Заблокировали счёт: разбираем 20 ситуаций

Читать в полной версии

Даже самые законопослушные компании рано или поздно сталкиваются с определенными проблемами в ведении хозяйственной деятельности. Причины, по которым может произойти очередной казус, например, блокировка счета, сводятся не только к жестким требованиям налогового законодательства, но и к «человеческому фактору», на который сейчас принято ссылаться. При этом у налоговой инспекции, как правомочного органа «наказывать» компании, есть свое видение проблемы. 

Сегодня мы постараемся собрать все объективные и необъективные причины воедино, дадим рекомендации бухгалтерам, расскажем, как поступать в сложившейся ситуации и попробуем немного оправдать наш исполнительный орган за их действия. Там тоже работают люди (удивительно, правда?) и нам ничего не остается делать, кроме как понять и простить и их. Поехали!

  • Не сдали (не успели сдать) отчет по форме 6-НДФЛ 

В 2016 году по нашим субъективным подсчетам, каждый 3-ий бухгалтер по стране столкнулся с определенными сложностями, сдавая 6-НДФЛ. Произошло это, в первую очередь, по вине ФНС, которая тиражировала письма с инструкциями верного заполнения формы чуть ли не еженедельно. С горем пополам к концу года все окончательно встало на свои места, но другая, более важная проблема, так и не решилась – 6-НДФЛ «иногда» не сдают. Да, просто забывают. Это первая причина, почему счет могут заблокировать. 

Действия бухгалтера: Требуется сдать отчет. Налоговая инспекция после проверки документа обязана разблокировать счет на следующий рабочий день. 

  • 6-НДФЛ сдали, но ИФНС это «не увидела» 

Излюбленный повод поругать наших чиновников и все же это – правда жизни. Называйте эту ситуацию как угодно – «человеческим фактором», несправедливостью, глупостью и т.п. Однако, такое происходит и здесь нам потребуется терпение и выдержка. 

Действия бухгалтера: Не высылайте документ повторно! Операторы ИФНС расценят это, как сдачу документа с прострочкой, и тогда не избежать штрафа в размерене не менее 1000 рублей (ст. 119 НК РФ). Лучше направить документы, подтверждающие вашу правоту, к примеру, почтовую опись с датой отправки 

  • От вас ждали декларацию по НДС и не дождались ее 

Современная деловая жизнь требует от организаций «маневренности». Иногда приходится оптимизировать налоговую базу и перейти, например с ОСНО на УСН. ИФНС не всегда успевает проследить за этими изменениями и, соответственно, предъявляет к вам устаревшие требования, например, в частности, сдачу декларации по НДС. 

 Действия бухгалтера: Сообщите в налоговую инспекцию о смене режима налогообложения. Если этот факт подтвердится, счет должны разблокировать быстро

  • Сдали декларацию по НДС на бумаге, а должны были – в электронном 

Не удивляйтесь, если в этом случае счет заблокируют. С точки зрения инспекторов это будет выглядеть, как отсутствие декларации. Придется исправлять ситуацию. 

Действия бухгалтера: Продублируйте декларацию по НДС в электронном виде через спецоператора, и проблема будет устранена 

  • Должны были сдать на бумаге и все равно заблокировали 

Кажется подозрительным, но это все равно правда. Дело в том, что инспекторы тоже ошибаются и не всегда знают наверняка, что у вас есть такое право. Кстати, сдавать декларацию по НДС на бумаге имеют право компании на спецрежимах, не являющиеся посредниками, согласно п. 5 ст. 174 НК РФ. 

Действия бухгалтера: Не поленитесь и сообщите в Налоговую, что вы все сделали правильно. 

  • Не сдали новый расчет по страховым взносам в срок и позднее 10 рабочих дней 

Всякое бывает: заболел главный бухгалтер, доверил на период своего отсутствия бухгалтерию помощникам, те немного растерялись и, пожалуйста, – счет заблокирован. На примере нового расчета по страховым взносам это вполне может быть, хотя ИФНС не имеет на это права, исходя из Письма Минфина от 12 января 2017 г. № 03-02-07/1/556. В настоящий момент готовятся соответствующие поправки в законодательную базу во избежание лишних споров, но пока все остается так, как есть. 

