Подарочные сертификаты: как выпустить и как отразить в бухгалтерском учете?

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы поговорим с вами о подарочных сертификатах, как о полюбившейся многим компаниям возможности привлечь к себе больше потенциальных клиентов или проявить лояльность по отношению к текущим заказчикам. Ну и, конечно же, с нас несколько интересных проводок!

Страницы Финансового блога и тот труд, который мы вкладываем в его развитие, направлены на то, чтобы охватить как можно больше потребностей нашей целевой аудитории – бухгалтеров, руководителей организаций, финансистов, юристов и кадровиков. Любая написанная нами статья – это еще один шаг к тому, чтобы раскрыть читателю новую тему или более подробно остановиться на старой, хорошо знакомой проблеме.

Собственно, подарочные сертификаты и методы работы с ними – это что-то среднее между новинкой и «старинкой» и, значит, о них желательно рассказать тоже. Дело в том, что, скорее всего, ваше предприятие уже давно использует этот инструмент маркетинга? и вам хорошо известно, как с ним работать. Однако, как показал опрос, не все решаются на подобные акции? А кто решился, не всегда этому рад. Почему? Поговорим об этом тоже…


Как изготовить?

Традиционно принято считать, что затраты понесенные на производство сертификатов необходимо относить к прочим расходам. Делается это по той причине, что, формально, компания тратит деньги на услуги типографии, и это не является прямыми тратами на развитие производства (хоть по факту так оно и есть).

Если говорить о непосредственном изготовлении подарочных сертификатов, то, как правило, компания всегда обращается в стороннюю организацию, если, конечно, сама не оказывает типографские услуги. По заранее согласованному проекту дизайнеры создают макет, который в последующем запускается в печать. После этого или в розничных точках продаж, или непосредственно сотрудниками офиса данные сертификаты раздаются заинтересованным в нем лицам. 

По сути, сертификат является основанием для получения материальной выгоды при достижении определенных условий (к примеру, покупки предлагаемого товара). В любом случае, кроме как этой функции у сертификата другой попросту нет. Следовательно, не стоит причислять затраты на них к прямым расходам. В нашем случае, данное утверждение косвенно подтверждается в письме Минфина России от 25.04.2011 N 03-03-06/1/268; УФНС России по г. Москве от 22.10.2009 N 17-15/110609. Более точно разобраться в методике деления этих двух понятий можно, ознакомившись с нашей статьей на этот счет.

Но какими бы не были затраты, эти операции также необходимо отражать в бухгалтерском учете. По мнению наших именитых коллег из числа бухгалтеров, наиболее оптимальной будет следующая методика:

  • Д 44, К 60 (76) — приобретены сертификаты;

  • Д 19, К 60 (76) — выделен НДС;

  • Д 68, К 19 — НДС принят к вычету;

  • Д 006 — оприходованы подарочные карты на забалансовый счет.

С точки зрения покупки товаров и оплаты услуг сертификатом

Как правило, любой подарочный сертификат имеет номинал, опираясь на который держатель купона или акционного «флайера» имеет право рассчитывать на получение определенной скидки. В зависимости от коммерческой политики организации этот номинал может иметь более высокую или более низкую ставку от полной стоимости товара или услуги. Однако в случае с бухгалтерскими проводками это не имеет никакого значения, т.к. они в любом случае будут использоваться одни и те же. Разберем несколько типовых ситуаций:

Ситуация №1: Клиент имеет на руках сертификат номиналом 5000 рублей и применяет его при покупке товара по аналогичной цене. Себестоимость товара равна 3000 рублей.

Здесь бухгалтеру необходимо «раскидать» цифры по следующим счетам:

  • Д 62-01, К 90-1 — 5000 рублей, отражена выручка от реализации товара;

  • Д 62-02, К 62-01 — 5000 рублей, произведен зачет ранее полученного аванса;

  • Д 90-3, К 68 — 540 рублей, начислен НДС с выручки;

  • Д 90-2, К 41 — 3 000, списана себестоимость товара;

  • Д 68, К 76-АВ — 540 рублей, восстановлен НДС, начисленный при продаже сертификата.

Ситуация №2: Клиент имеет на руках сертификат номиналом 5000 рублей и применяет его при покупке товара, чья стоимость составляет 7000 рублей, доплачивая 2000 рублей «сверху». Себестоимость товара – 3000 рублей.

