Укрепляем авторитет: как новому руководителю влиться в коллектив

Читать в полной версии

«Кадровая» тема занимает достойное и почетное место в нашем блоге. От климата внутри коллектива, от отдельных специалистов, а также уровня их профессиональных навыков во многом зависит благосостояние целой компании. Фирмам очень важно подбирать состав команды таким образом, чтобы впоследствии не понести ощутимые убытки. А таких случаев, как известно, бывает множество. Однако мы в большинстве случаев говорили о линейном персонале. Теперь же узнаем, как находятся и трудоустраиваются руководители подразделений, пришедшие из других организаций. По каким критериям они отбираются, почему директора, как основные «приемщики» доверяют «пришлым топам» и как впоследствии им найти общий язык с не вполне довольным коллективом. Разбираемся, рассуждаем и делаем соответствующие выводы.

Почему возникает такая необходимость?

Изучая различные коммерческие рынки, а также анализируя то, о чем нам вещали наши клиенты по услуге: «1С Предприятие онлайн», мы пришли к выводу, что потребность в «пришлом» топ-менеджменте возникает по двум основным причинам:

  1. Очень большая текучка кадров, регулярные смены коллектива, отсутствие «костяка»;

  2. «Редкие» сферы деятельности, где опытный человек на вес золота.

Заметим, что во втором случае привлечение стороннего руководителя считается вполне нормальным явлением и в какой-то мере даже приветствуется. Того же самого нельзя сказать о первой причине. На ней мы заострим особое внимание.

Отдельные компании, занятые сферой услуг, продажами низко маржинального товара, задействованные на высоко конкурентных рынках, часто сталкиваются с тем, что многие их сотрудники просто не в силах выдержать то давление со стороны начальства, которое им приходится испытывать изо дня в день. Часто это затрагивает грузчиков, мерчендайзеров, торговых представителей, специалистов по продажам. Во-первых, их труд не уважается не только внутри самой организации, но и в общении с посторонними людьми. У нас, к большому сожалению, не принято почитать труд дворника или мойщика посуды. Есть какое-то странное предопределение, что на такую работу пойдут только люди, которые больше ничего не могут добиться в жизни и у которых, скажем так, нет «активной жизненной позиции». В какой-то степени это верное утверждение и все же так рассуждать категорически нельзя. Менеджерами по продажам становятся люди, которые не только хотят «подзаработать», но и те, кто не может или не хочет искать работу по своей специальности, полученной в ВУЗе или другом учебном заведении. Люди могут идти убирать улицы от желания видеть вокруг себя чистоту, а мыть посуду только потому, что не имеют больших финансовых притязаний и им вполне хватает получаемого дохода для ощущения себя счастливым. И если с их уходом с одного места работы на другое все более или менее понятно, то с руководителями отделов дела обстоят сложнее. Руководитель – это не «сержантский состав» – это «офицер», если выражаться военной терминологией. Частый уход руководителей с должности говорит о глубоком кризисе, которым живет компания на текущий момент времени. Уважающие себя организации стараются самостоятельно «взращивать» из наиболее ярких, предприимчивых кадров своих будущих начальников. А если им приходится размещать соответствующие вакансии на работных сайтах, то значит им всего лишь некого ставить на эту должность из своих (не успели «дорасти», так сказать).

Читайте статью: «Корпоративные табу с точки зрения Трудового Кодекса»

Руководитель пришел, а дальше что?

Несмотря на то, что компании вынуждены прибегать к такой мере, некоторые профессионалы не в меньшей степени заинтересованы в том, чтобы устроиться на аналогичную должность, но уже в другой организации и на других условиях. Если представить себе ситуацию, что начальник из одной сферы попадает в ту же самую, то ему во многом приходится прощаться со своими старыми привычками и уважать тот устав, который заведен в компании. Стоит также ему быть готовым к тому, что «старички» не захотят принимать нового руководителя до тех пор, пока не поймут, кто он есть такой и что из себя представляет. Дополнительно к этому есть смысл подготовиться к заведомому негативу со стороны действующих сотрудников. В основе предвзятого отношения может лежать несогласие с решением руководства привлечь к работе стороннего человека. «Мы вот тут сидим такие умные, что из нас кого-нибудь нельзя было сделать начальника»? Примерно так может подумать обиженный и «недооцененный лидер». Ставленнику придется как-то работать с этим. В противном случае появится необходимость заново искать работу, т.к. без взаимопонимания и должного уважения она уж точно не пойдет. Из этого можно сделать вывод, что руководителю в срочном порядке будет необходимо утверждаться на новом месте и показывать, «кто тут главный».

