Учредитель покинул ООО без денег: юридическая сторона вопроса

Читать в полной версии

В обществах с ограниченной ответственностью все, как в жизни – кто-то их создает, они состоят из неких членов, затем кто-то решает из них уходить. Да, это довольно обыденный процесс и он, между прочим, регулируется Налоговым Кодексом РФ. Учредитель может покинуть ООО двумя способами: или продать свою долю, или выйти из общества, получив обратно ее действительную стоимость. По разным с течениям обстоятельств может сложиться ситуация, когда владельцу доли в компании она оказывается не нужной, и он будет рад «уйти по-английски» - не попрощавшись и не забирая свои «кровно заработанные» обратно. Что ж, у всех свои причуды. Предлагаем в рамках нашей статьи разобрать следующие юридические стороны вопроса:

  1. Когда прекращается статус участника?

  2. Возникает ли у него доход?

  3. Если возникает, то каким он будет?

  4. С чем остается ФНС?

  5. Как отразить доход в бухгалтерском учете?

Далее сделаем краткие выводы о нашей правовой действительности на примере ответов на эти вопросы.

Когда прекращается статус участника?

Для того, чтобы максимально корректно ответить на этот вопрос, нам потребуется обратиться к п. 1 ст. 26 Федерального закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», где черным по белому прописано следующее: «Участник общества вправе выйти из общества путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом общества. Заявление участника общества о выходе из общества должно быть нотариально удостоверено по правилам, предусмотренным законодательством о нотариате для удостоверения сделок». Далее интересен пункт 2 статьи 26: «Право участника общества на выход из общества может быть предусмотрено уставом общества при его учреждении или при внесении изменений в его устав по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно, если иное не предусмотрено федеральным законом». Из этого мы делаем вывод, что с момента получения такого заявления:

  1. Доля участника переходит к ООО, не смотря на то, что соответствующая запись в ЕГРЮЛ появится позже, точнее, после того, как руководитель организации подаст соответствующее уведомление в ИФНС по месту регистрации юридического лица;

  2. Общество обязано выплатить участнику действительную стоимость доли. В свою очередь, участник имеет полное основание ее требовать у руководителя организации, а далее распоряжаться ею по своему усмотрению вплоть до перечисления этой суммы третьему лицу.

Возникает ли у участника ООО доход?

На этот счет имеется два диаметрально противоположных мнения. Доход либо есть, либо его нет. Рассмотрим оба случая:

Согласно, п. 1 ст. 41 НК РФ, доходом признается экономическая выгода, полученная в денежной или натуральной форме. По нашей логике, участнику ООО ничего не выплачивается и не передается. Это значит, что отказываясь от своей доли и ее стоимости, учредитель не получает никакой выгоды, соответственно, и дохода. В хрестоматийном смысле, любые разночтения в законодательной базе должны быть интерпретированы в пользу налогоплательщика, а не государства. Россия стоит особняком среди прочих стран в рамках этого вопроса, ввиду чего, налоговые инспекторы по странному стечению обстоятельств «забывают» о данном правиле и могут в ходе налоговой проверки начислить штрафы и пени юридическому лицу за то, что его (учредителя) оставили без дохода… Вот вам и борьба за права налогоплательщиков.

Второй случай однозначно предполагает отражение дохода от вывода доли участника ООО. Данный взгляд на вопрос признан считаться более безопасным в сравнении с первым.

Здесь важно прочувствовать момент: учредитель, уходя из Общества, не требуя свою долю обратно, так или иначе на какой-то момент времени ею распоряжается (отказывается = совершает действие по своему усмотрению). Если исходить из этого понимания вещей, получается, что учредитель в любом случае получил некую денежную сумму «на руки», значит и получил доход. В свою очередь, любой доход, полученный физическим лицом, облагается некой ставкой НДФЛ, которую необходимо отразить, либо самому учредителю, либо ООО, дабы избежать двойного налогообложения. Но кто преимущественно должен это делать? В ответ на этот вопрос мнения большинства чиновников сводятся именно к налоговому агенту, т.е. юридическому лицу. Так, согласно подп. 1 п. 1 ст. 226 НК РФ, если доход получен в денежной форме, то налог исчисляется и удерживается налоговым агентом на дату фактической выплаты этого дохода. Если речь идет о действительной стоимости доли, от которой он отказался в письменной форме, то датой выплаты будет являться дата получения обществом такого отказа.

Рекомендуем вам придерживаться второго подхода, т.к. именно он, как показала практика, позволит избежать лишних разногласий с проверяющими органами. За основу дальнейших рассуждений мы возьмем именно его.