  • Д 62-01, К 90-1 — 7000, отражена выручка от реализации товара;

  • Д 62-02, К 62-01 — 5 000, произведен зачет ранее полученного аванса;

  • Д 90-3, К 68 — 1260, начислен НДС с выручки;

  • Д 90-2, К 41 — 3 000, списана себестоимость товара;

  • Д 68, К 76-АВ — 1260, восстановлен НДС, начисленный при продаже сертификата;

  • Д 50 (51), К 62-01 — 2 000, оплата за товар сверх номинала сертификата внесена в кассу (на расчетный счет) продавца.


Проведение взаимозачета в облачной 1С. Бесплатный доступ на 14 дней.

За что любят и не любят сертификаты?

Понятное дело, что затронув такую востребованную тему, как учет подарочных сертификатов, мы не могли не поинтересоваться у наших клиентов по услуге «Аренда 1С Предприятие в облаке» об их мнении на этот счет. Нам стало интересно, используются ли они в качестве маркетингового хода в своих организациях, как им с ними работается и как на них реагируют клиенты. Вот, что нам стало известно:

«Подарочные сертификаты люблю получать в магазинах, но работать с ними мне не нравится. Фирма у нас небольшая. Генеральный директор – мой муж. А я сама веду бухгалтерию. Занимаемся шиномонтажом. В этой сфере я не разбираюсь, наверное, поэтому муж мне сказал, что клиентов можно привлечь только какой-нибудь, уж простите, «халявой». С того момента, как мы ввели в оборот подарочные купоны, существенно больше клиентов не стало, а скидки пришлось давать тем, кто и так у нас «переобувается». В общем, не работает это».

— Скажите, а на каком основании клиент имел право получить сертификат? Как вы их раздавали?

«Да, никак, по большому счету. Думали сначала перед входом в ремонтный бокс поставить промоутера, одетого в ростовую куклу, чтобы он раздавал купоны, но потом поняли, что это будет для нас затратно. Получается, что сертификаты получали те, кто воспользовался нашими услугами. А, как я это уже сказала, приезжают к нам только знакомые мужа. Сторонних людей, по сути, нет».

—Может, есть смысл разместить рекламу в интернете, чтобы ваш шиномонтаж отражался в поиске? Там и рекламу про скидки можно разместить.

«Если б раньше об этом подумали, то, конечно, уже сделали бы. Сейчас не до этого. Доход небольшой, но его пока хватает. Посмотрим, может, когда-нибудь в будущем что-то похожее сделаем».

Есть еще одна история, но уже с более удачным опытом.

«Подарочные сертификаты производим уже давно, и у наших клиентов они пользуются большой популярностью. В отличие от многих других компаний, мы не раздаем их всем, кому попало, а предлагаем нашим покупателям сначала приобрести продукцию на определенную сумму, и только после этого мы готовы дать скидку на последующие покупки. Торгуем косметическими средствами из натуральных ингредиентов, продукция востребована, и клиенты всегда есть. Их радует, что всего через 2-3 заказа они смогут существенно сэкономить».

—Как вы считаете, разве не стоит чем-то «заманить» новых покупателей еще до того, как они оставили свои финансы у вас в магазине? Может, подарочные сертификаты, но меньшего номинала стоит давать «на входе»?

«Мы рассматривали такой вариант, но, признаюсь, нашему директору он не нравится. Сказать честно, не видит в этом смысла. Люди и так каждый день приходят, кто за мылом, кто за шампунем, кто за краской для волос. От этих скидок у нас клиентов ни больше, ни меньше не станет. А вот в дальнейшем их «удерживать» уже требуется – это безусловно».

— У Вас лично возникают сложности с бухгалтерским или налоговым учетом скидок?

«Когда только вводили сертификаты, тогда были вопросы. Сейчас в принципе все понятно, тем более, что нормативная база в этой сфере не меняется. По крайней мере, ни о чем принципиально новом я еще нигде не читала и не слышала».

Какие можно сделать выводы?

Во-первых, хочется сказать, что отражение затрат на производство, а также использование подарочных сертификатов не должно составить большого труда, если знать, как это делать. Во-вторых, если говорить о коммерческой выгоде от этого маркетингового хода, то его успех будет во многом зависеть от целевой аудитории и «раскрученности» текущего бренда. Вопреки многим предположениям, скидочные купоны не столько привлекают новых покупателей, сколько позволяют «удерживать» текущих клиентов.

Благодарим за внимание и до новых встреч!