Читайте статью: «Опросник для персонала. Что нужно узнать у сотрудников»?

Что для этого нужно сделать?

Как только новоиспеченный начальник представлен коллегам со словами «прошу любить и жаловать», ему потребуется выполнить несколько обязательных условий для того, чтобы наладить диалог с подчиненными:

  1. Нужно сказать что-то от себя, сообщить, что он пришел из той же самой сферы и уже занимался этим раньше (название компании сообщать не обязательно);

  2. Далее с подопечными необходимо провести небольшое совещание и познакомиться со всеми. Важно уточнить, у кого какие обязанности, кто за что отвечает и т.д.;

  3. Следует определиться, что из себя представляет каждый из сотрудников, как они к они относятся к новому руководителю;

  4. Если мы говорим об отделе продаж, то важно провести беседу с каждым из менеджеров и узнать, о клиентах, которые ведутся, какие с ними есть договоренности и прочие нюансы, которые должен знать руководитель, как ответственное за выполнение плана лицо;

  5. В ходе работы желательно время от времени сталкиваться со своими сотрудниками в неформальной обстановке и немного поговорить о жизни, дабы подчиненные не подумали о том, что они как люди ему абсолютно безразличны – сотрудники этого не любят.

При любом раскладе важно соблюдать следующий перечень правил поведения, который поможет укрепить авторитет. С этим же согласны многие наши клиенты-директора по услуге «Аренда 1С 8»:

  1. Нельзя допускать панибратства даже если начальник не многим старше, а то и младше своих подопечных. Важно сохранять дистанцию и делить рабочее и личное пространства;

  2. Знайте, что молодому руководителю простят строгость, но несправедливость – ни в коем случае. Этого не прощают даже своим, а о «пришлых» и говорить не приходится…;

  3. Важно быть лидером не только с точки зрения личностных качеств, но и с точки зрения профессиональных. Начальник должен лучше, чем кто бы то ни было, разбираться в предмете – это тоже вызывает уважение;

  4. Необходимо уметь организовать работу персонала, скоординировать их действия таким образом, чтобы они сами были довольны своей работой;

  5. Обо всем с коллегами надо договариваться, что называется, «на берегу», а также держать свое слово – у него должен быть свой вес;

  6. Подчиненных нужно защищать перед вышестоящим руководством, отстаивать их правоту. В противном случае, руководитель быстро растеряет своих подопечных и им придется искать замену.

Казалось бы, это достаточно просто. Однако о таких обыденных и формообразующих понятиях многие забывают, что неизбежно ведет к появлению новых и не очень приятных проблем.

Что мешает?

Понимая все вышеперечисленное, мы приходим к выводу, что элементарное безразличие, а иногда и нерешительность мешают молодым руководителям утвердиться в новом коллективе. Починенные встречают с холодком, который нужно устранить, а этим не занимаются. Нужно проявить организаторские способности в лучшем их воплощении, а это не делается. Важно при этом быть понимающим и, как это говорят, «адекватным» человеком. Никому не нравится разговаривать с «роботами», у которых нет «живых» эмоций. В свою очередь многие перегибают палку и начинают утверждать свой авторитет среди сотрудников методом кнута, считая, что это обязательно приведет к успеху. Это крайне ошибочное мнение. Было немало случаев, когда руководитель, не проявив предварительно своего реального профессионализма, начинал требовать того от своих сотрудников. Более того, он не оказывал никакой поддержки работникам, а только требовал от них выполнения своих обязанностей. Такие люди считают, что роль руководителя в организации сводится сугубо к административной функции – надзор и порицание. В конечном итоге он был уволен из компании без объяснения причин (а разве оно вообще нужно, если человек раньше этого понять никак не мог…).

Заключение

Очевидно, что укрепление авторитета для молодого руководителя – дело первостепенной важности. Необходимо поставить акценты на профессионализме, дисциплинированности, справедливости и сугубо «человеческих» качествах, которые позволят наладить неформальный контакт с персоналом. Желательно, чтобы люди как можно скорее забыли о том, что начальник пришел из другой организации. Если это проигнорировать, то отношения сложатся не самым лучшим образом, а это пагубно отразится на будущей карьере.

Желаем удачи, дорогие читатели!