Что делать, если работник просит переоборудовать рабочее место?

Читать в полной версии

Интересное получается кино. На днях нам рассказали один достаточно интересный случай, когда работник коммерческой организации стал запрашивать у директора купить ему кожаный диван и поставить рядом со своим рабочим местом. Гражданин «Х» объяснил это тем, что ему «тяжело подолгу сидеть за рабочим столом» и ему «периодически надо расслаблять мышцы». Стоит отдать должное, его ценят в коллективе и отмечают за ним высокую выработку. Однако это не помешало директору посмотреть на «большого оригинала» квадратными глазами и вежливо попросить его заняться своими непосредственными обязанностями. Эта история, пожалуй, так бы и осталась шуткой одного дня, если бы работник не продолжил «пить кровь» своему руководителю, срывать сроки работы и вообще вести себя крайне вызывающе. История заканчивается тем, обе стороны нашли компромисс – купили диван вскладчину. Правда, затем последовали новые претензии в виде нового стула, стола и прочей атрибутики.

Спрашивается, зачем мы затронули эту тему? На самом деле в отечественном законодательстве ни коем образом не прописана эта тонкая грань между обязанностями работодателя по обеспечению его рабочим местом и с тем, насколько оно удобно каждому конкретному работнику. Люди разные и вкусы у них также отличаются. Попробуем все-таки найти эту тоненькую линию между неадекватными притязаниями и тем, о чем просить не только можно, но и необходимо.

Что должен делать работодатель?

Как это было сказано выше, работодатель обязан обеспечить работника всем нужным для выполнения своих должностных обязанностей, что следует из статьи 163 ТК РФ. В частности, речь идет о:

  • Исправном состоянии помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;

  • Своевременном обеспечении технической и иной необходимой для работы документацией;

  • Надлежащем качестве материалов, инструментов, средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременном предоставлении работнику;

  • Условиях труда, соответствующих требованиям охраны труда и безопасности производства.

Как вы сами понимаете, в эти достаточно емкие формулировки можно, теоретически, вписать и кожаный диван, особенно, если говорить о «надлежащем качестве материалов». Слово «надлежащее» не формулируется никак. Нигде не сказано о том, каким должен быть стул, какого цвета должен быть стол и т.д. Да, в нормативной документации есть определенные требования к уровню освещения, проценту содержания кислорода в воздухе, а также к уровню шума на рабочем месте, и все же эти категории не могут в полной мере регламентировать условия труда как таковые. Другой раз может получиться так, что директору придется пойти навстречу своему подчиненному, в особенности, если он его ценит и купить то, что тому потребуется для работы. Затраты на обеспечение материально технической базы будут отражены в 1С, которую, сказать к слову, можно арендовать. Облачная версия 1С, между прочим, обойдется в разы дешевле покупки стационарного программного обеспечения и позволит директору сэкономить, даже купив кожаный диван.

И все же вопрос о том, что должен, а что не должен делать работодатель остается открытым. Руководству компании, в чьем коллективе работают уж больно требовательные специалисты, отчасти можно спать спокойно, т.к. едва ли кто-то из них подаст иск в суд на то, что его не обеспечили дополнительной атрибутикой к рабочему месту. В то же время, есть обратная ситуация, когда работник сталкивается с проблемой испорченной или износившейся мебели. Нередки случаи, когда соискатель, устраиваясь на работу, сталкивается с тем, что его рабочий стул настолько «расшатан» уволенным работником, что трудиться за ним – одно мучение. У стула может быть неисправная спинка, а это предвестник будущих болей в спине и пояснице, у него может быть сломан регулятор высоты и это впоследствии создаст дополнительный дискомфорт. «Урвать» у соседей хороший стул тоже может не получиться и тогда придется идти к директору с просьбами о покупке. Именно в этом случае руководитель не имеет права отказать своему подчиненному, т.к. это будет нарушением охраны труда.

«Слово передовику»…

Мы с вами разбирали пример, когда сотрудник по результатам своей работы находится в статусе «отличившихся» и пользуется доверием со стороны начальства. Как быть в том случае, если он только-только устроился на работу и начинает показывать свой «гонор»? Один бухгалтер поведал нам историю, в которой возмущался излишней скупостью своего работодателя. Так, Татьяна Григорьевна (имя изменено), проработав долгое время на крупном предприятии города федерального значения, решила перейти в другую организацию на ту же должность главного бухгалтера. На новом месте она столкнулась с рядом проблем:

  1. Ее совершенно не устроило рабочее место, за которым она должна была находиться большую часть времени;

  2. Ей отказали в приобретении нового компьютера, сославшись на то, что «старый пока еще работает»;

  3. Ей поручили вести кадровый учет, хотя раньше она этим совершенно не занималась и намерений таковых не испытывала;

  4. Постоянно отвлекали от работы какими-то «срочными делами»

В конечном итоге ее недовольства вылились в откровенный конфликт с начальством и она уволилась с работы.

