Лояльность сотрудника и запреты ТК РФ

Читать в полной версии

Скажите, пожалуйста, дорогие читатели, что в нас любит начальство? Профессионализм? Исполнительность? Дисциплину? Может еще что-то? Правильный ответ – «лояльность» по отношение к руководителю, его взглядам и устремлениям, а также ко всей компании в целом. Так уж заведено у нас в России, что без даже лицемерной участливости в делах начальника едва ли можно рассчитывать на карьерный рост, на повышение заработной платы, а также другие преференции, которые полагаются за длительный срок службы. Неизвестно, откуда именно это пошло и когда появилось, но директора действительно это любят, более того, они в даже не замечают того, что им часто лгут. Лесть Лояльность стала отличным инструментом утвердиться в должности для тех, кто не умеет, не хочет и не любит по-настоящему работать. И все же нельзя говорить, что только подчиненные проявляют столь нелицеприятные чувства. Руководство само, бывает, намекает об этом своим подопечным: «Что, по тебе можно сверять часы, когда домой с работы уходишь»?«Может тебе взять работу на выходные? Ты же и так почти не работал(а) на этой неделе» и все в том же духе. Мы задались вопросом, где чаяния директоров справедливы, а где они идут вразрез с действующим трудовым законодательством? Давайте разбираться.

Читайте статью: «Что делать, если директор принуждает к работе в день государственного праздника»?

Почему нужна лояльность?

В чистом виде, данное качество ни в коем случае нельзя называть презренным. Наоборот, если у человек искренне испытывает такие чувства, бережет имущество организации, уважает коллег и в действительности хорошо относится к своему непосредственному руководству – разве это может быть плохо? Едва ли. Сейчас мы говорим именно о мнимой лояльности, подхалимству, чинопочитанию и прочей гадости, которую можно сплошь и рядом наблюдать практически в любом российском офисе. Только на минуточку представьте себе, что люди в автобусе, трамвае, маршрутке, на оживленном перекрестке в большинстве своем работают в чьих-то офисах и практически каждый из них пытается найти подход к своему руководителю, а, возвращаясь домой, плюется сам на себя за то, как он себя ведет. Что же тут, скажите, пожалуйста, достойного уважения? И все-таки директора таких любят, считают, что именно с ними можно и нужно делать бизнес. Как же по-другому? Давайте напрочь забудем о таких мерзких вещах и ответим себе на вопрос: «Для чего нужна подлинная лояльность»? Во-первых, благодаря ей у сотрудников появляется желание делать свою работу хорошо, намеренно вносить ощутимый вклад в развитие организации, стремиться показать себя с лучшей стороны только для того, чтобы его труды были отмечены заслугами, хотя бы даже словесными. Во-вторых, руководителю легче управлять лояльно настроенным персоналом. У них (работников) есть единая цель, к которой они стремятся. Следовательно, никто или практически никто не захочет от нее отступать. В-третьих, компания автоматически перестает сталкиваться с такими явлениями как опоздания, прогулы, халатность и умышленное причинение вреда. Пожалуй, каждый директор в глубине души мечтает о том, чтобы все его сослуживцы приходили на работу со счастливой улыбкой и засиживались на рабочем месте допоздна, не зная усталости… Что может быть лучше?

Что можно ожидать, а о чем лучше перестать думать?

По большому счету, все чаяния работодателя, касаемо лояльности сотрудников, должны ограничиваться соблюдением ими прав внутреннего распорядка и не более. В трудовом договоре, а также в прочих локальных актах компании отсутствует какая-либо информация о «самоотверженном труде», «уважении к руководителю» и прочих атрибутах «хорошего» сотрудника. В основном речь должна идти о беспрекословном исполнении своих трудовых обязанностей, а также о соблюдении правил внутреннего распорядка, заведенного в компании. Наши клиенты по услуге «1С в облаке» жаловались на то, что их директора, хоть и косвенно, но все же принуждают к выполнению работы во внеурочное время, заставляют приходить в офис на полчаса раньше начала рабочего дня под предлогом того, что к его началу они успеют «раскачаться». Вообще-то, это некорректное требование и, по идее, его можно обжаловать, однако вряд ли кто-то захотел бы этим заниматься (если быть реалистами). Помимо этого руководители часто ожидают от подчиненных выполнения ими дополнительных, не относящихся к непосредственным обязанностям, работы. К примеру, от бухгалтера ждут помощи в ведении кадрового делопроизводства даже с учетом того, что это не указано в его должностной инструкции, выполнять обязанности офис-менеджера (покупать чай, кофе, печенье для столовой), отвечать на незнакомые входящие звонки, следить за корпоративной почтой, изучать коммерческие предложения конкурентов и т.д. Прямой или опосредованный отказ от выполнения именно этих поручений в любом случае вызовет у директора негативное отношение к персоне, что в дальнейшем может перекрыть возможности карьерного продвижения. Хорошо, если оно вообще предусмотрено… Бывает ведь так, что от подчиненного требуют и ждут всего этого, заведомо зная о том, что он будет работать в своей должности еще долго и что ему в будущем ничего нового «не светит». У нас был случай с нашей коллегой, когда директор слишком многого хотел, она верила, и, в конечном итоге, была вынуждена уволиться, считая, что директор ее попросту обманул:

