Нетривиальные формы поощрений и наказаний персонала: сможете применить у себя?

Читать в полной версии

Сотрудник сотрудницу – рознь, как, в общем-то, и сам работодатель. У нас можно найти донельзя «скучные» компании, где персонал с огоньком в глазах мечтает попасть на корпоратив за казенный счет, уйти пораньше с работы, услышать, что начальник задерживается на встрече, что в пятницу «разрешают» прийти на работу в повседневной одежде. Руководство зачастую осознает, что одной только зарплатой хороших подчиненных на месте не удержишь и какими-нибудь штрафами их едва ли можно мотивировать к добросовестной работе – там, глядишь, и вовсе уволятся. Правда, вот с фантазией у них не всегда все гладко.

Это же ведь нужно придумывать какие-то мероприятия, организовывать «тим билдинги» и вообще отвлекаться на подобного рода «шелуху». Однако с таким убеждением согласятся не все, ибо находятся директора из числа «молодого поколения», кто нетривиальным образом подходит к поощрению и наказанию своего персонала. Насколько эти меры «удачны», судить сложно, но мы все-таки попробуем это сделать.

Откуда берется потребность?

Методам мотивации подчиненных посвящено огромное количество профессиональной литературы, где авторы делятся своим личным опытом внедрения подобных технологий. Большинство из них действительно смешные и те, кто ими смог умело воспользоваться, оценили благоприятное воздействие на общую работу коллектива. Потребность в мотивации берется даже не от того, что работнику она крайне важна, а потому лишь (это наш крайне субъективный взгляд), что он, в большинстве случаев, не понимает в глубине души, зачем он ходит на работу каждый день, для чего выполняет поручения начальства, зачем ему подниматься вверх по карьерной лестнице.

В «молодых и дружных коллективах» (очень распространенная формулировка, согласитесь) трудятся специалисты, возраст которых едва ли достигает 30 лет. Как правило, это недавно окончившие ВУЗ парни и девушки, у которых, по идее, должно быть столько честолюбивых целей в жизни, что остается только завидовать белой завистью. Но нет, это далеко не всегда так. Проведенный опрос среди наших сограждан этой возрастной группы показал, что львиная доля молодежи, да, мечтает на заработанные деньги съездить в Турцию, но не для того, чтобы познакомиться с другой культурой, а скорее, просто «позагорать» и все, что с этим связано.

Они хотят получить второе высшее образование не для того, чтобы лучше понимать общественные процессы или разобраться в интересующем их предмете, а, да, получать чуть больше денег на карту по итогам рабочего месяца. Формально у них есть какие-то желания и некоторые из них никак не назовешь плохими, однако выше меркантильной планки они, в основном, не поднимаются. Представьте себе еще и то, что всех целей они хотят достигнуть как можно скорее, а не получается… Вот и видим мы картину того, как они приходят в офис, час-полтора в начале дня разговаривают друг с другом о какой-нибудь «фигне» (уж, простите), потом начинают чем-то заниматься, но после обеда видишь их уже «уставшими» и чуть ли не вымотанными.

Все это происходит от того, что они не видят результата своего труда, не ценят маленьких шагов для достижения, хоть и меркантильной, цели. Понятное дело, что их «упадничество» нужно как-то устранять, ведь уволь ты их всех сегодня, завтра будешь вынужден взять на работу точно таких же. Собственно, поэтому приходится придумывать что-то необычное, дабы им было жить веселее…

Бесплатная еда

Вроде бы ничего особенного, да вот только компания Google однажды решила мотивировать своих сотрудников к работе, давя на «насущную» потребность их организма к питанию. Это вам не наши отечественные «чай-кофе-печенюшки», а настоящий шведский стол, где действительно можно хорошо пообедать в обществе коллег. Для чего IT-гигант это сделал? Как отметили в управлении персоналом, данный шаг позволяет специалистам не столько утолить голод после интенсивной работы (хотя эта проблема решается на ура), а создать у них ощущение всеобщего достатка.

Психология достаточно проста: «Когда человек разделяет стол со своими «братьями и сестрами» каждый день, создается ощущение, что он находится в окружении семьи»… Наверное, это звучит как-то странно, но, по всей видимости, этот подход у них работает достаточно хорошо, раз эту компанию знает любой, кого ни спроси… Но не только этим Google мотивирует «молодых и дружных». К примеру, их штаб-квартира в Маунтин-Вью оборудована большой горкой со второго этажа на улицу и у каждого желающего есть возможность с нее скатиться… Да, представляем себе некого Виктора Павловича с завода в Чебаркуле, который для своих подопечных соорудит горку «для забавы»…

Читайте статью: Комната отдыха для сотрудников. Как ее сделать?