Сумма дохода

Мы пришли к мнению, что налоговая база НДФЛ в данном случае будет равняться той сумме, которая составляет размер стоимости доли учредителя. Выплата в пользу участника Общества производится за счет разницы между стоимостью чистых активов и размеров его уставного капитала (п. 8 ст. 23 Закона №14-ФЗ). Отметим, что ситуацию, когда такой разницы не хватает, мы рассматривать не будем. В таком случае ООО должно уменьшить уставный капитал на недостающую сумму. А если это может привести к тому, что он окажется меньше допустимого минимума (10 000 рублей), то участнику Общества выплачивается лишь разница между стоимостью чистых активов и суммой 10 000 рублей на основании п. 1 ст. 14 и п. 8 ст. 23 Федерального Закона № 14-ФЗ. Отметим, что расчет производится не ранее, чем через 3 месяца после получения уведомления участника о выходе. Соответственно, на дату получения ООО этого уведомления с отказом от денег будет невозможно определить сумму к выплате, а значит, и сумму дохода.

Что по поводу налогового дохода у ООО?

На этом этапе важно разъяснить один ключевой момент. А именно, право требования денежной суммы — это имущественное право. Следовательно, в тот момент, когда учредитель прощает долг ООО, он тем самым безвозмездно передает ему это право. На дату получения письменного отказа учредителя от действительной стоимости доли для целей налогообложения появляется внереализационный доход. Данное правило применимо как для общего, так и упрощенного режимов налогообложения. Как и в случае с физическим лицом (участником Общества), доход у ООО возникает в сумме кредиторской задолженности, списанной в связи с прощением долга. Но если участник отказывается от действительной стоимости доли, чтобы увеличить чистые активы, то тогда, по мнению специалистов Минфина, доход можно освободить от налогообложения. Сотрудники Минфина по этому вопросу ссылаются на пп. 3.4 п. 1 ст. 251, а также пп. 1.1 ст. 346.15 НК РФ.

Невзирая на утверждение работников Минфина, мы смеем предположить, что вопрос с доходом остается очень спорным. Более того, мнение чиновников далеко не всегда совпадает с решениями судов и взглядом налоговых инспекторов. Посудите сами, если учредитель покидает ООО, то, соответственно, его статус участника общества автоматически прекращается, следовательно, в этом вопросе он будет рассматриваться уже в качестве «бывшего» члена Общества. Могут ли описанные нами выше правила распространяться на них — здесь лучше следить за судебной практикой, т. к. именно постановления судов являются лучшим ориентиром для принятия решений.

В бухгалтерском учете тоже должен быть отражен доход

Да, именно к такому мнению приходят эксперты в области бухгалтерского учета и налогообложения. Однако, подчеркиваем, что именно к «мнению», — не более. Так, эксперты полагают, что раз бывший участник ООО фактически передает свою долю в пользу Общества, то с большой натяжкой, это можно назвать «доходом», а значит он должен облагаться НДФЛ, хоть, по факту сумма уставного капитала ООО не изменилась нисколько. Приведем отвлеченный пример:

Компания ООО «БигБургер» представлена в лице генерального директора Петренко А.В. и двух учредителей — Семенова И.Г., а также Иванова А.Ю. На протяжении некоторого времени они успешно осуществляли коммерческую деятельность, но обстоятельства сложились таким образом, что Иванову А.Ю. потребовалось удалиться из ООО «БигБургер». Скорее всего, он захотел открыть свое собственное дело. Сумма уставного капитала компании на день ухода учредителя Иванова составляла 25000 рублей, где 5000 рублей принадлежали ему. Ввиду того, что Иванов не испытывает острой необходимости в действительной стоимости доли, он предпочел от нее отказаться. Господин Петренко не имеет права ему в этом препятствовать и оставляет 5000 рублей Иванова в капитале Общества. Мы с вами понимает, что просто так «взять и отдать» в бухгалтерии ничего нельзя — на все должна быть соответствующая операция. Следовательно, на вооружение бухгалтеру ООО «БигБургер» нужно взять следующие проводки:

  1. Отражена задолженность перед бывшим участником по выплате действительной стоимости доли — Д. 81; К 76

  2. Отражен переход доли участника к обществу по номинальной стоимости — Д 80 «субсчет Доля участника»; К 80 «субсчет Доля, принадлежащая обществу»;

  3. Списана задолженность перед бывшим участником по выплате действительной стоимости доли — Д 67; К 91-1.

Наводит на определенные мысли

Анализируя юридическую сторону нашего вопроса, мы в очередной раз убеждаемся, что российское законодательство — вещь, скажем так, неоднозначная. Очевидно, что двойные смыслы приводят к тому, что, и юридические, и физические лица в той или иной степени совершают ошибки, за которые на них фискальными органами налагаются штрафы. При этом, намерений допустить ошибку у них, скорее всего, не было — они всего лишь не знали, «как нужно» или же им подсказали неправильно. Мы будем надеяться на то, что когда-нибудь найдутся люди в нашей стране, заинтересованные в упорядочении законодательной базы, сделав ее более прозрачной для всех. И все же наши надежды можно назвать, по большому счету, беспочвенными. Если посмотреть, какие законодательные инициативы выдвигают наши депутаты в Государственной Думе, то улыбка с лица сходит мгновенно — ходят вокруг, да около. Да кого же этим сегодня удивишь?