Читайте статью: «Вне компетенции. Как остановить произвол руководства»

Формально Татьяна Григорьевна была права, когда говорила о сломанной ножке стола, о «тупящем» компьютере и об отсутствии субординации коллег по отношению к ней. По удивительному стечению обстоятельств директор счел ее претензии несостоятельными, и ей пришлось поставить ультиматум: «Или Вы не мешаете мне и обеспечите нормальным рабочим местом, или мне придется уйти». Единственное, что выполнил директор – арендовал 1С в нашей компании, т.к. по затратам оно обходилось дешевле за счет облачного решения. Кстати, компьютер «тупить» перестал. Татьяна Григорьевна проработала еще несколько месяцев после самого острого инцидента, а затем покинула организацию. Впечатление от разговора осталось неоднозначным. Во-первых, Т.Г. постоянно сравнивала свое предыдущее место работы, где «было все» с той небольшой фирмой, где ей пришлось работать. Надо понимать, что «с чужим уставом», как говорится, «в монастырь не ходи». Директор – собственник организации и поэтому материальное обеспечение он вправе выбирать любое, главное, чтобы не было нарушений закона и была соблюдена охрана труда. Насколько с этим вопросом все гладко, Татьяна Григорьевна ответить затруднилась.

Из этой скромной истории мы делаем вывод, что проблемы с обеспечением работника нормальными условиями труда с легкостью могут возникнуть не по вине работодателя, а по причине излишней капризности подчиненного. Когда твой рабочий стол разваливается, а компьютер едва ли работает хорошо, сложно выполнять работу именно так, как того требует начальник. Жаль, что не каждый директор это понимает. Увы.

Куда можно пожаловаться?

В том случае, если ваше рабочее место действительно оставляет желать лучшего, и вы никоем образом не можете повлиять на свое руководство, то вам желательно предупредить его о том, что Вы будете жаловаться в соответствующие инстанции. Таким органом может стать Городская инспекция по охране труда, прокуратура или, в крайнем случае, суд. Наиболее оптимальный вариантом станет звонок на горячую линии инспекции, т.к. реакция на обращение должна быть максимально быстрой. К сведению работодателей хочется заметить, что нарушение норм и условий труда подчиненных когда-нибудь привет к наложению административного штрафа в размере от 30 до 50 тысяч рублей, согласно статье 5.27 КоАП РФ с обязательством в последующем исправить все недочеты. Если эти установки будут проигнорированы, то компанию обяжут приостановить деятельность сроком, не превышающем 90 суток, а «впаять» могут именно столько и не меньше. Спрашивается, почему бы не решить проблему на месте еще до первых претензий своих подчиненных? Для особо «непробиваемых» скажем, что текущая потребность государства в дополнительных вливаниях в бюджет только поспособствует скорейшему наложению штрафа, поэтому «отвертеться», скорее всего, не получится ни при каких обстоятельствах.

Рекомендации

Если Вы директор и не хотите столкнуться с подобными проблемами, то рекомендуем Вам заблаговременно ознакомиться с нормами охраны труда для каждой свободной позиции, куда будут набираться сотрудники. Далее стоит все подготовить с учетом этих требований и Ваши обязательства по этому вопросу на этом благополучно заканчиваются. Если Вы штатный работник, то рекомендуем при собеседовании попросить HR-специалиста или генерального директора показать то место, где будет работать успешный кандидат на должность. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Просить «кожаные диваны» и тому подобные атрибуты хорошо тогда, когда с руководством сложились хорошие отношения, но даже при них ультимативная форма обращений будет излишней. Главное, знайте, что директор делать этого не обязан. Гораздо более выгодно и удобно добавить к своему предложению ту практическую пользу, которую он получит от покупки. К примеру, купив тот же диван, вы можете размещать на нем ваших потенциальных клиентов и ключевых партнеров, что на подсознательном уровне будет казаться им в качестве вашей благосклонности к их персонам. На самом деле, можно объяснить практически все, главное, подобрать для этого нужные слова. Делать это как-то по-другому означает «провал всей операции». Правда жизни, как никак.

Благодарим за внимание и до новых встреч!