем случае, возможно, мы имеем дело с профессионалом, у которого есть желание развивать в этой деятельности, но вероятность ухода в другую организацию здесь высока. Это может произойти в том случае, если, скажем, его не устроит уровень дохода, который компания сможет ему предложить (по всей видимости, он знает себе цену).

Стоит отметить, что при всех прочих равных у каждого из кандидатов был описан приблизительно идентичный опыт работы. Рекрутер после праздников может без серьезного на то желания пригласить на интервью всех трех кандидатов и порекомендовать директору, скажем, первого претендента, хотя на самом деле директору был бы нужен именно второй (тихий, скромный, без существенных финансовых амбиций, но при этом профессионал).

Из этого мы можем сделать вывод о том, что в резюме кандидата важно все, но характеризует личность именно сведения, которые он указывает о своей жизни вне работы. Это дает возможность узнать, как человек себя оценивает и что для него значит та должность, на которую он претендует.

Читайте статью: Выживет ли малый бизнес после проблем с обналом?

Еще одной интересной особенностью работы рекрутеров не только после праздничных дней, но и в обычные будничные является то, как каждый из них относится к рассылке негативных ответов на присланные резюме. Есть одна занимательная статистика:


Диаграмму составляли не мы, но у нас была возможность узнать мнение наших клиентов из числа тех, кто работает с 1С онлайн. Исходя из данных небольшого опроса, актуальность данных подтвердилась, ввиду чего смело можем заявить: большинство присланных на открытую вакансию резюме остаются без ответа по той причине, что кандидат соответствует заявленным требованиям отчасти, и что он, возможно, будет удостоен приглашения на интервью, если более успешные претенденты провалят собеседование.

Большинство соискателей это раздражает, причем достаточно сильно. Они не понимают, зачем нужно тратить время на поиск необходимой вакансии, писать сопроводительные письма и вообще ждать хоть какого-нибудь «послания» от работодателя, если тот не проявляет никакого интереса к отправленному отклику.

Пользуясь возможностью, мы обратились к нашему клиенту по услуге «Аренда 1С» с просьбой пояснить, как именно сейчас, после праздников, происходит у них в компании подбор персонала, что они успели сделать в конце 2017 года и как планируют вести работу в начале 2018 года:

«Я работаю менеджером по подбору персонала уже седьмой год. За время моей трудовой деятельности мне пришлось провести интервью, возможно, с пятьюстами кандидатами на различные должности, начиная от линейного персонала и заканчивая руководящим составом. 

Я уже не говорю о том, сколько за это время пришлось, в буквальном смысле этого слова, «перерыть бумаги»… Конечно, все мы люди и иногда получается так, что от сильной усталости или же от рассеянности мы, возможно, упускаем интересные кандидатуры из виду. Для того, чтобы максимально точно дать предварительную оценку не только специалисту, но и человеку, нужен детальный анализ сведений, которые он о себе оставляет. 

Для нас очень важен опыт работы в той специальности, которую предполагает открытая вакансия, при этом в нашей компании предусмотрен центр по адаптации новичков, где мы «подтягиваем» их знания до необходимого нам уровня. Я не исключаю, что какую-то часть тех, кому мы отказали, можно было обучить, и что они в дальнейшем смогли бы хорошо проявить себя у нас в организации, но все же… 

К примеру, сейчас мы с Вами разговариваем, а у меня на столе лежат распечатки 14 претендентов… Вот честно Вам скажу, большого желания разбираться с ними именно сейчас у меня нет, но по опыту я отчетливо понимаю, что заняться этой работой нужно, т.к. 1 февраля мне нужно эту вакансию закрывать. Что прикажете делать»? В конце прошлого года мы все отдыхали, а других планов на январь у меня нет как найти человека на эту позицию.

– Предположу, что можно немного собраться с мыслями и уделить внимание каждому резюме. Вполне возможно, что именно среди них есть подходящий Вам профессионал.

«Вам легко говорить. А Вы знаете, сколько уходит время на качественную обработку одного документа? Около 40 минут! А у меня их 14! Вот и посчитайте сами»…

– У Вас все получится. За два дня точно успеете!

Мы попрощались и на этом наш диалог закончился. При всем кажущемся «лентяйстве» нашего собеседника мы разговаривали с настоящим профессионалом своего дела, можно сказать, не менеджером, а «мастером» по подбору персонала. Даже такие люди склонным расслабленно относиться к своим должностным обязанностям после длительных выходных дней (тем более, если они прошли очень хорошо).

Читайте статью: Почему две трети бухгалтеров не готовы на дауншифтинг?

Метод французского психолога

Если взять во внимание то, что именно сейчас, в течение первых двух рабочих недель, необходимо взять себя в руки и начать выполнять свою работу добросовестно, то один из советов знаменитого французского психолога в области управления персоналом Пьера Морнеля придется весь кстати. Вот, как он работает:

  1. Разложите перед собой на столе все присланные на вакансию резюме и визуально разделите часть стола на три группы;

  2. После этого заново перечитайте каждое из резюме. Если кандидат Вам полностью подходит и его резюме заполнено грамотно, то отложить его в колонку «А» (часть стола или папка, где будут лежать самые лучшие). Если кандидат подходит, но частично, в то время, как его документ составлен корректно, отложите его в сектор «B». Соответственно, существует сектор «С» и он предназначен для наиболее неподходящий кандидатур (эти листки в принципе можно и выкинуть);

  3. Пригласите на собеседование людей из первой колонки. Если вы почувствуете, что среди них все-таки не нашлось подходящего кандидата, то обратитесь ко второй. К третьей лучше не прибегать вообще.

Кстати, по мнению Моньера, наличие грамматических ошибок в резюме автоматически определяет кандидата в сектор «С», даже если тот по всем формальным признакам соответствует предъявляемым требованиям.

Будьте более бдительны, дорогие читатели, и старайтесь бороться с ленью быстро, но эффективно. Потом скажете сами себе спасибо!

Желаем удачи и до скорого!