Тренды российского бизнеса в 2022 году

За 2022 год бизнес в России серьёзно изменился. Кризис затронул многие сферы, и компании стали искать выход из тяжёлого положения. 

О том, как это было в различных нишах и к чему всё может привести, читайте в нашей статье.

Магазины электронной техники

Началось освоение вторичного рынка. Крупные организации стали покупать и перепродавать подержанные устройства. Нечто подобное было и раньше, например, уже давно существует услуга trade-in. С её помощью выкупается «старая» техника и предоставляется скидка на новую. Однако теперь началась масштабная продажа б/у товаров.

Спрос на такую продукцию возникает на фоне неопределённости. Продавцы электроники останавливают программы кредита и рассрочки, поэтому покупатели стараются экономить.

Маркетплейсы

Прослеживается вектор на отечественную продукцию. Предполагается, что у неё окажется меньше сложностей с логистикой, а стоимость будет увеличиваться не так стремительно, как на зарубежные товары.

У каждой популярной площадки (Wildberries, «Яндекс.Маркет», Ozon) появился отдельный сервис, раздел или витрина, где можно приобрести товары из РФ. Также эти маркетплейсы разрешили торговать продукцией из списка параллельного импорта.

Службы доставки

Покупать на иностранных сайтах теперь сложно, поэтому службы доставки начали становиться посредниками в этом процессе. Благодаря этому у них можно приобрести продукцию брендов, которые покинули наш рынок. Схема такая: человек делает заказ, а всё, что связано с логистикой, таможней и оплатой, служба выполняет сама.

Рестораны и кафе

В первом квартале года рынок ощутимо просел. В попытке сохранить бизнес и не завышать ценники, компании обновляли меню и пробовали менять иностранные продукты на другие. К примеру, импортная рыба заменялась на мурманскую, паста делалась из отечественной муки, а сыр использовали белорусского производства.

Одежда

Чтобы уменьшить затраты, компании искали аналоги европейских материалов в КНР. Полным ходом развивался рессел: росла востребованность сервисов, которые повторно продавали элитную продукцию. Это объясняется тем, что покупатели рассматривают в дорогих товарах возможность для инвестиций. Люди хотели получить вещи по доступной цене, поскольку неясно, какой она будет в будущем.

Информационные технологии

Организации столкнулись с трудностями: стало сложно искать замену иностранным решениям, прекратилась работа с зарубежными клиентами, подскочили цены на процессоры и начали уходить собственные специалисты.

При этом в России продолжается импортозамещение, которое статовало много лет назад. И в стране уже появились достойные продукты: например, «МойОфис», способный стать альтернативой схожим программам от Microsoft. Однако многие российские решения не повторяют в точности западные, и это вызывает у людей вопросы. 

Из-за частых атак на отечественные ресурсы возникла тенденция к кибербезопасности. Вскоре после начала СВО увеличились запросы на продукты, которые защищают от сетевых нападений.

Прогноз на 2023 год

Предприниматели и венчурные инвесторы предполагают, что в стране может увеличиться рост инноваций. Велик шанс, что появится не одна сотня новых проектов в сфере промышленности. В итоге Россия может обрести иную экономику, которая будет взаимодействовать с восточными рынками и существующим внутренним спросом.