Действия бухгалтера: Сдайте корректно заполненный расчет и дело с концом. 

  • Ваш расчет не заметили <.p>

Здесь повторяется история с 6-НДФЛ. Инспекторы обрабатывают колоссальный объем информации, и могла произойти элементарная техническая ошибка (халатность здесь тоже не исключается). В этой ситуации важно не совершить ошибки, отправив расчет по страховым взносам повторно – возьмут еще и оштрафуют на 1000 рублей по ст. 119 НК РФ и расценят это как просрочку.  

Действия бухгалтера: Сообщите в уполномоченный орган, что вы уже сдавали документ, подтвердив это, к примеру, чеком почтового отправления. 

  • Раз обязали отчитываться электронно, так и надо делать 

Скажем, вашу компанию обязали однажды отчитываться в ИНФС электронно, а вы не отправили квитанцию о приеме требования или уведомления. Это послужит полным правом Налоговой заблокировать счет вашей компании. Напоминаем, что эту квитанцию необходимо направить в течение 6 рабочих дней со дня получения уведомления. Если этого не произойдет, то вы уже знаете, что последует дальше. 

Действия бухгалтера: Направьте квитанцию о приеме документов. Проблема должна решиться на следующий рабочий день. 

  • Вы не обеспечили получение электронных документов от инспекции 

Дело в том, что если вы ориентируетесь на получение электронных подписей, то необходимо в обязательном порядке обеспечить получение электронных документов в течение 10 рабочих дней. 

Действия бухгалтера: Потребуется заключить договор с оператором на получение электронных подписей. 

  • Компания не заплатила налоги в принципе 

Тут, как говорится, и к гадалке не ходи – счет заблокируют. В этом случае могут быть заблокированы несколько счетов, с которых впоследствии будет взиматься сумма недоимки. Если на одном из них недостаточно денег, чтобы рассчитаться по долгам, потребуется указать в заявлении, с какого счета нужно производить списание. 

Действия бухгалтера: Если время терпит, можно не предпринимать никаких действий и дождаться, когда сумма недоимки спишется автоматически. Или же напишите заявление об отмене блокировки (п. 9 ст. 76 НК РФ). 

  • Инспекторы дополнительно начислили налоги по результатам проверки 

Согласно подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ, определения Верховного суда РФ от 14 апреля 2015 г. № 305-КГ14-5758, инспекторы имеют право разблокировать счет до вступления в силу дополнительных налоговых начислений. Это правило работает в целях устранения возникших проблем после проведенной проверки. Если компании запретили отчуждать имущество, счет заблокируют на сумму превышающей доначисления по отношению к стоимости имущества.

Действия бухгалтера: Уплатите все штрафы, пени и недоимки, которые потребуют от вас инспекторы.  

Теперь немного поговорим о ситуациях, когда банки блокируют «Банк-клиент» 

  • «Слишком мало» платите налогов 

Широко распространенный случай, когда компания сотрудничает с несколькими банками и большую часть налоговых платежей переводит через один и тот же банк. С точки зрения другого финансового института эта ситуация может показаться сомнительной – с его же помощью налоги не платятся или почти не платятся. Непорядок! Блокируем «Банк-клиент». 

Действия бухгалтера: Поясните банку, почему так происходит. Описанная нами причина является объективной для разблокировки. 

  • Подозрительно низкие платежи НДФЛ 

Еще одна причина назвать банки – мнительными организациями. Они настолько опасаются всевозможных мошеннических схем, что анализируют каждый ваш платеж. И не важно, что вы перевели половину своих сотрудников на неполный рабочий день и поэтому НДФЛ стали платить меньше. 

Действия бухгалтера: В очередной раз поясните банку причину – там должны будут вас «услышать». 

  • Ваш адрес в ЕГРЮЛ совпадает с фактическим? 