«… не понимаю, зачем я тогда вообще за это дело взялась…Представляете, устроилась на работу в 2010 году бухгалтером. Сначала все было благополучно, но через 4 года случился кризис, и директор был вынужден уволить кадровика и часть менеджеров по продажам. Разумеется, без бухгалтера его организация работать бы не смогла, и он меня оставил. На собрании он сообщил, что ожидает от каждого оставшегося на своем рабочем месте посильной помощи в такое непростое время. Я как пионер и главный активист высказалась, что могу взять на себя кадры, могу помогать в работе офиса, взять на себя часть обязанностей секретаря. Тогда Евгений Сергеевич меня похвалил и сказал, что это не забудет и в дальнейшем материально отблагодарит меня за мой труд. Прошел год в таком режиме, а ничего, кроме нервозного отношения в свой адрес я не получила. Решила однажды прямо поговорить о повышении заработной платы. Евгений Сергеевич сказал, что и так мне платит в достаточной мере и что с таким требованиями к нему приходить не нужно. Написала заявление на увольнение и через две недели ушла. В конечном итоге, даже «спасибо» никто не сказал».

Пример этой истории наглядно показывает нам, как вполне открытые и чистые намерения сотрудника, который проявил лояльность, столкнулись с желанием директора сэкономить собственные средства. У него не возникло чувство, что надо поднять заработную плату нашей собеседнице или же повысить ее в должности, хотя ее расположение и искреннее желание помочь заслуживает только похвал. К большому сожалению, подобные рассказы не единичны – куда ни посмотри, везде можно встретить что-то похожее. В то же время директор, формально, не нарушал никаких правил. Его подчиненная предложила ему оказать безвозмездную помощь, а он согласился. Никаких договоренностей о дополнительных финансовых обязательствах не было (письменных). Более того, нет ни одной бумаги, где будет сказано о том, что директор должен был непременно пойти навстречу своему бухгалтеру. Как это уже было сказано выше, «лояльность» сотрудника прямым текстом никак не отобразить в документации. Возможно, что в этой ситуации уже скрыта угроза возникновения похожих проблем.

Можно ли с таким обращаться в суд?

В том то и дело, что оснований для обращения в суд как таковые отсутствуют. С нами же согласились наших клиенты-юристы по услуге «Аренда 1С в облаке», которые высказались в пользу ошибочных действий нашего бухгалтера. По их мнению, любую инициативу, которая предполагает дальнейшее увеличение материально дохода, желательно оформлять в виде документа. В нашем случае же была возможность переписать трудовой договор и внести в него правки о повышении по службе, если сотрудник достигнет определенных результатов по истечении определенного промежутка времени. Когда мы рассказали об этом комментарии нашей собеседнице, ей ничего не оставалось сделать, кроме как тяжело вздохнуть. «Да, если бы я знала, тогда, возможно, вообще ничего бы не предлагала. Просто делала бы свое дело и все на этом. Лишь бы больше с такими обманщиками не сталкиваться»… В данной ситуации обращение в суд будет нецелесообразным. Во-первых, человек сам проявил инициативу и какое-то время ничего не требовал взамен. Во-вторых, директор добросовестно выполнял свои обязательства перед нашей собеседницей, как перед бухгалтером. В-третьих, нет ни одного документа, как это сказано выше, который бы обязывал директора делать что-то для нее дополнительно. Вот такая под «подстава», если хотите.

Заключение

Как мы можем понять из всего вышесказанного, лояльность сотрудника – это очень щепетильный предмет, который никоим образом не отражен в документации. При этом его роль в корпоративной жизни по прежнему остается одной из главных. Кто знает, возможно, работодатели в скором времени смогут «извернуться» и сделать косвенные заметки о лояльности в трудовых договорах. Но сейчас в этом нет прямой необходимости, т.к. большинство подчиненного персонала и так знает, что без нее в компаниях будет работать трудно, следовательно, этим правилам придется следовать.

Желаем Вам удачи, дорогие читатели! До новых встреч!