Уникальные должности

Предписания ТК РФ не позволяют работодателям на свое усмотрение «выдумывать» оригинальные названия должностей для подчиненных, ибо они обязаны ориентироваться на имеющиеся профстандарты. Однако им никто не запрещает в повседневной жизни именовать сотрудников так, как они того пожелают. К примеру, особо отличившихся менеджеров по продажам некоторые директора величают ни много ни мало «Руководителями макрорегиона» или «Начальниками коммерческого сектора». Звучит это, конечно, забавно, но, говорят, что такой подход работает и действительно дает ощутимые результаты.

Как это было сказано выше, молодежи необходимо признание (ну хоть маленькое) даже просто за то, что они приходят на работу каждый день. Если реальный руководитель не имеет возможности желания мотивировать их дополнительными деньгами, то он может прибегнуть к повышению общественного статуса, а это, в свою очередь, дает «Начальнику коммерческого сектора» чувство, что его труд действительно заслуживает уважения. Но там, где есть поощрения, как правило, есть и наказания.

С таким же успехом такого «Начальника» могут и разжаловать до «Младшего специалиста», присовокупив к этому еще и соответствующее отношение. Нелепость и парадокс этой технологии сводится к тому, что это действительно влияет на поведение работника. К сожалению, конечно, но это так…

Специфические отгулы

Конечно же, ничто так не порадует «молодых и дружных» больше, чем возможность «сачкануть». Большое неудобство при этом возникает тогда, когда требуется придумать какую-нибудь вескую причину для отгула. Кто-то берет отпуск без сохранения заработной платы на несколько дней под предлогом неотложных «семейных обстоятельств» или необходимости «отлежаться несколько дней». Некоторые вообще предпочитают «жесткие» варианты, ссылаясь на семейные трагедии, которых в действительности не было. Какая-то часть работодателей это прекрасно понимает и идет на беспрецедентный шаг – дает возможность, к примеру, два раза в месяц отпроситься с работы и в качестве причины указать то, что есть на самом деле.

Нам рассказывали клиенты по услуге «1С через интернет», как в одной из компаний имело место заявление примерно следующего содержания: «Прошу предоставить мне отпуск без сохранения заработной платы на … число по причине того, что вы меня все достали»… Звучит скандально и одиозно, но именно на этот эффект все и рассчитано. Где-то в глубине души подчиненный не хочет, чтобы окружающие знали об его истинном отношении к ним, собственно, поэтому в компании «прогульщиков» практически не осталось… Работает!

Уход за животным

В России это пока не принято, но в ряде зарубежных компаний считается вполне нормальным и естественным, когда в офисе заводят кошку, собаку, хорька, скунса, черепаху, хомяка и шут его знает, кого еще. Появление офисного животного имеет под собой определенный смысл. К примеру, тот, кто хуже всех показал результаты работы по итогам месяца обязан весь последующий период ухаживать за питомцем… И это не значит, что нужно его просто кормить, гладить и разговаривать… Потребуется, понятно дело, еще и убирать фекалии, после работы водить к ветеринару и защищать его, при необходимости, от шалостей коллег.

Звучит это все, конечно, безобидно, да вот только норма производственных показателей для такого сотрудника тоже возрастает. Во-первых, это вынуждает его больше работать, дабы все успеть, во-вторых, ему придется ощущать на себе «вполне справедливые» насмешки коллектива, в-третьих, появляется новая форма отчетности перед непосредственным руководством, ибо забота об офисном животном – это дело серьезное. И не дай Бог, если с ним что-то случится… Сложно сказать, насколько удачна эта затея, но как заметили наши клиенты по услуге «Аренда 1С в облаке», на Западе она уверенными темпами набирает популярность.

Заключение

Как мы видим, дорогие коллеги, у некоторых руководителей, как говорится, чувства юмора не занимать. Интересно больше всего то, что некоторые из этих методов действительно работают, несмотря на то, что они находятся на грани дозволенного между работником и его руководителем. Понятное дело, что организовать горку со второго этажа у нас вряд ли получится (для этого еще неплохо бы иметь здание в собственности), но вот вариант с должностями или домашним животным – достаточно интересная идея.

Более того, заслуживает внимания и способ с заявлениями… Посмотрите на своих подчиненных и подумайте, что подошло бы к ним больше всего? Возможно, их и не нужно мотивировать. Тогда просто не скупитесь на похвалу и за выполнение каждой просьбы говорите искреннее «Спасибо». Там, глядишь, и они ответят вам тем же.

Желаем удачи!