Если не совпадает – ждите рано или поздно блокировки «Банк-клиента». «Ябедничают» банкам сотрудники налоговой инспекции (читайте Письма ФНС России от 25 июня 2014 г. № СА-4-14/12088 и от 23 декабря 2011 г. № АС-4-2/22130). Между прочим, в договоре банковского обслуживания есть требование, согласно которому юридическое лицо обязано указать достоверные сведения о фактическом месторасположении офиса компании. Если в ходе проверки выяснится, что адреса не совпадают, банк имеет право, в том числе, и расторгнуть договор. 

Действия бухгалтера: Оперативно сообщите банку ваши точные данные: фактический адрес, номер телефона, электронную почту. 

  • Нетипичные платежные операции – повод для подозрения 

Это распространенная проблема. В большинстве случаев, проблемы начинают возникать тогда, когда ранее считавшийся «резервным» счет начинает активно использоваться в коммерческой деятельности. С точки зрения банка подобные платежные операции могут быть восприняты, как отмывание денег. Также эта ситуация может произойти, если компания поменяла вид деятельности, но финансовый орган ничего не знал об этом. 

Действия бухгалтера: Сообщите в банк максимально полную и достоверную информацию о всех произошедших изменениях и проблем в дальнейшем быть не должно. 

  • Выручка стала нестабильной 

Банку достаточно сложно объяснить, что на дворе – кризис и выручка компании может быть меняться месяц от месяца. Однако, это все же повод для подозрения. Вдруг ваш директор «что-то замышляет»? 
Действия бухгалтера: Дайте банку соответствующие разъяснения и, лучше, приложите к документу выписку из ЕГРЮЛ с перечнем ваших ОКВЭД. 

  • Работаете в рознице, в банк сдаете наличные в недостаточном количестве 

Подчеркиваем, что здесь идет речь о недостаточном количестве сдаваемых наличных средств по меркам банка. Это может оказаться действительно так, если большую часть наличных вы сдаете в другой финансовый орган. Кстати говоря, в рознице люди работают и с безналичным расчетом. 

Действия бухгалтера: Тому банку, кому меньше всех «достается» объясните причину такого несоответствия, а если большую часть прибыли вы получаете в безналичной форме, то предоставьте банку документы, подтверждающие безналичные поступления от ваших контрагентов. 

  • У сделок нет очевидной деловой цели 

…Это, когда платежные операции компании на первый взгляд не имеют никакого смысла. К примеру, если компания одалживает часть денег своему контрагенту без процентов или некая другая «переброска» средств от одного юридического лица другому. 

Действия бухгалтера: В зависимости от сути операции, предоставьте в банк документы, подтверждающие необходимость данных переводов. 

  • Неравномерные траты, как причина блокировки «Банк-клиента» 

Рассмотрим ситуацию: если на протяжении шести месяцев компания оплачивает коммунальные расходы, арендную плату офиса, интернет, услуги телефонной связи, затем получает крупную сумму от незнакомого агента и далее тратит ее на «нетипичные» нужны, то это может вызвать подозрения, и счет заблокируют. 

Действия бухгалтера: В очередной раз объясните обоснованность таких операций и потребуйте разблокировать счет. 

  • Активно использовать счет тоже подозрительно? 

Да, подозрительно. Однако, это всегда можно объяснить. Например, заявить, что данный счет ранее был резервным, а сейчас используется вами в качестве основного. 

Действия бухгалтера: Защитите права вашей компании вести самостоятельную финансовую политику. 


Мы разобрали 20 причин блокировки счета и «Банк-клиента». На основании собранных данных и мнения наших клиентов по услуге «1С 8.3 через интернет», мы делаем следующие довольно простые выводы:

  1. Компания и инспектирующий орган в равной степени могут быть виновны в блокировке счета или «Банк-клиента»;

  2. ИФНС и банки на определенном этапе располагают неполной информацией о вашей компании, в виду чего их желательно оповещать о случившихся изменениях;

  3. Контролирующие учреждения руководствуются логикой, что «лучше уж перегнуть, чем не догнуть», ввиду чего блокировка может стать обыденным делом 

Мы желаем всем нашим коллегам выполнять свои должностные обязанности качественно и в срок, чтобы не становиться причиной описываемой нами проблемы. Согласитесь, лучше «ругаться» на Налоговую инспекцию и банки, чувствуя свою правоту? Вот и мы так считаем!